Наталья Квитко
Проект по экологии «Планета Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Актуальность.
Экологическая обстановка в современном мире с каждым годом ухудшается. Воздействия человека на природу достигают той черты, при которой природа теряет способность к самовосстановлению. Страшно осознавать, что от невежественного вмешательства человека в дела природы исчезают с лица земли реки, загрязняются моря, вырубаются леса. Главное действующее лицо в природе – человек.
Публикация «Проект по экологии „Планета Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
От личной ответственности каждого за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, каким станет «лик» Земли и где будет находиться человечество – в начале или конце своего путешествия в будущее. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Эта работа начинается в детском саду – первом звене непрерывного образования.
Наблюдения за поведением детей в природе, на улицах города, анализ знаний детей и ответы родителей на вопросы анкеты показали, что необходима планомерная работа по развитию познавательного интереса к миру природы, обучению и закреплению у детей первоначальных умений и навыков экологически грамотного для природы и для самого ребенка поведения.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Теоретическое обоснование
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Именно поэтому так важно начать работу по экологическому воспитанию детей с самого раннего возраста, а основная задача взрослых – воспитание у дошкольников гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из направлений познавательного развития, осуществляемых в дошкольных образовательных учреждениях. Вопросами формирования у детей дошкольного возраста элементарных экологических знаний занимались такие современные педагоги, как С. Н. Николаева, Т. И. Попова, Н. А. Рыжова, Л. С. Журавлева, О. Ф. Горбатенко и др.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. …Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинается видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
(В. А. Сухомлинский).
Проблема :
Традиционная работа по экологическому воспитанию не дает ожидаемых результатов. Необходимо построить работу так, чтобы впечатления ребенка были как можно ярче, ведь в силу возраста эмоции запоминаются ребенком лучше, чем слова. Более всего насыщена эмоциями активные формы работы с детьми, такие как игры, викторины, совместная деятельность с родителями, прогулки и т. д. – все это помогает лучше усвоить навыки бережного и заботливого отношения к объектам природы, развивает познавательный интерес к окружающему миру.
Цель:
Пополнение, обобщение и закрепление элементарных экологических знаний детей через использование активных форм работы с детьми и совместную работу с родителями.
Задачи:
- Уточнить, обобщить и углубить знания детей по экологии через использование активных форм работы с детьми: акции, викторины, создание экологического букваря, походы, праздники, трудовые десанты;
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное и заботливое отношение к миру природы;
- Активизировать позицию родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
Ожидаемый результат:
Результатом этой работы должно стать повышение познавательного интереса к окружающему миру и формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, а так же у детей сформируется:
- представления о планете Земля, её природных ресурсах, материках.
-повысится интерес к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).
-они научатся сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- появится стремление грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)
- они смогут свободно оперировать понятиями: континент, страна, море, океан, водное, воздушное пространство.
Идея проекта :
Работа педагогов по обобщению, закреплению и пополнению у дошкольников элементарных экологических знаний через активные формы работы с детьми, насыщенные эмоциями, с целью лучшего усвоения навыков бережного и заботливого отношения к объектам природы, развития познавательного интереса к окружающему миру.
Вовлечение в педагогический процесс родителей, что даст детям дополнительные положительные эмоции и возможность закрепить полученные знания дома.
Новизна:
Использование активных форм работы с дошкольниками, совместная работа родителей и педагогов по экологическому образованию.
Сроки реализации проекта : 1,5 недели.
Участники: Дети старшей группы, родители, педагоги
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап: подбор необходимой методической литературы, анализ работы по данному направлению, составление плана работы по реализации проекта, подбор пособий, организационная работа.
- Основной этап: деятельность по проекту
- Заключительный этап: презентация книги «Экологическая азбука» анализ работы по проекту.
Формы работы с детьми по реализации проекта :
- ООД
- беседы
- решение экологических ситуаций
- игровая деятельность
- изобразительная деятельность
- чтение художественной литературы
- викторина
Формы работы с родителями:
- совместная творческая деятельность
- опрос с помощью анкет для родителей
- участие в конкурсах, викторинах и т. д.
- совместное с детьми родительское собрание
Наглядно – дидактические пособия:
Познавательные энциклопедии серии «Хочу все знать»,
атласы: «Мир вокруг нас»,
«Растительный мир в картинках»,
«Животный мир в картинках»,
«Атлас животных»,
пособие «Экологическая мозаика»,
плакаты «Сохраним родную природу»,
альбомы,
дидактические игры по экологии.
Техническое оснащение:
Музыкальный центр,
DVD,
видео и аудио кассеты.
Мероприятия по проекту :
1. С детьми:
- Рассматривание альбомов, плакатов, атласов и тд.
- ООД «ООД «Наша Земля»
- ООД «Кладовая Земли»
- Рисование на тему: Птицы наши друзья»
- Развлечение «День Земли»
- Викторина «Наш дом – Земля»
- Чтение художественной литературы
Итоговое мероприятие: Викторина: «Наша планета-Земля»
2. С родителями:
- Анкетирование
- Совместные мероприятия:
Рисование плакатов «В гости к природе»
Родительское собрание «Наш дом – Земля»
Использованная литература:
Методическая литература:
1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Николаева С. Н. Статьи в журнале «дошкольное воспитание» : 1988г. ,№№ 2, 8, 12; 1996г., с №7 по 1998г., № 1.
3. Экология родного края / Под ред. Т. Я. Ашихминой. – Киров. :Вятка, 1996. 4. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Попова Т. И. Мир вокруг нас., 1998.
6. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
7. Система экологического воспитания в ДОУ / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Вахромеева М. Г., Павлов В. Н. Растения Красной книги СССР: Береги природу! – М. : Педагогика, 1990.
9. Журнал Управление ДОУ 2005г. № 2; 2007г. № 3. 10. Журнал Ребенок в детском саду 2004г. № 3, 2005г. № 2, 2006г. № 5, 2008 №№ 4, 8.
Детская художественная литература:
Рассказы:
Н. Сладков. Птицы.
Г. Скребицкий. На лесной полянке; Раненые деревья; Берегите птиц. В. В. Бианки. Голубые лягушки; Муравейник зашевелился; Приключения муравьишки; Чей нос лучше.
К. Ушинский. Пчелки на разведках.
Е. Тимошенко. Елочки-метелочки.
В. Александров. Август, август. Раненые деревья. Сказка. Ежинька и белочка.
Стихи:
А. Яшин. Покормите птиц зимой.
Б. Заходер. Все на свете нужны.
Е. Евтушенко. Берегите эти земли.
Г. Горбовский. Мертвый лес.
М. Агашина. Любуйтесь цветами, не рвите.
М. Дудин. Берегите землю.