Жанна Манджиева
Занятие по экологии «Планета Земля в опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии
Цель:
Закрепить у детей знания о необходимости природоохранной деятельности человека, о катаклизмах, происходящих на планете из-за вмешательства человека. Систематизировать и закрепить имеющиеся у детей экологические знания о связях и зависимостях в живой и неживой природе. Создавать условия для самостоятельного поиска путей решения экологических проблем.
Публикация «Занятие по экологии „Планета Земля в опасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Дни защиты от экологической опасности, 15 апреля - 5 июня
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать логические операции посредством речевого общения. Осознавать необходимость беречь и сохранять окружающую среду. Закреплять умения чётко приговаривать поставленные и автоматизированные звуки. Воспитывать интерес и любовь к природе, стремление защищать её, делать для этого что-то хорошее и полезное. Формировать элементы экологического сознания.
Оборудование:
Карточки с изображением живых организмов, живущих на суше, в воде и в воздухе; карточки этапов роста и развития бабочки, птицы, рыбы; ватман, восковые мелки, фломастеры; бумага для рисования большого формата; два символических рисунка планеты Земля
Ход занятия
1. Психорефлекторная игра «Согреем птенца»
Воспитатель: Сегодня у нас с вами занятие по экологии. Проведём игру «Согреем птенца». Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику, сложите ладошки. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладонь к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания… А теперь раскройте ладони – и вы увидите, что птенец радостно взлетел… Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам.
Время, в которое мы живём – особенное. Никогда ещё люди не были такими могучими, как сейчас. Они посылают ракеты на Луну и на Марс, перегораживают реки, создают искусственные моря, во всех концах Земли строят заводы, электростанции, города. Нередко эта деятельность сильно влияет на природу, меняет её. А ведь главное правило экологии – в природе всё связано друг с другом.
И всюду, где люди не думают об этом, природа погибает. Экология Земли встревожены тем, как люди относятся к природе. Мы с вами изготовим кологический плакат, придумаем ему название и повесим в коридоре нашего детского сада, чтобы все, глядя на него, задумались, как они лично относятся к окружающему миру. Для создания плаката нужно проанализировать состояние окружающей среды нашей Планеты и выполнить несколько заданий.
1. Рассказ о приспособлении живых организмов к среде обитания.
Воспитатель: Для вас приготовлены карточки с изображением живых организмов, живущих в воде, на суше и в воздухе. В зависимости от среды обитания нужно разделиться на группы. (Разделившись, дети подходят к столам, на которых лежат картинки.)
А теперь выполним задание. Каждая группа расскажет о своих живых организмах, о том как они приспособились к среде обитания. (Дети рассказывают, приводя примеры приспособления живых организмов к среде обитания, о жизни сайгака в степи). Молодцы! Для правильной оценки экологического состояния вам нужно вспомнить условия, необходимые для благополучной жизнедеятельности живых организмов (температура, чистая вода, чистый воздух, солнечный свет, питание).
3. Этапы роста и развития живых организмов.
Воспитатель: вы знаете, что каждый живой организм от рождения до взрослой стадии приходит несколько этапов. Вот ещё одно задание. У меня приготовлены карточки с этапами роста и развития. На каждую группу – один живой организм. Расположите карточки в правильной последовательности. (Дети рассказывают о последовательности развития бабочки, рыбы, птицы).
- Что произойдёт, если погибнет одно из звеньев цепочки? Или погибнет по вине человека? (Например, погибнет гусеница). Дети отвечают: не появится бабочка, не произойдёт опыления, не будет корма птице.
Воспитатель: знания природных закономерностей у вас есть. Вы поняли, что в природе всё взаимосвязано.
Физминутка «Кто живёт в степи?» (Дети называют животных на калмыцком языке и не вербально показывают их).
4. Игра «Хорошо – плохо» (триз)
А теперь садитесь поудобнее, мы поиграем в игру «Хорошо – плохо». Я буду называть предмет, живой организм или объект, созданный руками человека, а вы будете говорить мне, хорошего в том, что это есть и что плохого.
По улицам едет много машин.
Летом бывает много гусениц.
В лесу живут хищники.
В городе много заводов.
Что в этом хорошего, а что плохого?
5. «Послание из космоса»
Ребята, смотрите, да ведь это послание из космоса: «Здравствуйте Земляне! Мы живём в соседней Солнечной Системе. И, наблюдая за вашей планетой, обнаружили, что она из голубой становится серой. Фотографии высылаем вам (показ Земли – голубой и серой).
Когда-то давно мы пережили экологическую катастрофу и теперь обеспокоены со стоянием вашей Земли. Под силу ли вам возродить и сохранить природу своей планеты?.
Чтобы ответить на этот на этот вопрос, сначала нужно выяснить, что вредит природе Земли, то губит её, а потом выработать план спасения. Вы должны нарисовать рисунки и рассказать, как человек может навредить природе. ( Выступления детей: загрязнения от заводов, нефть в море, вырубка леса, кислотные дожди, мусор в водоёмах, на наших улицах, участках, истребление животных, лесные пожары). Чтобы рисунки получились красивыми, подготовим пальчики:
П/Г «Жил да был один налим». Дети рисуют.
Воспитатель: Мы ещё раз убедились, что необдуманное поведение человека может погубить окружающий мир. И напоминанием всем мы составим экологический плакат. Вот только нужно придумать ему название, призывающее сохранять и беречь природу. (Дети отвечают. «Природа – наш дом»; «Люди, что вы делаете с природой?; «Берегите природу!»; «Экологическая катастрофа» и другие).
Я приготовила ватман, составляйте из ваших рисунков плакат и пишите название. Самостоятельная работа детей.
6. Подведение итогов.
Воспитатель: Этот плакат мы повесим в коридоре дет/сада. Ну, а теперь самое главное: как найти пути решения экологических проблем? Что же нам, людям, нужно предпринять для спасения и сохранения нашей Планеты? (Школы экологов, создание заповедников, выпуск книг, газет, рекламы о защите природы, съёмки фильмов, мультфильмы, разведение редких птиц, животных, растений и другие).
Из всего сказанного нужно сделать главный вывод: «Не навреди!»
Человек – часть природы. Мы должны в единстве с окружающим миром. Тогда наша планета останется голубой, с чистыми реками озёрами, с дикими непугаными животными. На ней будут расти цветы и петь птицы.
Ты, человек, дитя природы
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую,
Не исчерпай её до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна!