Елена Чаус
Проект «Наш чудесный огород» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для старшей группы
Постановка проблемы и ее актуальность
Окружающий мир оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, наблюдательности, трудолюбия на участке были созданы условия для поисково-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей. Проведение экспериментов позволяет не только удовлетворять потребность детей в познании окружающего мира, но и расширять представления согласно возрастным особенностям. И в этом отношении огород незаменим.
Публикация «Проект „Наш чудесный огород“ для старшей группы» размещена в разделах
Огород и посильный труд детей по уходу за культурными растениями оказывают положительное влияние на формирование элементарных экологических представлений, знакомят дошкольников с природой и сезонными изменениями в жизни растений. Огород в детском саду – это еще и возможность увидеть результаты своей работы. Совместный труд детей воспитывает ответственность, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, безусловно, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Цель проекта : формирование элементарных представлений об агротехнике выращивания и биологических особенностях культурных растений через вовлечение дошкольников в практическую и познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
образовательные:
• закрепить представления о биологических особенностях растений;
• продолжать знакомить с особенностями выращивания культурных растений;
• учить правильно ухаживать за растениями открытого грунта;
• способствовать развитию эстетического восприятия природы;
• формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
• активизировать речь и пополнить словарный запас детей;
развивающие:
• развивать познавательный интерес;
• развивать эмоциональную сферу ребенка;
• развивать стремление к здоровому образу жизни;
воспитательные:
• воспитывать интерес и заботливое отношение к растениям, любовь к природе;
• воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Сроки реализации: май-сентябрь 2016г.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Автор и руководитель проекта : воспитатель Чаус Е. В.
Планируемые результаты:
• расширение знаний и представлений детей о посадке и выращивании растений;
• формирование у детей уважительного отношения к труду;
• формирование экологической культуры воспитанников;
• активизация позиции родителей как участников педагогического процесса;
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• Изучение методической литературы.
• Разработка плана проектной деятельности.
• Объяснение цели проекта детям.
• Подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенностей ухода и агротехники выращивания растений.
• Подбор художественной литературы.
• Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, репродукции).
• Вовлечение родителей в реализацию проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
• закрепление знаний об овощных культурах, выращиваемых в регионе, знакомство с алгоритмом по уходу за ними;
• проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы);
• посев и высадка рассады овощных культур, уход за растениями;
• наблюдение за ростом и развитием растений;
• установление связей: растения – земля, растения – вода, растения – человек;
• обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей;
• совместная деятельность воспитателя с детьми по изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка;
• заучивание песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок;
• экологическое воспитание и познавательное развитие в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке;
• дидактические игры природоведческой тематики;
• сбор фотоматериалов.
Май:
Ознакомление с особенностями ухода и выращивания растений для огорода.
Выбор семян.
Разравнивание почвы граблями, разбивка грядок.
Оценка температурного и светового режима.
Посадка чеснока.
Посев семян петрушки, укропа, моркови, свеклы.
Посадка лука и картофеля.
Посев семян репы.
Высаживание рассады помидор и сладкого перца.
Посадка фасоли.
Регулярный полив и рыхление почвы.
Выборочная прополка.
Беседы: «Что такое огород?», «Вода и растения», «Солнце и растения», «Человек и растения».
Наблюдения: «Какой бывает почва», «Такие разные семена», «Первые ростки», «Петрушка – двулетнее растение».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Строение семян», «Свойства почвы».
НОД: «Зачем нужна почва», «Мы сажали огород», «Семена-росточки» (рисование).
Дидактические игры: «Что где растет?», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови», «Что за растение?», «Что сажают в огороде».
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде», В. Сухомлинский «Одно-единственное в мире маковое зернышко»; заучивание тематических стихотворений, загадок, потешек, пословиц и поговорок.
Июнь:
Регулярный полив и рыхление почвы.
Периодическая прополка огорода.
Сбор зелени укропа и петрушки.
Прореживание свеклы и репы.
Окучивание картофеля.
Беседы: «Кто наши помощники в огороде? (орудия труда)», «Сорняки – наши враги».
Наблюдения: «Проростки петрушки и моркови», «Сухая и влажная почва», «Всходы фасоли», «Как прорастают семена?»
Опытно-экспериментальная деятельность: «Свойства воды», «Как передвигается вода в почве?», «Сколько воды пьет растение?».
НОД: «Фрукты на тарелке» (лепка, «Выросла фасоль на грядке» (рисование).
Дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Отгадай и назови», «Подбери похожие слова», «С чьей ветки детки? (фрукты)», «Подбери помощника» (орудия труда, «Подбери пару».
Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», В. Кудлачев «Баба сеяла горох».
Июль:
Полив и рыхление почвы.
Прополка огорода.
Прореживание моркови.
Сбор лука, зелени укропа и петрушки.
Беседы: «Вредные и полезные насекомые», «Что нужно для хорошего урожая?».
Наблюдения: «Дождевой червяк», «Вредители картофеля», «Ветер-опылитель».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Нужен ли корням растений воздух?», «Запасливые стебли», «Нужно ли тепло растениям?».
НОД: «В гости к Чиполлино» (рисование, «Фрукты в банке» (аппликация).
Дидактические игры: «Овощи» (лото, «Назови ласково», «Третий лишний», «С чьей ветки детки? (фрукты)», «Опиши, я отгадаю».
Музыкально-дидактическая игра «Купите лук».
Чтение художественной литературы: Г. Рукосуева «Что же баба засолила?», Е. Раннева «Помидор-светофор», Н. Анишина «Овощной спор», Ю. Тувим «Овощи».
Август:
Полив и рыхление почвы.
Прополка огорода.
Сбор урожая помидор, чеснока и фасоли, зелени укропа и петрушки.
Беседы: «Бабушкин огород», «Такие разные овощи».
Наблюдения: «Солнце по небу гуляет», «Летний дождик», «Сеньор Помидор».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Как растение дышит?», «Чем дышит растение?», «Свойства воздуха».
НОД: «Витамины с грядки» (рисование, «Урожай собирай и в корзинку запасай» (аппликация).
Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Чудесный мешочек», «Добрые слова», «Что за растение?», «Придумай сам», «Угадай, что съел».
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Приключения Чиполлино».
Составление рассказов: «Наш огород», «Как ухаживать за растениями», «Урожай собирай».
Сентябрь:
Прополка огорода.
Сбор урожая (помидоры, картофель, морковь, свекла, репа, зелень петрушки).
Беседы: «Вкусно и полезно», «Запасы на зиму».
Наблюдения: «Труд взрослых на огороде», «Осенний урожай», «Сентябрь – вечер года».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Хитрые семена», «Чудесные плоды».
НОД: «Труд овощеводов и садоводов», «Овощи на грядке» (рисование, «Щедрая осень» (лепка).
Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Третий лишний», «Съедобное – несъедобное», «Овощи – фрукты» (лото, «Так бывает или нет?», «Овощехранилище».
Чтение художественной литературы: Я. Аким «Пшеница», Л. Некрасова «Что нам осень принесет», русская народная сказка «Мужик и медведь».
Подготовка огорода к зиме.
Работа с родителями:
• Оказание помощи педагогам в реализации проекта (вскапывание огорода, подбор семян).
• Рекомендовать родителям:
- провести беседы с детьми о сельском хозяйстве, труде взрослы;
- почитать тематическую художественную литературу;
- рассмотреть картинки и иллюстрации с овощами и фруктами, уборкой урожая, сельхозработами;
- провести прогулки и походы с детьми на природу с целью наблюдения за сезонными изменениями, жизнью растений, воспитания бережного отношения к ним;
- привлекать детей к посильной помощи на огороде, даче.
3. Заключительный этап.
• Сбор урожая.
• Оформление папки «Посадили огород, посмотрите, что растет».
Результаты работы. Выводы
В ходе подготовки и реализации проекта :
• у детей развивается познавательный интерес к объектам природы и опытно-экспериментальной деятельности;
• сформированы элементарные представления об агротехнике выращивания и биологических особенностях культурных растений;
• развивается творческое и интеллектуальное мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения;
• реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности;
• у детей сформировано уважительное отношение к труду;
• снизился уровень заболеваемости детей;
• эмоциональная сфера обогатилась положительными эмоциями;
• повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей и родителей.
Литература:
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.
2. Иванова А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
4. Мереньянова О. Р. Формирование у детей основ экологической культуры.
5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников.
6. Николаева С. Н. Юный эколог.
7. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.
8. Рыжова Н. А. Наш дом – природа.
9. Рыжова Н. А. Экологическое развитие детей в детском саду.
10. Сигимова М. Н. Воспитание экологической культуры ребенка.
11. Сорокина А. М. Дидактические игры в детском саду.