Алсу Шиафетдинова
Проект «Огород на подоконнике» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
ШИАФЕТДИНОВА А. А.
2018-2019 УЧ. ГОД
Содержание
1. Информационная карта проекта…3
2. Материально – технические ресурсы…. 6
3. Этапы работы проекта …. ….7
4. Вывод….11
5. Приложение 1 …. 13
6. Приложение 2…. …. 16
7. Приложение 3…19
8. Приложение 4…21
9. Приложение 5…24
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «Огород на подоконнике»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ: экологическое воспитание
ВИД ПРОЕКТА : краткосрочный (25.03.2019 по 19.04.2019г.)
ТИП ПРОЕКТА : познавательно - исследовательский.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: дети средней группы «Бабочки», педагоги, родители.
Проблема: Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому перспективной целью проекта является развитие познавательного интереса. Актуальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях
ЗАДАЧИ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
- для детей:
*дать детям первичные представления об определенных условиях жизни растений, организмов (почва, влага, температура, солнце, свет) ;
*формировать у детей экологическую культуру, интерес к поисковой деятельности;
*познакомить детей с различными видами семян, корнеплодов, со способами ухода за посевами растений;
*обогатить словарь;
* развивать познавательный интерес и активность: посадка и уход за растениями; наблюдение стадий их роста; ведение дневников наблюдений; сбор урожая.
*обучать диалогу, прививать разговорные навыки.
-для педагогов:
* Разработать план мероприятий
* привлечение родителей к проектной деятельности
* подготовить рекомендации для родителей
* укрепление и расширение взаимодействия детского сада и семьи обогатить словарь.
- для родителей:
*заинтересовать родителей в совместной деятельности
* выполнять совместные задания по проекту.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА :
Для детей: демонстрационный и раздаточный материалы.
Для педагогов: презентация проекта, портфолио.
ПРИНЦИПЫ:
- воспитания: создание положительного эмоционального подъема.
- обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, доступности.
МЕТОДЫ:
- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций) : наблюдение, плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.
- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.
- практический: посадка семян гороха и фасоли, полив, рыхление почвы.
- игровой
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
- для детей: викторина на тему: «Мишкин огород»,
- для педагогов: показ презентации на педчасе,
- для родителей: оформление мини выставки «Овощи» (детские работы)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
у детей:
о строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями, получение семян из растений;
о том, что растения живые, их выращивают из семян;
С помощью исследовательской работы узнают:
о многообразии и разнообразии посевного материала;
получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
С помощью практического опыта научатся:
делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.
- у педагогов:
созданы условия для реализации проекта;
изготовление книги «Как мы сжали огород»;
улучшение работы по взаимодействию с родителями
- у родителей:
проявлен интерес к работе педагогов и детей;
оказана помощь в подборе материала,
повысилась экологическая культура.
активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада.
Этапы работы над проектом :
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- разбить "огород" на подоконнике
- изготовить таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и
первых всходов)
- подбор художественной литературы: поговорки, стихи, загадки об овощах
- изготовление плоскостных фигурок и шапочек для инсценировок
- оформление алгоритмов выращивания растений" От семени к плоду"
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
- наблюдение, сравнение, проведение опытов и экспериментов, беседы
- установка связи: растение-земля, растение-вода, растение-свет
- фиксирование результатов экспериментов.
- рассматривание иллюстраций, картин, использование дидактических
игр, ознакомление с художественной литературой.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- оформление дневника наблюдений за растениями
- проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе
исследовательской деятельности
- оформление мини-выставки «Овощи» (рисунки и аппликация)
- фотоотчёт о проделанной работе.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г. 4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
6. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.
7. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» -М., 1992 8. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1991
9. Интернет ресурсы
Этапы
работы Дата Содержание
Дети Педагог Родители
1. Подготовительный 25.03
понедельник -Комм-ное общение: «Условия необходимые для жизни растений». «Строение растений»
-Д/игра «Доскажи словечко»
- Рассматривание иллюстраций «Огород»
- П/игра «Вершки и корешки» уточнить знание детей об условия необходимые для жизни растений изготовление атрибутов для оформления огорода;
26.03
вторник -Д/ игра «Кто скорее соберет»
- Экспер-ная деятельность Тема: «Человек и растения».
- Сказка Варгановой И. А «Большая жизнь маленькой семечки», -Исследование семян (гороха, фасоли) Учить детей группировать овощи и фрукты.
Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека;
Расширить представления детей о разнообразии семян. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.
27.03.
среда
- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
- Ч. Х. Л. «Огород бабы Феклы».
- Рисование «Посадим огород» Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений
28.03
четверг - НОД на тему: "Подготовка огорода".
- Опыт «Земля или вода»
- Сказка Гордеева О. М «Приключение пшеничного зернышка»,
- С. Р. игра «Овощной магазин»
- Д/игра «Опиши, мы отгадаем» ---
- Рассматривание иллюстраций «Огород» Дать понятие о назначении почвы, её свойствах; подготовке огорода к посадке : перекопка, рыхление, формирование грядок.
Вывод: Что бы проросли семена - нужна вода. - Помочь установить зависимость роста и состояния растений от произрастания в земле или в воде
29.03
пятница - Коммуник-ное общение: «Какие бывают овощи».
- Стих-ние В. Коркина «Что растёт на нашей грядке»
- Д/игра «Найди, что покажу»,
- Замачивание семян фасоли, гороха
Расширять представление детей об условиях, необходимых для проростания и развития растения (влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Закрепить у детей бережное отношение к растениям. Сформировать у детей умение сажать овощные культуры растений, сеять семена овощей. Беседы с родителями: «Огород на подоконнике»
01.04 понедельник - Инсценировки по сказке "Репка"
- Стих-ние С. Сирена «Огород»
форм-ть у детей представление о росте культурных растений и знакомство с правилами ухода за ними
2. Исследовательский
02.04. вторник - Музыкальная деят-ть: хоровод "Огородная-хороводная" сл. Пассовой, муз. Б.
- Пальчиковая гимнастика «Капуста»
- Д/ игра «Собери урожай» Прод-ть учить детей принимать участие в инсценировании сказок и получить положительные эмоции.
03.04.
среда - Д/ игра : «Один-много».
- Отгадывание загадок.
- Труд в уголке природы
- Д/ игра «Вершки - корешки» Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). участие в оформлении и дизайне огорода на окне
04.04.
четверг - Опыт – наблюдение за ростом гороха и фасоли.
- Д/ игра «Найди по описанию»
- Посадка семян гороха и фасоли Показать детям, как растения вырастают из семян.
Систематизировать знания детей о процессе посадки растений.
05.04.
пятница - Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами гороха, фасоли.
- Д/ игра «С какой ветки детки»
- Комм-ное общение: «Наши растения».
- Пальчиковая гимнастика "Компот" Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
08.04
понедельник - НОД «Мир комнатных растений»
- С/р игра " Овощной магазин"
Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской
деятельности: учить размышлять, делать выводы.
09.04
вторник - Экспериментальная деятельность.
Тема: «Вода и растения».
- Ч. Х. Л. : Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох»,
- Д/и "Чудесный мешочек" (с мулежами) Выявить насколько вода необходима для роста растений
10.04.
среда - Отгадывание загадок.
- Игра-хоровод «Кабачок»
- Трудовое поручение «Посадка семян гороха и фасоли в уголке природы»
- Экспериментальная деятельность. Тема: «Солнце и растения». Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
11.04.
четверг - Ч. Х. Л. «Репка», «Спор овощей».
- Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом фасоли, гороха
- П/игра «Баба сеяла горох» Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
12.04.
пятница - Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом фасоли и гороха.
- Упражнение «Удивляемся природе»
- Пальч. гимнастика «Пальчики в саду»
- Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке» Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
15.04.
понедельник - Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом фасоли и гороха.
- Отгадывание загадок
- Труд в уголке природы
- Игра малой подвижности «Огородник» Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах).
16.04.
вторник - Ч. Х. Л. : «Овощи».
- Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом гороха и фасоли.
- Малоподвижная игра «Вершки-корешки» Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений
3. Заключительный 17.04.
среда - Д/игра «Какого цвета овощи»
- ЩИ – ТАЛОЧКА- см. приложение.
- Муз-ная деятельность: Можжевеловой, песня "Урожай" муз. Филиппенко продолжать закреплять знания об овощах;
прод-ть учить детей принимать участие в инсценировании сказок и получить положительные эмоции.
18.04
четверг - Игра «Огородница»
- Наблюдение: «Растут ли наши растения» за ростом фасоли и гороха.
- Комм-ное общение «Наши растения», Закреплять и расширять представления детей об овощных культурах; обогатить словарный запас.
19.04.
пятница - Д/игра "Узнай по вкусу"
- Викторина «Мишкин огород»
- Инсценировка сказки «Спор овощей»
Прод-ть учить детей принимать участие в инсценировании сказок и получить положительные эмоции.
Подведение итогов реализации проекта.
оформление дневника наблюдения;
ВЫВОД:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической – исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. Дети увидели многообразие посевного материала.
4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
5. В группе был создан огород на подоконнике.
6. Дети стали более уважительнее относиться к труду.
7. Наблюдения за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
8. Родители приняли активное участие в проекте
1. Опытно – исследовательская деятельность.
2. Непосредственно образовательная деятельность
3. Дидактические игры.
4. Подвижные игры.
5. Стихи, пословицы, поговорки, сказки.
Приложение 1.
Экспериментальная деятельность.
1. ЗЕМЛЯ.
Тема: «Какая земля».
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
2. ВОДА
Тема: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
3. СОЛНЦЕ
Тема: «Солнце и растения».
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
4. ЧЕЛОВЕК
Тема: «Человек и растения».
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).
"СРАВНЕНИЕ СЕМЯН ГОРОХА И ФАСОЛИ
ЦЕЛЬ: Научить отличать семена гороха от фасоли (величина, форма, цвет). Дать понятие зачем проращивают семена. Установка причинно-следственных связей : семена - вода. Побуждать интерес к длительному наблюдению за одним объектом.
ХОД
Каждый ребёнок получает семена гороха и фасоли. Воспитатель обращает внимание на величину разных семян, их форму, цвет, характер поверхности, твёрдость. Сравнить: горох - жёлтый, круглый; фасоль может быть разного цвета, овальной формы. Воспитатель объясняет детям необходимость влаги для проращивания семян. Дети с взрослым замачивают семена фасоли и гороха. Ставится задача перед детьми: наблюдать за их изменением.
«Посадка семян гороха и фасоли»
Цель: Систематизировать знания детей о процессе посадки растений.
Программные задачи:
- образовательные: формировать умение определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий, формировать практические навыки посадки растений;
- развивающие: развивать умение выделять отличительные признаки растений (на примере семян гороха, фасоли);
- воспитательные: поддерживать интерес к действию с предметами совместно с педагогом и самостоятельно, продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и других детей, не перебивая, воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов.
Методические приемы: введение игрового персонажа, показ, объяснение, вопросы, художественное слово.
Демонстрационный материал: игрушка бибабо «Мышка», дидактические картинки «Посев семян».
Раздаточный материал: семена, земля для посадки, горшочки, лопатка, леечка.
ХОД:
Раздается стук в дверь.
В. : Кто-то к нам стучится в дверь. Кто же это? Да это же мышка.
В. : Здравствуй, Мышка. Почему ты такая грустная? Ребята, мышка сказала, что скоро весна, а припасов у нее осталось немного.
В. : Ребята, как быть? Может быть, мы поможем Мышке? Как? (Ответы детей).
Не грусти, Мышка! Мы с ребятами поможем тебе. Правда, ребята! Посмотрите, что я вам сегодня принесла (Семена гороха, фасоли). Это семена. Что это? (Ответы детей).
Это семена гороха (Показ семян). Какие они? (Круглые, желтые).
Предлагаю детям выбрать из предложенных семян – семена гороха.
В. : Семена какого растения вы взяли? (Ответы детей). Кладите их на тарелочку рядом с картинкой гороха. А это семена фасоли. Какие они? (продолговатые, красные, гладкие). Выберите семена фасоли и положите их на тарелочку рядом с картинкой фасоли. Молодцы!
Посмотрите, у нас семена из влажной камеры, у них появился маленький корешок. Но прежде чем начать посадку семян, предлагаю отдохнуть.
Физминутка «Огород» (движения по тексту).
Мы лопатки взяли, землю раскопали
Грабли в руки взяли, грядки разровняли
Семена сажали, из лейки поливали.
Все под солнышком растет, ты расти наш огород.
В. : Отдохнули? Хорошо. Предлагаю вам пройти к столу, на котором разложены картинки с изображением процесса посадки семян.
Обсуждение картинок:
1. Картинки с изображением семян гороха, фасоли.
2. Картинка с изображением земли.
3. Инструменты – картинка с изображением палочки для рыхления почвы и лейки.
4. Трудовые действия - картинка с изображением ямки в земле, в которой лежит семя, и лейки. Опираясь на эту картинку, дети говорят о том, что в земле надо сделать небольшую ямку, положить туда семя и полить.
5. Проблемная ситуация – что будет, если мы не будем поливать растение? (Предположения детей). Картинка растения с засохшими листьями. Вывод: растению необходима вода (влага).
6. Результат труда – картинка проросших семян.
После обсуждения, дети приступают к практической деятельности, которую сопровождают художественным словом.
В детский сад пришла весна,
Мы посеем семена
В черную земельку,
В мягкую постельку.
(Вот и посеяли. Теперь польем.)
Ты, горошек, уродись,
Над землею поднимись
С пышными цветами,
С крупными стручками!
Ты, фасолька, уродись
На нашей грядке,
Вкусная и сладкая.
В. : Вот, теперь у нас настоящий огород на окне расти будет. А тебе, Мышка, мы подарим семена гороха и фасоли, чтобы ты посадила у себе на огороде. Ребята, мышка нас благодарит и ей пора уже возвращаться в свою норку.