Екатерина Валентиновна Осипова
Проект «Насекомые осенью» для старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Проект «Насекомые осенью».
(для детей старшей группы)
Публикация «Проект „Насекомые осенью“ для старшей группы детского сада» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Актуальность темы: Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам не только окунуться в интригующий и таинственный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков, но и узнать, куда деваются маленькие обитатели нашей земли в холодное время года. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Тип проекта : познавательный.
Продолжительность проекта : недельный
По количеству участников: групповой
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: помочь детям понять насколько велика роль насекомых в экологической цепи всех живых организмов на планете Земля. Воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем видам насекомых.
Цель проекта : развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры в осенний период времени.
Задачи:
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых : бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, о характерных особенностях поведения насекомых в осеннее время года.
2. Формирование познавательного интереса к образу жизни насекомых в летне-осенний период.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Планируемый результат: расширятся знания и представления детей о многообразии насекомых, их роли в экологической цепочке всех живых обитателей Земли; пополнится словарный запас по данной лексической теме; дети познакомятся с таким явлением в жизни насекомых как анабиоз.
Методы и формы работы:
— наблюдения
— беседы
— рассматривание иллюстраций, цветных слайдов
__разгадывание загадок (Приложение 3)
— подвижные игры
— пальчиковая гимнастика
— дидактические игры
— НОД (Приложение 1)
Итоговая презентация. (Приложение 2)
Этапы работы над проектом.
I этап: Организационная часть.
Предварительная работа:
1. Подбор материала по лексической теме с участием родителей.
2. Изучение материала
3. Рассматривание репродукций, фотографий, цветных слайдов, видеосюжетов с детьми по данной теме.
4. Подготовка информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
5. Подбор художественной и энциклопедической литературы.
6. Подбор игр и музыкального сопровождения к ним.
7. Подготовка материала для творческих работ (трафареты, краски, пластилин и пр.).
8. Создание презентации по данной теме.
II этап: Практическая часть.
Формы реализации недельного проекта «Насекомые осенью».
№ Образовательные
области Организация работы (комплекс мероприятий)
1. Социально-коммуникативное развитие 1. Наблюдения за поведением насекомых на цветочных клумбах и участке детского сада. Цель: развивать интерес к разнообразию мира насекомых.
2. Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики». Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, развивать ловкость, быстроту реакции; поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.
3. Поручения: Полив цветочных клумб; рыхление почвы на клумбах. Цель: воспитывать у детей желание принимать посильное участие в совместной деятельности со взрослыми.
4. Беседы из своего личного опыта. Цель: учить детей делиться своими впечатлениями из личного опыта об о поведении насекомых
2. Познавательное развитие 1. НОД
Тема: «Шестиногие малыши».
Цель: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых : бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, о характерных особенностях поведения насекомых в осеннее время года.
2. Исследовательская деятельность за поведением насекомых в стеклянной баночке с землей и травой.
Цель: развивать умение детей наблюдать за объектами живой природы; способствовать развитию элементарных исследовательских умений детей.
3. Чтение материалов из энциклопедии.
Цель: пополнить знания детей о конкретном наблюдаемом насекомым.
4. Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».
Цель: дать детям представление о онтогенезе бабочки.
Настольно-печатная игра: «Растения и насекомые».
Цель: Закрепить название насекомых и растений.
5. Чтение художественной литературы Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Емельянова Э. «Расскажите детям о насекомых». Цель: Формирование познавательного интереса к образу жизни насекомых в летне-осенний период.
3. Речевое развитие 1. НОД
Тема: «Насекомые осенью». (см. приложение 1)
Цель: Познакомить детей с особенностями поведения разных насекомых в период подготовки к зимнему времени года. Просмотр презентации. (Приложение 2)
2. Ситуативная и индивидуальная беседа в процессе прогулки и наблюдения за насекомыми.
Цель: выявить уровень интереса и представлений детей о поведении насекомых осенью.
3. Отгадывание загадок про насекомых. (Приложение 3)
Цель: развивать сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать явление.
4. Двигательно-речевая миниатюра «Жук»,
Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
Цель: Развивать умение согласовывать движения с сопровождающим текстом в игре.
5. Чтение и заучивание стихов о насекомых, чистоговорок и т. д. Цель: Развивать образное мышление, совершенствовать звуковую культуру речи.
6. Чтение и обсуждение художественных произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук».
Цель: Учить детей внимательно слушать чтение педагога, понимать идейное содержание произведения.
4.
5.
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
1. Прослушивание звукозаписей «Звуки насекомых» и Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
Цель: развивать у детей слуховое восприятие и узнавание звуков насекомых.
2. Подвижная игра под музыкальное сопровождение «Прыгает, ползает, летает».
Цель: учить детей различать характер музыки и соотносить ее с характерным поведением насекомого.
3. Раскрашивание силуэтов насекомых.
Цель: учить передавать характерные особенности внешней раскраски насекомых.
4. НОД по изодеятельности.
Лепка на тему: «Стрекоза».
(см. Приложение 1)
Цель: Учить детей в своей работе передавать образ стрекозы - форму частей, их пропорции, выразительность поз, деталей.
1. Комплекс утренней гимнастики «На лесной полянке».
(см. приложение 1)
2. Физминутки - «Божьи коровки», «Наша бабочка». «Кузнечики».
3. Подвижные игры: «Медведи и пчелы»; «Поймай комара», «Дневные и ночные бабочки»; «Хоровод насекомых».
Цели: развивать ловкость, быстроту реакции, музыкальный слух, пластичность; закреплять знания о способах передвижения разных насекомых, развивать воображение, творческое мышление.
III этап. Презентационная часть.
1. Демонстрация презентации «Насекомые осенью». (диск СD-R)
2. Выставка детских работ «Букашки-таракашки».
Выводы:
В результате реализации данной проектной деятельности у детей старшей группы расширились знания и представления о жизни и роли насекомых в природе.
По итогам работы было отмечено: дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в окружающей жизни.
Благодаря проведенной работе, дети смогут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
В приложениях представлены материалы НОД по теме проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ. СТИХИ
Стихи про улитку
Улитка медленно ползет,
Качаясь на листке,
Улитка целый день несет
Свой домик на себе.
Ей тяжело его носить
Нельзя его ей снять!
Улитке нужно где-то жить,
Ей нужно где-то спать!
Зато туда никто чужой
Не проберется никогда!
И охраняет домик свой
Улитка хорошо всегда!
Две улитки у пруда
Оживлё нно спорят:
Кто из них быстрее
Червяка обгонит.
У улитки в воскресенье
Будет праздник – день Рожденья!
Только вот беда-то в чём,
Как гостей позвать в свой дом!
Куда торопишься, улитка?» -
Всегда смеялся жук-сосед,-
«Ты так ползешь проворно — прытко,
Догнать тебя силенок нет!»
Улитка шутки понимала,
Что жук по-дружески жужжит,
Она сама прекрасно знала,
Что он соседством дорожит!
Ведь он не может, как улитка,
Носить с собою домик свой,
И каждый вечер у калитки
Ждал возвращения домой.
Стихи про муравья
Муравей — трудяга редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится -
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь — никому не нужен!
Муравей ползёт по лесу.
Нелегко тяжеловесу –
Он несёт тростинку в дом,
Залатать все дыры в нём.
Дом большой у муравья,
Как и вся его семья,
Дружно носят хворостинки,
На своих широких спинках.
Стихи про гусеницу
На листочке молодом,
Теплою весною,
В настроении плохом
Гусеница ноет:
«Очень кушать я хочу,
Ела б днем и ночью,
Только есть я не могу,
Жалко грызть листочек.»
Сокрушаются друзья:
«Как помочь несчастной?
Ведь голодным быть нельзя,
Это ведь ужасно!
Ты, гусеница, свернись
В кокон поскорее,
Бабочкою обернись -
Будешь веселее!»
О берёзовый листочек
Зубки гусеница точит.
Сейчас листик догрызёт,
И на новый поползёт.
Гусеница, милая,
Вам надо на диету –
Вы больно уж заметная,
Небезопасно это.
Такой большой и сочной,
Нельзя быть – это точно.
Вас ведь каждый воробей,
Желает слопать поскорей!
Стихи про муху
Муха собралась однажды
К пауку на чай,
Зазывал ее он дважды:
«Приходи, давай!»
А сегодня — воскресенье,
Не прийти нельзя!
Пауку ведь День рожденья!
Будут все друзья!
Но комар, что по соседству
Долго с мухой жил,
Доброе имел он сердце -
Муху не пустил:
«Муха, ты меня послушай,
Не ходи туда!
Он тебя ведь хочет скушать!
Ты — ему еда!»
Очень был паук не весел -
Муху не дождался,
Паутину зря развесил-
Без еды остался!
Надоедливее мухи
Нету никого в округе:
То на локоть примоститься,
Сгонишь, на плечо садиться.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет.
Муха на столе сидит,
В мою сторону глядит,
Видно сладкий мой компот
Ей покоя не даёт.
ПРИЛОЖЕНИЕ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Пчелы и цветы»
Подбери каждой пчеле свой цветок.
Интересные сведения:
Говорим об окраске пчелы – ее яркие полоски словно говорят: «Осторожно! Ужалю». Живут пчелы большими семьями. Много пчел – рой. В каждом улье поселяется одна пчелиная семья. Как и у муравьев, у пчел существует четкое распределение обязанностей внутри семьи. Главная – самка-царица – откладывает яйца, есть рабочие, которые собирают мед, строят соты, кормят личинок, и есть трутни, которые оплодотворяют самку и ничего не делают. Для собирания пыльцы с цветов на задних лапках рабочих пчел есть щеточки и корзиночки.
Дидактические игры
У Мишутки есть пасека. Помоги ему рассадить пчел по ульям. В синем улье живут большие полосатые пчелы, в красном – маленькие полосатые, а в желтом – все остальные. Сосчитай пчел в каждом улье. Раскрась возле каждого улья столько цветков, сколько в нем пчел.
Нарисуй снаружи банки столько же ягод, сколько их лежит внутри. Раскрась снаружи трех пчелок, а внутри банки – двух.
Сколько на лугу цветов? Сколько пчелок? Всем ли пчелкам хватит цветков? Чтобы узнать, соедини линией каждую пчелку и цветочек. Обведи столько же муравьев, сколько пчелок на рисунке.
Ищем Бабочку. Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, если их стереть, бабочка не сможет летать и погибнет. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет вкусный сок.
Пазл «Бабочка»
Собираем Пазл.
Игра «Что сначала, что потом»
Нужно выложить карточки в правильном порядке – как развивалась бабочка.
Геометрическая аппликация «Бабочка над цветком»
Делали интересную аппликацию – из геометрических фигур подбирали и наклеивали треугольники нужного размера.
Посчитай, сколько на рисунке бабочек. Обведи нужную цифру.