Эльвира Таирова
Проект «Народы России» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Народы России»
для детей старшего дошкольного возраста
Таирова Э. К., г. о. Мытищи», 2022-2023г. г.
Проект : познавательно-патриотический, творческий
Продолжительность проекта : долгосрочный
Сроки реализации: с 15.09.22. по 28.04.23г. г.
Участники проекта : дети подготовительной группа, педагоги, родители воспитанников
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Народы России“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
С чего начинается Родина? С чего начинается любовь к Родине, к родному краю? Любовь к Родине в дошкольном возрасте подобна ростку, тонкому и нежному, и необходимо создать условия для его роста. Какие это условия? Это знакомство с историей России, символикой, достопримечательностями России и родного края, с народами, которые населяют Россию. Проявление интереса к жизни, сказкам, играм, традициям, народному творчеству народов России и возможность отразить свои впечатления в продуктивной деятельности – это начало осознанного отношения к своей Родине, ее красоте и богатству, к себе как гражданину своей страны. Гордость и ответственность, знание и уважение культуры и традиций – проявления патриотических чувств, любви к Родине.
Цель проекта : воспитание патриотических чувств детей посредством знакомства с народами, населяющими Россию.
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине — России, ее государственных символах, праздниках;
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;
- знакомить с многообразием народов, проживающих на территории России, их культурой и традициями, воспитывать уважительное отношение;
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие эмоционально-ценностного отношения детей к нашей многонациональной стране;
-повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания патриотизма.
Предполагаемый результат:
- пополнение и приобретение детьми знаний о Родине, ее истории, о народах, проживающих на территории России, их культуре и традициях;
- приобретение детьми навыков социального общения со сверстниками других национальностей, проявление внимания и уважения;
- овладение исследовательскими навыками сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, анализировать;
- итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
Новизна: обновление содержания совместной воспитательно-образовательной деятельности педагогов и семьи в соответствии с условиями современной социокультурной среды.
Этапы реализации проекта
Подготовительный :
- постановка цели проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей;
- организация взаимодействия со специалистами;
- подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике;
- оформление картотек «Подвижные игры народов России», «Сказки народов России»
- разработка плана реализации совместной с родителями проектной деятельности, консультативные встречи с родителями – представителями разных национальностей
Основной
Содержание деятельности
Сентябрь
«Наша Родина – Россия»
- чтение художественной литературы;
- беседы «Моя Родина Россия», «Гимн России», «Герб России», «Флаг России», «Русская одежда»;
- рассматривание иллюстраций «Достопримечательности столицы», «Известные места Мытищ», фотографий, просмотр видеороликов;
- организованная деятельность (аппликация «Флаг России», рисование «Золотая хохлома», «Кукла в русском наряде», «Мой город – Мытищи», «Моя семья»);
- составление рассказов по картине «Ярмарка. Русские»;
- разучивание стихов о Родине, России, разучивание песни «Моя Россия» (Г. Струве, Н. Соловьёва, прослушивание русской народной песни «Во поле березка стояла», разучивание «Русской пляски».
- дидактические игры «Символы России», «Из какой сказки предмет», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Дом моды», «Разгадай ребус»;
- подвижные игры «Заря - Зарничка», «Золотые ворота», «Плетень», и др. ;
- экскурсия в Мытищинский историко-художественный музей;
- экскурсия в Мытищинскую картинную галерею;
Октябрь
«Россия – многонациональная страна» - чтение художественной литературы; рассматривание детской энциклопедии «Народы России», беседы по ее содержанию; викторина по русским народным сказкам;
- беседы «Народы России», «Традиции и обычаи русского народа», «Промыслы народов России», решение проблемных ситуаций: «Если встретились русский, татарин, башкир»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- организованная деятельность «Вместе мы – Россия», пластилинография «Русский самовар», рисование русского народного женского костюма, «Волшебная гжель»;
- разучивание стихов о Родине; разучивание «Гимн России», хоровод «На горе то калина».
- дидактические игры «Символы России», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Угадай по описанию», «Разгадай ребус»;
- настольная игра «Путешествие по России», «Мемо Достопримечательности России»;
- подвижные игры «Тетерка», «Сделай так», «Чурилки», «Коршун и цыплята» и др. ;
- помощь родителей в подготовке костюмов для использования в организованной деятельности.
Ноябрь
«В гости к жителям гор»» - беседа «День Народного единства», «Народы России», «В гости к жителям гор»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- чтение «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка В. Степанов «На Кавказе любят…», прослушивание музыки «Лезгинка» Хачатурян.
- организованная деятельность «Республика Дагестан», рисование «Дагестанский орнамент», лепка из соленого теста «Щурияр»;
- дидактические игры «Угадай орнамент», «Дорисуй орнамент», «Найди пару», «Сосчитай» (одна бурка).;
- развлечение, посвященное Дню народного единства;
- подвижные игры народов Кавказа : «Пастух и овцы», «Под буркой»
Декабрь
«Республика Татарстан» - беседа «Дружба народов России», «В гости в Татарстан», «Как отмечают праздники татары», «Национальный татарский костюм»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- чтение «Три сестры», «Козел и баран», «Ловкий джигит», слушание музыки «Татарская плясовая», разучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Родная земля»;
- драматизация татарской сказки «Три сестры».;
- организованная деятельность (рисование «Татарский костюм», аппликация «Тюбитейка», «Праздники Татарстана»);
- дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Чей костюм»», «Разрезные картинки», «Найди такую же тюбетейку».;
- подвижные народные игры «Скок-перескок», «Тимербай»;
- создание совместно с родителями картотеки «Музыкальные инструменты народов России»;
Январь
«Республика Мордовия» - беседы «Почему народы России дружат», «Дома разных народов»;
- развлечение «Рождественские посиделки»
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- чтение «Лиса и медведь», «Пугливая мышь», «Седун», разучивание танцев «Друзья»;
- организованная деятельность (рисование «Дружный хоровод», «Кукла на магните Мордовочка»);
- дидактические игры «Достопримечательности России», «Дорисуй орнамент», «Найди пару», «Найди словечко», «Дом моды»;
- раскрашивание мордовских орнаментов
- подвижные игры «Круговой», «В ключи»;
- создание совместно с родителями альбома рисунков по сказкам народов России;
Февраль
«На далеком Севере» - беседы «Наша Армия», «Военные профессии», «Защитники Отечества»; «Путешествие на север России», «Жители крайнего Севера»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- чтение «Как собака друга искала», «Кит и олень» - чукчи; «Девушка - хвощина» - якутская сказка, «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка; «Айога» - нанайская сказка, «Мышка и лиса»; чукотская сказка;
- слушание Арктической симфонии «Северное сияние», В. Задерацкий, музыки северных народов, разучивание танца «Якутяночка»;
- организованная деятельность (аппликация «Якутский амулет», рисование «Белый мишка»;
- дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко»;
- драматизация сказки «Мышка и лиса»
театрализованные игры по сказкам народов России;
- подвижные народные игры «Волк и жеребята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера»;
- мастер-класс по изготовлению народной куколки с мамами;
- Задание детям и родителям: совместно подготовить сообщение на тему : обычаи и традиции в моей семье.
Март
«Жители степей. Башкирия» - беседы «Чем мы отличаемся друг от друга», «Жители степей – башкиры»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- прослушивание народных песен и музыки;
- чтение «Тюляк, сын Сари - Маркаса», «Беда», «Бурая корова», «Два брата», составление рассказа по картине: «Охота с ловчими птицами. Башкиры»;
- организованная деятельность аппликация «Башкирский сапожок», раскрашивание башкирского костюма;
- дидактические игры «Символы России»,, «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Разгадай ребус»;
- театрализованные игры по сказкам народов России;
- подвижные башкирские игры игра «Липкие пеньки», «Голуби»;
- сюжетно-ролевая игра “Дом моды”;
Апрель
«Калмыкия»
- беседа «Космонавты России», «Зул – калмыцкий новый год», «Праздник калмыцкого чая»;
- развлечение «Космическое путешествие»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- слушание Чонкушов «Степь», рассматривание картины «Джунгария» (Гарри Рокчинский);
- организованная деятельность (лепка из соленого теста «Борцоки», рисование «Калмыцкий орнамент»);
- дидактические игры «Символы России», «Угадай орнамент», «Дорисуй орнамент», «Сосчитай»;
- театрализованные игры по сказкам народов России;
- подвижная народная игры «Серебряный пояс»;
- спортивное развлечение «Игры народов России»
Презентационно – завершающий
- выставка продуктов детской деятельности (рисунков «Народные сказки», «Народные костюмы», поделок «Богатство народов России);
- открытая организованная деятельность на ОМО «Вместе мы - Россия»;
- картотека «Игры народов России»;
- картотека «Сказки народов России»;
- подборка пословиц, поговорок, загадок о Родине, России, крае;
- подборка «Энциклопедические данные о народах России»;
- подборка иллюстративного материала;
- творческие работы, презентации сделанные семьями детей;
- презентация проекта «Народы России».
Контрольно-рефлексивный (анализ результатов и условий реализации проекта)