Лучший педагог года

Проект для подготовительной группы «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка»

Юрина Олеся
Проект для подготовительной группы «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Народные промыслы Липецкого края.

Романовская игрушка

Воспитатель:

Юрина О. А.

2023г.

Паспорт проекта.

1. Тип проекта : информационно – творческий.

2. Продолжительность: средней продолжительности – 1 месяц.

Публикация «Проект для подготовительной группы „Народные промыслы Липецкого края, Романовская игрушка“» размещена в разделах

3. Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспита-тели.

4. Образовательные области: познавательное развитие, художественное-эстетическое развитие.

5. Актуальность темы: патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Однако, осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща с малых лет. Именно в дошкольном возрасте у детей происходит развитие чувства гордости за достижения страны и своего родного края (города, посёлка, села). Задача педагога детского сада состоит не только в расширении представления о городе (селе, его истории и достопримечательностях, но и развитие интереса к традициям и промыслам своего родного края. Как показывает практика, дети дошкольного возраста имеют недостаточно представлений о народных промыслах нашей Липецкой земли. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в вос-питании детей огромна. Именно традиции рассказывают о жизни наших пред-ков, об их нравах и обычаях.

6. Цель: познакомить детей с народными традициями, промыслами и умельцами Липецкого края.

7. Задачи:

- совместно с родителями уточнить и расширить у детей представления о знаменитых народных промыслах Липецкого края (романовская игрушка, гончарные изделия, о декоративно – прикладном искусстве нашего края;

- развивать интерес детей к познанию традиций родного края;

- воспитывать чувство гордости за мастерство народных умельцев;

- воспитывать чувство любви к родному краю.

8. Предварительная работа: создание предметно – развивающей среды по теме проекта.

9. Предполагаемый результат: у детей сформируются представления о де-коративно – прикладном искусстве нашего края : романовской игрушке; о народных традициях и умельцах Липецкого края.

10. Продукт проектной деятельности :

1. Выставка романовской игрушки : «Поёт игрушка – романушка».

2. Выставка аппликации: «Русский сарафан и рубаха - косоворотка».

3. Встреча весны по русским народным традициям : «Жаворонушки».

4. Сообщение на педсовете и на родительском собрании о результатах проекта.

1

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап.

1. Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей.

2. Подборка материалов о народных промыслах, традициях и умельцах Липец-кого края.

3. Разработка БСД.

4. Подборка наглядного материала, костюмов для развлечения «Жаворонуш-ки».

Основной этап.

Реализация проекта.

1. БСД. Тема: «Бабушкины посиделки».

2. БСД. «Знакомство детей с «Романовской игрушкой».

3. Художественное творчество. Лепка. Тема: «Жаворонок»(по мотивам ро-мановской игрушки).

4. БСД. Тема: «Роспись фигурок» (по мотивам романовской игрушки).

5. Развлечение: «Жаворонушки».

Совместная деятельность.

Рассматривание иллюстраций.

Д/ игры: «Убери лишний предмет», «Узнай по описанию».

Оформление альбома «Романовская игрушка».

Взаимодействие с семьё й:

1. Сообщение для родителей: «Влияние народных промыслов на воспитание детей дошкольного возраста».

2. Совместное посещение родителями с детьми Липецкого краеведческого му-зея.

Заключительный этап.

Презентация проекта.

Материалы, используемые в проекте.

Обобщение.

Список литературы.

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской – народной культуры.

2. И. А. Колобкова «Романовская глиняная игрушка»,1995г.

3. А. Грумкин «Липецкая народная игрушка».

4. Интернет – ресурс.

2

1. БСД Тема: «Бабушкины посиделки».

Цель: познакомить детей с жилищем и предметами быта, традиционной одеждой жителей Липецкой области в прошлом.

Задачи: продолжать осваивать технику симметричного вырезывания узора; развивать любознательность, воспитывать любовь к культуре родного края.

Оборудование и материалы: рисунки и фотографии предметов быта (прялка, веретено, стиральная доска, макет русской печи, рисунки предметов одежды, ножницы, клей, цветная бумага.

Содержание.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в русскую избу на посиделки. А что такое посиделки? (Рассуждения детей)

- На посиделках мы с вами побеседуем о том, как жили люди Липецкого края в далёком прошлом, в то время, когда не было электрических приборов, телеви-зоров, компьютеров.

- Проходите, садитесь. (Дети рассаживаются)

- Раньше дом у крестьян назывался избой. Вы слышали такое слово «изба»? Посмотрите, что находится в избе. (Иллюстрация избы)

-В каждой избе стояла русская печь. Зачем нужна печь? (Она обогревала избу, в ней пекли хлеб, варили еду. На печи спали, сушили одежду, обувь, грибы и фрукты.)

Воспитатель:

-А также народ наделял печь волшебными свойствами. Образ печи появился во многих русских сказках. Каких? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

Воспитатель:

- А как называется этот предмет? (Чугун)

Воспитатель:

- Для чего использовался чугунок? (Крестьяне варили в нём щи, кашу)

- Догадайтесь, для чего служили эти предметы? (Иллюстрации корыта и сти-ральной доски)

- А как ваши мамы стирают бельё? (Ответы детей)

- В старину машин стиральных не было, и женщины стирали бельё в корыте с помощью стиральной доски. Русские женщины и наши землячки в прошлом были

большими мастерицами. Они любили прясть, вышивать, вязать. (Демонстрация прялки, веретена). – Традиционное изготовление одежды сохранилось на тер-ритории Липецкой области. Посмотрите костюм состоял из юбки, сарафана, рубахи кофты. (Рассматривание народного костюма).

- В старину всю ткань делали сами. На специальных небольших станках ткали холсты. (Рассматривание картинки ткацкого станка)

- Если посетить Липецкий краеведческий музей, то там можно увидеть старин-ную одежду жителей Липецкого края.

3

-Сейчас мы рассмотрим какую одежду носили женщины и мужчины Липецкого края в далёком прошлом. Основной частью одежды была рубаха или сорочка. Для бедных она была единственной одеждой. (Демонстрация рубахи - косово-ротки). Рубахи шили широкие, с длинными рукавами. Рукава часто были длиннее рук. Не закатив рукава, работать в такой рубахе было невозможно. Ворот разрезали не посередине – прямо, а сбоку - косо. Отсюда и название ру-бахи – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, внизу рукавов вышивкой.

- Посмотрите и скажите, что носили женщины? (Ответы детей).

- Женщины поверх рубахи одевали сарафан. В сарафанах ситцевых, сатино-вых,

шерстяных ходили молодые девушки и женщины. (Рассматривание рисунка русского сарафана.)

- Ребята, теперь я предлагаю девочкам украсить аппликацией русский сарафан, а мальчикам – рубаху – косоворотку.

Выставка работ.

4

Приложение.

Фото русской избы.

Русская печь.

Женский русский костюм.

Рубаха – косоворотка.

2. БСД Тема: «Знакомство детей с романовской игрушкой»

Цель: развивать интерес к романовским игрушкам.

Задачи: познакомить детей с творчеством мастера романовской игрушки И. Ф. Гункиным; расширять и обогащать словарь детей; воспитывать чувство гордости за земляков – народных умельцев.

Методические приё мы: вопросы к детям, рассказ воспитателя о романов-ской игрушке, показ портрета автора романовских игрушек, рассматривание свистульки, иллюстраций, чтение весенней заклички, прослушивание звучания свистулек, просмотр фото – презентации «Романовские игрушки».

Содержание:

Воспитатель:

- Дети, давным – давно, в с. Романово, недалеко от нашего города Липецка, люди занимались изготовлением глиняных игрушек. Эти игрушки так и назы-вались романовские. Романовские игрушки очень ценились и были известны, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях. Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, пе-тушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась краской. Основные цвета, используемые для роспи-си, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый.

Каждая романовская игрушка являлась оберегом : собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т. п.

В романовской игрушке значимое место занимает образ женщины – ма-тери,

продолжательницы рода. Образ «Романушки», женщины в свадебном костюме села Романово – это образ берегини дома, хозяюшки, в руках которой лежит ребеночек и домашняя птица.

Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья.

Гончары-игрушечники стали вносить в традиционную глиняную игруш-ку светские, городские мотивы. Так появились фигурки барышень в шляпах и богатых нарядах, генералов-всадников, офицеров в строгих мундирах под ручку с да-

мами. Очень разнообразна в сюжетном исполнении (более сорока сюжетов) — от

глубоко традиционных птичек-свистулек, всадников до современных сиринов и медведей; от простых собачек до объёмных композиционных выездов и пово-зок, запряжённых тройкой лошадей.

Воспитатель.

- Со временем эти игрушки стали забывать, появились другие интересные иг-рушки, но жил в этом селе мастер Иван Фёдорович Гункин, который делал удивительные игрушки – свистульки. (Показ фотографии мастера Гункина). Он научил делать такие игрушки и других мастеров.

(Показ иллюстраций романовских игрушек)

5

Воспитатель:

- Вам эти игрушки нравятся?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Это не просто игрушки – это свистульки. Каждая игрушка издаёт свой звук. Вот послушайте. (Включить звучание свистулек)

- Дети, а вы хотите весну покликать? Послушайте закличку:

Весна, весна яркая

Пришла весна красная,

Птицы громко поют,

Детям спать не дают.

Ребята, с какими игрушками народных умельцев мы сегодня познакомились?

Ответы детей.

Воспитатель:

- А сейчас мы посмотрим фото – презентацию «Романовская народная игруш-ка».

Включается видеозапись.

6

Приложение.

Романовская игрушка.

Романовская игрушка «Жаворонок».

Гункин Иван Фёдорович (1928 – 1997).

3. Лепка. «Жаворонок» (по мотивам романовской игрушки).

Цель: продолжать знакомить детей с традиционной народной игрушкой, с основным приёмом лепки романовской игрушки - «пельмень».

Задачи: познакомить с историей создания игрушки, учить лепить птичку – жаворонка приёмом «пельмень»; закрепить умение оттягивать детали из целого куска (клюв, хвост птички); воспитывать интерес и уважение к народным про-мыслам, бережного отношения к нашей истории, к сохранению традиций; раз-вивать самостоятельность, художественные способности.

Оборудование и материалы: фото или репродукции романовских игру-шек, масса для лепки, доски для лепки, стеки, салфетки для рук.

Содержание.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, что я вам принесла (Показ кусочка глины).

- Что люди делают из глины (Посуду).

- Попробуйте отгадать мою загадку:

Была я на «копанце», (гончары называли карьер, где добывали глину)

Была я на «топанце», (ровное место во дворе, где глину топтали ногами)

Руки меня мяли,

Песню петь обучали,

Очутилась я на пожаре!

Остудили, расцветили,

Серебром посеребрили!

Кто я? (Глиняная игрушка).

- Эта загадка рассказывает нам, какой сложный путь проходит вот такая гли-няная игрушка. (Давайте проследим, как зарождалась игрушка в руках масте-ра).

- Что нужно мастеру, чтобы вылепить игрушку? (Глина)

- Вначале мастеру нужно было накопать глины для лепки. Каждый мастер знал

своё, особенное место. Такие места назывались «копанцами».

- Как вы думаете, почему они так назывались? (Предположения детей)

- Наш край богат разными глинами: есть глина и белая, и красная, и чёрная.

- Вы видели глину?

- Что значит: «была я на «топанце?» ( Подводим детей к выводу: глины нужно было много, она должна быть мягкой и для этого её топтали ногами).

- Что значит «меня мяли…» (Рассуждения детей)

- Значит, руки мастера лепили игрушку, поглаживали, прихорашивали.

- Догадайтесь, что значит: «песню петь обучали…» (Воспитатель демонстриру-ет игру на игрушке – свистульке). Непростые игрушки делал мастер, а игруш-ки – свистульки.

- «Очутилась я на пожаре…» – что это значит? (Рассуждения детей).

Воспитатель обобщает: обжигали игрушечку в специальной печи, при темпера-туре больше 1000 градусов. Глина спекалась и становилась крепкой, совсем не боялась воды.

7

- Что означает: «Остудили, расцветили…» (Ответы детей).

- Раскрасили игрушечку в яркие цвета. Каждый цвет что – то означал: жёлтый – богатство, красный – силу, зелёный – надежду, синий – мудрость, белый – благородство.

- Что значит: «серебром посеребрили…» (Нанесли на игрушку серебряные по-лоски). – Вот так получилась игрушка.

- Кто знает, почему такую игрушку называют романовской? (Рассуждения де-тей).

- Много – много лет назад в селе Романово, возле Липецка появились такие ма-стера – умельцы, которые для детей стали лепить глиняные игрушки – сви-стульки.

- Сейчас такие игрушки делает замечательный мастер Виктор Васильевич Маркин. Его романовские игрушкисвистульки побывали в разных городах и даже в разных странах: Италии, Франции. Везде радовали они взрослых и де-тей и прославляли наш край.

- Сейчас я приглашаю вас за столы, чтобы слепить романовскую игрушку – жаворонок. (Дети проходят за столы).

Объяснение совместно с показом лепки жаворонка приёмом – «пельмень». – Эти игрушки вылеплены из глины так же, как ваши мамы, лепили вареники или пельмени. Сначала делают лепёшку, потом складывают пополам, оставляя внутри пустоту, лепят туловище, потом быстро лепят голову и ноги. Выделяем стекой глаза, клюв, узор на хохолке.

Выполнение работы детьми.

Итог: рассматривание детских работ.

Воспитатель:

- Когда наши работы подсохнут. Мы распишем жаворонков красками, как расписаны романовские игрушки.

8

4. БСД Тема: «Роспись фигурок» (по мотивам романовской игрушки).

Цель: продолжать знакомить детей с народным промыслом – романовской игрушкой – свистулькой.

Задачи: познакомить с романовской росписью игрушек; развивать умение украшать игрушку с помощью узора, использовать стилевые особенности цве-та, присущие романовской игрушке; воспитывать эмоциональную отзывчи-вость, интерес и уважение к труду народных умельцев; развивать художе-ственные способности, аккуратность, мелкую моторику рук.

Содержание.

Воспитатель:

- Ребята, хотите я расскажу вам сказку?

- Садитесь поудобнее, да слушайте.

- Давным – давно жила на свете девушка – красавица, рукодельница. Золотые руки. Всё на свете она умела делать. Но злые силы превратили её в жар – пти-цу и понесли высоко – высоко в небо, подальше от людей! И стала жар – птица бросать перья на землю, чтобы оставить о себе память людям. И там, где пада-ло такое перо, вырастали люди – мастера – умельцы, мастера – золотые руки. Любая работа в их руках спорилась. Всё они умели. А вы хотите попробовать стать такими мастерами?

- Давайте пройдём в нашу мастерскую.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает романовские игрушки).

-Нравятся они вам?

-Из чего они сделаны? (Из глины)

- Раньше мы рассматривали некоторые из них, а кто помнит, как эти игрушки называются? (в случае затруднения, воспитатель помогает: романовские). Да-вайте посмотрим, какие узоры на романовских игрушках? (штрихи- полоски, точки, простые налепы, насечки, элементы гравировки и раскраска в два-три цвета). Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губер-ниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку : запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.

- Мы с вами уже лепили жаворонка, сегодня мы будем расписывать свою иг-рушку, чтобы она стала как романовская. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатле-ние лёгкости. Нам сегодня будут нужны краски красного, жёлтого, серебристо-го цвета.

(Воспитатель показывает, как правильно раскрасить жаворонка).

Роспись романовской игрушки.

Итог. (Рассматривание детских работ). Создание выставки.

9

5. Развлечение «Жаворонушки».

Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Задачи: воспитывать интерес к народным традициям, любовь к родному краю;

развивать речь при помощи малых форм народного фольклора.

Содержание.

Воспитатель:

- Ребята, в марте есть необычный день – 22 числа, когда день с ночью меряется. И называется он – день весеннего равноденствия. По народным поверьям, в этот день прилетают сорок разных птиц, этот праздник и носит название «Со-роки» или «День жаворонка». Согласно народному календарю, в этот день зи-ма кончается – весна начинается.

-По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста птичек, которых часто называли «жаворонками» («скворцами», «куликами»). Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Ребё нок:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Воспитатель:

- Давайте золотые ворота для Весны – красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна всё равно победит.

Ребё нок:

Идёт матушка – весна,

Отворяй – ка ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май,

Солнце в терем приглашай!

Воспитатель:

- Первыми из тёплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.

- Будем весну встречать, жаворонков завлекать? Для этого надо знать волшеб-ные слова. (Встаём в хоровод и все вместе поём) :

10

Жаворонок ду – да

Прилети к нам сюда,

Нам зима так надоела,

Всю соломушку поела

И сенцо и зерцо,

Золотое кольцо.

Принеси ты нам:

И соху, и борону,

И зелёную траву,ууууу!

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами лепили жаворонка по мотивам романовской игрушки.

Ребё нок:

Есть под Липецком село,

Романово зовут его.

И живут там мастера,

Что добро несут в дома.

И добро там не простое,

И не злато- серебро.

Романовской игрушкой

Называется оно.

Ребё нок:

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Воспитатель:

Велика Россия наша!

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

Молодцы ребята! Я думаю вы обязательно расскажете своим родным и близ-ким о старинном русском празднике - встреча весны или «Сороки».

Всем спасибо.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о реализации проекта «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 частьФотоотчет о реализации проекта «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 часть Фотоотчет к проекту «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 частьПедагог: Цареградская Анна Сергеевна. Продолжаю реализацию проекта.

Фотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТФотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТ Уважаемые коллеги! В среду я проводила открытый показ непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе "Народные.

Опыт создания музыкальных инструментов дошкольниками в рамках недели «Народная игрушка» и проекта «Народные промыслы России»Опыт создания музыкальных инструментов дошкольниками в рамках недели «Народная игрушка» и проекта «Народные промыслы России» В связи с тем, что сегодня день музыкальных инструментов на МААМ хочется представить опыт создания и украшения музыкальных инструментов.

Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка»Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка» Цель: Знакомство с промыслами Липецкого края. Задачи: Закрепить представления о разнообразии романовской игрушки; Формировать умение лепить.

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. НеменскогоЛепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского Оборудование и материалы: -Плешковская игрушка. -Гуашь. -Краски, кисточки. -Фартуки, тряпочки, клеёнки. -Плакаты, наглядные пособия. Цель.

Проект для подготовительной группы ДОУ «Мы изучаем народные промыслы»Проект для подготовительной группы ДОУ «Мы изучаем народные промыслы» Без памяти -нет традиций, Без традиций-нет культуры! Без культуры-нет воспитания, Без воспитания-нет духовности! Без духовности-нет личности,.

Проект старшей группы «Народные промыслы»Проект старшей группы «Народные промыслы» Цель: Вызвать интерес к  разным видам народного декоративно- прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющую.

Проект «Традиции. Народные промыслы»Проект «Традиции. Народные промыслы» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование. Возраст: подготовительная группа. Тема недели: «Народные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для подготовительной группы «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка»
Опубликовано: 24 марта 2024 в 20:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для подготовительной группы «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Юрина Олеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД