Юрина Олеся
Проект для подготовительной группы «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Народные промыслы Липецкого края.
Романовская игрушка.»
Воспитатель:
Юрина О. А.
2023г.
Паспорт проекта.
1. Тип проекта : информационно – творческий.
2. Продолжительность: средней продолжительности – 1 месяц.
Публикация «Проект для подготовительной группы „Народные промыслы Липецкого края, Романовская игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Липецкая область, город Липецк
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Романовские игрушки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
3. Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспита-тели.
4. Образовательные области: познавательное развитие, художественное-эстетическое развитие.
5. Актуальность темы: патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Однако, осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща с малых лет. Именно в дошкольном возрасте у детей происходит развитие чувства гордости за достижения страны и своего родного края (города, посёлка, села). Задача педагога детского сада состоит не только в расширении представления о городе (селе, его истории и достопримечательностях, но и развитие интереса к традициям и промыслам своего родного края. Как показывает практика, дети дошкольного возраста имеют недостаточно представлений о народных промыслах нашей Липецкой земли. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в вос-питании детей огромна. Именно традиции рассказывают о жизни наших пред-ков, об их нравах и обычаях.
6. Цель: познакомить детей с народными традициями, промыслами и умельцами Липецкого края.
7. Задачи:
- совместно с родителями уточнить и расширить у детей представления о знаменитых народных промыслах Липецкого края (романовская игрушка, гончарные изделия, о декоративно – прикладном искусстве нашего края;
- развивать интерес детей к познанию традиций родного края;
- воспитывать чувство гордости за мастерство народных умельцев;
- воспитывать чувство любви к родному краю.
8. Предварительная работа: создание предметно – развивающей среды по теме проекта.
9. Предполагаемый результат: у детей сформируются представления о де-коративно – прикладном искусстве нашего края : романовской игрушке; о народных традициях и умельцах Липецкого края.
10. Продукт проектной деятельности :
1. Выставка романовской игрушки : «Поёт игрушка – романушка».
2. Выставка аппликации: «Русский сарафан и рубаха - косоворотка».
3. Встреча весны по русским народным традициям : «Жаворонушки».
4. Сообщение на педсовете и на родительском собрании о результатах проекта.
1
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап.
1. Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей.
2. Подборка материалов о народных промыслах, традициях и умельцах Липец-кого края.
3. Разработка БСД.
4. Подборка наглядного материала, костюмов для развлечения «Жаворонуш-ки».
Основной этап.
Реализация проекта.
1. БСД. Тема: «Бабушкины посиделки».
2. БСД. «Знакомство детей с «Романовской игрушкой».
3. Художественное творчество. Лепка. Тема: «Жаворонок»(по мотивам ро-мановской игрушки).
4. БСД. Тема: «Роспись фигурок» (по мотивам романовской игрушки).
5. Развлечение: «Жаворонушки».
Совместная деятельность.
Рассматривание иллюстраций.
Д/ игры: «Убери лишний предмет», «Узнай по описанию».
Оформление альбома «Романовская игрушка».
Взаимодействие с семьё й:
1. Сообщение для родителей: «Влияние народных промыслов на воспитание детей дошкольного возраста».
2. Совместное посещение родителями с детьми Липецкого краеведческого му-зея.
Заключительный этап.
Презентация проекта.
Материалы, используемые в проекте.
Обобщение.
Список литературы.
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской – народной культуры.
2. И. А. Колобкова «Романовская глиняная игрушка»,1995г.
3. А. Грумкин «Липецкая народная игрушка».
4. Интернет – ресурс.
2
1. БСД Тема: «Бабушкины посиделки».
Цель: познакомить детей с жилищем и предметами быта, традиционной одеждой жителей Липецкой области в прошлом.
Задачи: продолжать осваивать технику симметричного вырезывания узора; развивать любознательность, воспитывать любовь к культуре родного края.
Оборудование и материалы: рисунки и фотографии предметов быта (прялка, веретено, стиральная доска, макет русской печи, рисунки предметов одежды, ножницы, клей, цветная бумага.
Содержание.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в русскую избу на посиделки. А что такое посиделки? (Рассуждения детей)
- На посиделках мы с вами побеседуем о том, как жили люди Липецкого края в далёком прошлом, в то время, когда не было электрических приборов, телеви-зоров, компьютеров.
- Проходите, садитесь. (Дети рассаживаются)
- Раньше дом у крестьян назывался избой. Вы слышали такое слово «изба»? Посмотрите, что находится в избе. (Иллюстрация избы)
-В каждой избе стояла русская печь. Зачем нужна печь? (Она обогревала избу, в ней пекли хлеб, варили еду. На печи спали, сушили одежду, обувь, грибы и фрукты.)
Воспитатель:
-А также народ наделял печь волшебными свойствами. Образ печи появился во многих русских сказках. Каких? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)
Воспитатель:
- А как называется этот предмет? (Чугун)
Воспитатель:
- Для чего использовался чугунок? (Крестьяне варили в нём щи, кашу)
- Догадайтесь, для чего служили эти предметы? (Иллюстрации корыта и сти-ральной доски)
- А как ваши мамы стирают бельё? (Ответы детей)
- В старину машин стиральных не было, и женщины стирали бельё в корыте с помощью стиральной доски. Русские женщины и наши землячки в прошлом были
большими мастерицами. Они любили прясть, вышивать, вязать. (Демонстрация прялки, веретена). – Традиционное изготовление одежды сохранилось на тер-ритории Липецкой области. Посмотрите костюм состоял из юбки, сарафана, рубахи кофты. (Рассматривание народного костюма).
- В старину всю ткань делали сами. На специальных небольших станках ткали холсты. (Рассматривание картинки ткацкого станка)
- Если посетить Липецкий краеведческий музей, то там можно увидеть старин-ную одежду жителей Липецкого края.
3
-Сейчас мы рассмотрим какую одежду носили женщины и мужчины Липецкого края в далёком прошлом. Основной частью одежды была рубаха или сорочка. Для бедных она была единственной одеждой. (Демонстрация рубахи - косово-ротки). Рубахи шили широкие, с длинными рукавами. Рукава часто были длиннее рук. Не закатив рукава, работать в такой рубахе было невозможно. Ворот разрезали не посередине – прямо, а сбоку - косо. Отсюда и название ру-бахи – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, внизу рукавов вышивкой.
- Посмотрите и скажите, что носили женщины? (Ответы детей).
- Женщины поверх рубахи одевали сарафан. В сарафанах ситцевых, сатино-вых,
шерстяных ходили молодые девушки и женщины. (Рассматривание рисунка русского сарафана.)
- Ребята, теперь я предлагаю девочкам украсить аппликацией русский сарафан, а мальчикам – рубаху – косоворотку.
Выставка работ.
4
Приложение.
Фото русской избы.
Русская печь.
Женский русский костюм.
Рубаха – косоворотка.
2. БСД Тема: «Знакомство детей с романовской игрушкой»
Цель: развивать интерес к романовским игрушкам.
Задачи: познакомить детей с творчеством мастера романовской игрушки И. Ф. Гункиным; расширять и обогащать словарь детей; воспитывать чувство гордости за земляков – народных умельцев.
Методические приё мы: вопросы к детям, рассказ воспитателя о романов-ской игрушке, показ портрета автора романовских игрушек, рассматривание свистульки, иллюстраций, чтение весенней заклички, прослушивание звучания свистулек, просмотр фото – презентации «Романовские игрушки».
Содержание:
Воспитатель:
- Дети, давным – давно, в с. Романово, недалеко от нашего города Липецка, люди занимались изготовлением глиняных игрушек. Эти игрушки так и назы-вались романовские. Романовские игрушки очень ценились и были известны, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях. Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, пе-тушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась краской. Основные цвета, используемые для роспи-си, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый.
Каждая романовская игрушка являлась оберегом : собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т. п.
В романовской игрушке значимое место занимает образ женщины – ма-тери,
продолжательницы рода. Образ «Романушки», женщины в свадебном костюме села Романово – это образ берегини дома, хозяюшки, в руках которой лежит ребеночек и домашняя птица.
Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья.
Гончары-игрушечники стали вносить в традиционную глиняную игруш-ку светские, городские мотивы. Так появились фигурки барышень в шляпах и богатых нарядах, генералов-всадников, офицеров в строгих мундирах под ручку с да-
мами. Очень разнообразна в сюжетном исполнении (более сорока сюжетов) — от
глубоко традиционных птичек-свистулек, всадников до современных сиринов и медведей; от простых собачек до объёмных композиционных выездов и пово-зок, запряжённых тройкой лошадей.
Воспитатель.
- Со временем эти игрушки стали забывать, появились другие интересные иг-рушки, но жил в этом селе мастер Иван Фёдорович Гункин, который делал удивительные игрушки – свистульки. (Показ фотографии мастера Гункина). Он научил делать такие игрушки и других мастеров.
(Показ иллюстраций романовских игрушек)
5
Воспитатель:
- Вам эти игрушки нравятся?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Это не просто игрушки – это свистульки. Каждая игрушка издаёт свой звук. Вот послушайте. (Включить звучание свистулек)
- Дети, а вы хотите весну покликать? Послушайте закличку:
Весна, весна яркая
Пришла весна красная,
Птицы громко поют,
Детям спать не дают.
Ребята, с какими игрушками народных умельцев мы сегодня познакомились?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А сейчас мы посмотрим фото – презентацию «Романовская народная игруш-ка».
Включается видеозапись.
6
Приложение.
Романовская игрушка.
Романовская игрушка «Жаворонок».
Гункин Иван Фёдорович (1928 – 1997).
3. Лепка. «Жаворонок» (по мотивам романовской игрушки).
Цель: продолжать знакомить детей с традиционной народной игрушкой, с основным приёмом лепки романовской игрушки - «пельмень».
Задачи: познакомить с историей создания игрушки, учить лепить птичку – жаворонка приёмом «пельмень»; закрепить умение оттягивать детали из целого куска (клюв, хвост птички); воспитывать интерес и уважение к народным про-мыслам, бережного отношения к нашей истории, к сохранению традиций; раз-вивать самостоятельность, художественные способности.
Оборудование и материалы: фото или репродукции романовских игру-шек, масса для лепки, доски для лепки, стеки, салфетки для рук.
Содержание.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, что я вам принесла (Показ кусочка глины).
- Что люди делают из глины (Посуду).
- Попробуйте отгадать мою загадку:
Была я на «копанце», (гончары называли карьер, где добывали глину)
Была я на «топанце», (ровное место во дворе, где глину топтали ногами)
Руки меня мяли,
Песню петь обучали,
Очутилась я на пожаре!
Остудили, расцветили,
Серебром посеребрили!
Кто я? (Глиняная игрушка).
- Эта загадка рассказывает нам, какой сложный путь проходит вот такая гли-няная игрушка. (Давайте проследим, как зарождалась игрушка в руках масте-ра).
- Что нужно мастеру, чтобы вылепить игрушку? (Глина)
- Вначале мастеру нужно было накопать глины для лепки. Каждый мастер знал
своё, особенное место. Такие места назывались «копанцами».
- Как вы думаете, почему они так назывались? (Предположения детей)
- Наш край богат разными глинами: есть глина и белая, и красная, и чёрная.
- Вы видели глину?
- Что значит: «была я на «топанце?» ( Подводим детей к выводу: глины нужно было много, она должна быть мягкой и для этого её топтали ногами).
- Что значит «меня мяли…» (Рассуждения детей)
- Значит, руки мастера лепили игрушку, поглаживали, прихорашивали.
- Догадайтесь, что значит: «песню петь обучали…» (Воспитатель демонстриру-ет игру на игрушке – свистульке). Непростые игрушки делал мастер, а игруш-ки – свистульки.
- «Очутилась я на пожаре…» – что это значит? (Рассуждения детей).
Воспитатель обобщает: обжигали игрушечку в специальной печи, при темпера-туре больше 1000 градусов. Глина спекалась и становилась крепкой, совсем не боялась воды.
7
- Что означает: «Остудили, расцветили…» (Ответы детей).
- Раскрасили игрушечку в яркие цвета. Каждый цвет что – то означал: жёлтый – богатство, красный – силу, зелёный – надежду, синий – мудрость, белый – благородство.
- Что значит: «серебром посеребрили…» (Нанесли на игрушку серебряные по-лоски). – Вот так получилась игрушка.
- Кто знает, почему такую игрушку называют романовской? (Рассуждения де-тей).
- Много – много лет назад в селе Романово, возле Липецка появились такие ма-стера – умельцы, которые для детей стали лепить глиняные игрушки – сви-стульки.
- Сейчас такие игрушки делает замечательный мастер Виктор Васильевич Маркин. Его романовские игрушки – свистульки побывали в разных городах и даже в разных странах: Италии, Франции. Везде радовали они взрослых и де-тей и прославляли наш край.
- Сейчас я приглашаю вас за столы, чтобы слепить романовскую игрушку – жаворонок. (Дети проходят за столы).
Объяснение совместно с показом лепки жаворонка приёмом – «пельмень». – Эти игрушки вылеплены из глины так же, как ваши мамы, лепили вареники или пельмени. Сначала делают лепёшку, потом складывают пополам, оставляя внутри пустоту, лепят туловище, потом быстро лепят голову и ноги. Выделяем стекой глаза, клюв, узор на хохолке.
Выполнение работы детьми.
Итог: рассматривание детских работ.
Воспитатель:
- Когда наши работы подсохнут. Мы распишем жаворонков красками, как расписаны романовские игрушки.
8
4. БСД Тема: «Роспись фигурок» (по мотивам романовской игрушки).
Цель: продолжать знакомить детей с народным промыслом – романовской игрушкой – свистулькой.
Задачи: познакомить с романовской росписью игрушек; развивать умение украшать игрушку с помощью узора, использовать стилевые особенности цве-та, присущие романовской игрушке; воспитывать эмоциональную отзывчи-вость, интерес и уважение к труду народных умельцев; развивать художе-ственные способности, аккуратность, мелкую моторику рук.
Содержание.
Воспитатель:
- Ребята, хотите я расскажу вам сказку?
- Садитесь поудобнее, да слушайте.
- Давным – давно жила на свете девушка – красавица, рукодельница. Золотые руки. Всё на свете она умела делать. Но злые силы превратили её в жар – пти-цу и понесли высоко – высоко в небо, подальше от людей! И стала жар – птица бросать перья на землю, чтобы оставить о себе память людям. И там, где пада-ло такое перо, вырастали люди – мастера – умельцы, мастера – золотые руки. Любая работа в их руках спорилась. Всё они умели. А вы хотите попробовать стать такими мастерами?
- Давайте пройдём в нашу мастерскую.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает романовские игрушки).
-Нравятся они вам?
-Из чего они сделаны? (Из глины)
- Раньше мы рассматривали некоторые из них, а кто помнит, как эти игрушки называются? (в случае затруднения, воспитатель помогает: романовские). Да-вайте посмотрим, какие узоры на романовских игрушках? (штрихи- полоски, точки, простые налепы, насечки, элементы гравировки и раскраска в два-три цвета). Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губер-ниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку : запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
- Мы с вами уже лепили жаворонка, сегодня мы будем расписывать свою иг-рушку, чтобы она стала как романовская. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатле-ние лёгкости. Нам сегодня будут нужны краски красного, жёлтого, серебристо-го цвета.
(Воспитатель показывает, как правильно раскрасить жаворонка).
Роспись романовской игрушки.
Итог. (Рассматривание детских работ). Создание выставки.
9
5. Развлечение «Жаворонушки».
Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Задачи: воспитывать интерес к народным традициям, любовь к родному краю;
развивать речь при помощи малых форм народного фольклора.
Содержание.
Воспитатель:
- Ребята, в марте есть необычный день – 22 числа, когда день с ночью меряется. И называется он – день весеннего равноденствия. По народным поверьям, в этот день прилетают сорок разных птиц, этот праздник и носит название «Со-роки» или «День жаворонка». Согласно народному календарю, в этот день зи-ма кончается – весна начинается.
-По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста птичек, которых часто называли «жаворонками» («скворцами», «куликами»). Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Ребё нок:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Воспитатель:
- Давайте золотые ворота для Весны – красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна всё равно победит.
Ребё нок:
Идёт матушка – весна,
Отворяй – ка ворота.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май,
Солнце в терем приглашай!
Воспитатель:
- Первыми из тёплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.
- Будем весну встречать, жаворонков завлекать? Для этого надо знать волшеб-ные слова. (Встаём в хоровод и все вместе поём) :
10
Жаворонок ду – да
Прилети к нам сюда,
Нам зима так надоела,
Всю соломушку поела
И сенцо и зерцо,
Золотое кольцо.
Принеси ты нам:
И соху, и борону,
И зелёную траву,ууууу!
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами лепили жаворонка по мотивам романовской игрушки.
Ребё нок:
Есть под Липецком село,
Романово зовут его.
И живут там мастера,
Что добро несут в дома.
И добро там не простое,
И не злато- серебро.
Романовской игрушкой
Называется оно.
Ребё нок:
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Воспитатель:
Велика Россия наша!
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Молодцы ребята! Я думаю вы обязательно расскажете своим родным и близ-ким о старинном русском празднике - встреча весны или «Сороки».
Всем спасибо.