Евгений Щекотихин
Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся более сложные формы глиняной пластики методом индукции (от частного- к общему, от простого- к сложному. В. Сухомлинский.) Введение обучающихся в основы профессионального и художественного обучения (т. к. керамика и глиняная пластика изучаются в средне- специальных и учебных заведениях художественной направленности).
Публикация «Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий „Народные промыслы Орловского края“ по программе Б, М, Неменского» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Задачи:
Обучающие- Обучить аспектам данного вида ремесла в общеобразовательных целях. Развитие мелкой моторики, пространственного и образного мышления, познавательной деятельности. Подвести обучающихся к основам истории и краеведения.
Воспитательные- Привить усидчивость, прилежание к занятиям. Умение работать в слаженном коллективе. Любовь к истории и культуре родного края. Умение вести научно- исследовательскую работу и грамотно сочетать её с творческой. Привить обучающимся художественно- эстетический вкус.
Словарный ряд: Чирка, Чирочка, Щепа, Тырялка;
Програмный материал :
Чернышенская игрушка — народный художественный промысел России. Возник в селе Чернышено, Новосильского района, Орловской области.
Деревня издавна славилась залежами белой, красной, синей, голубой глины. В основном, для лепки игрушки использовалась белая и голубая глина, которую мы и используем, продолжая народные традиции. Запасали материал ранней весной и хранили в прохладном месте. Предположительно, это заключалось в том, что глина, напитавшись талыми водами, более поддатлива при взятии из недр земли. Так же с этим связывалось поверье, что глина напитывалась первородной, чудодейственной силой ранней весны. С приходом весны наши предки изгоняли всё ненужное, наносное. Стоит отметить, что при изготовлении игрушек глину не мяли, а гладили, как бы вытягивая. Этим техника Чернышенской игрушки несколько отличается от Плешковской. На практике легко убедиться, что Чернышенскую глину не так то и легко «приручить». Все мы знаем, что в любом ремесле есть свои секреты, передающиеся из поколения в поколение. Разные свойства глины. Так как она является природным материалом, пластические и декоративные качества напрямую зависят от места добычи. Установлено, что свои игрушки Чернышенцы лепили не круглый год. «Сезон» лепки начинался с установлением тёплой погоды, чтобы поделки можно было «обветрить» на воздухе. Вылепленные игрушки долго сушили в кадке над дымом тлеющих гнилых щепок. Потом так же долго остужали изделия. Здесь мы видим простейший способ обжига. Хотя технологии Плешковского промысла позволяли произвести обжиг игрушки и в печи, но видимо, данный способ позволял сохранить игрушку от растрескивания и порчи, а так же «изгонял» из неё лишнюю влагу, тем самым подготавливая к последующему обжигу при высокой температуре. Роспись производили минеральными и анилиновыми красками. В качестве кисти, в основном использовали петушиное перо. Сохранились некоторые сведения, что использовался кусок ваты, намотанный на лучину и изредка- кроличья лапа.
Мужская часть населения игрушки не лепила. Мужчины на селе занимались изготовлением посуды, ведь это достаточно тяжёлое, трудоёмкое занятие, тем не менее позволяющее неплохо заработать на хлеб насущный и прокормить семью. Кадки, кубаны всегда пользовались у народа высоким спросом. Игрушки лепились детям на потеху, поэтому их и прозвали- Чернышенские Потешки. Игрушки и посуду возили на продажу на троицкую и препловенскую ярмарки. В Чернышенской пластике мужские фигурки встречаются,в основном, только вместе с конём. Значение образов и символов почти то же самое, что и в Плешковском промысле. Птицы встречаются редко. Один из частых сюжетов- Кукушка. Жители Чернышена верили, что Кукушка обладает способностью предсказывать будущее. Из животных сюжетов встречаются коньки. С седоком и без него. Мы видим, что порой они были причудливые и трёхглавые. Такого Конька предлагается слепиь в ходе занятия. Для детского сада и младшей школы вполне возможно упростить задание- лепка коня с одной головой и без всадника. Такой необычный примитивизм. Дело в том, что изображение «трёхглавого» коня является символом русской тройки. Удалой, резвой. Стоит помнить, что у народного мастера- своё, незамутнённое видение натуры. Приступая к лепке игрушки, это и стоит учесть.
Барыня или Кормилка
Мы с Вами проходили на занятии, посвящённом древним корням народного искусства, что изображение женщины, роженицы, кормящей, являются священными и ритуальными. Изображение женщины- Матери имеет особое значение. Отсюда и её название- «Кормилка». Груди, наполненные молоком, несут образ плодородия, немыслимую, всепоглощающую силу Земли. Крестьяне кормились от своих насущных трудов, от Земли. Вспомним изображения и скульптурки женского Божества, найденные при раскопках на стоянке первобытного человека. О значении данного сюжета уже упоминалось на занятиях по лепке Плешковской игрушки. Но есть некоторые различия, как в технике лепки, так и в значении. В Плешковской Пдастике изображение женщины более упрощённое и символичное, тем самым относит нас к древним, примитивным культурам. В Чернышенской игрушке, пластика более проработанная, рельефная. Отличается так же многообразием цвета.
Так же хотелось бы отметить, что в Плешковской игрушке образ женщины имеет узкое значение «Берегиня» (способствующая поможению в родах, в Чернышенской - «Кормилица» (вскармливающая молоком и дающая земные блага, хлеб насущный).
«Конник»
По своей структуре и композиционному строю, данный сюжет вполне можно отнести к декоративной скульптуре. В народном искусстве конь является солярным знаком. Всадник, которого везёт конь. по- традиции является добрым вестником. Он приносит людям солнце, весну. Конь так же олицетворяет плодородие, достаток и урожай. Не даром в народе ходило выражение- беднота безлошадная. «Где конь прошёл, там и урожай будет!» «Конь не валялся»- дословно, «не потоптался», т. е. Земля не вспахана, не обработана. Хозяин ленивый. «Старый конь борозды не испортит». «Да и новой не вспашёт!»
Русская тройка- оберег достатка, зажиточности, плодородия, счастья и веселья. Всем известен обычай на масленницу есть блины с икрой и кататься на тройке.
В заповеднике «Орловское полесье» посетителей в честь праздников «Масленница» и «Троица» катают на тройке. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что символ русской тройки стал полноправным брендом
культурно- исторических мест Орловщины.
Ход занятия:
Лепка сюжета «Барышня» или «Кормилка»
Кто скажет, чем отличается изображение женщины в Чернышенской и Плешковской игрушке?
- Начинаем лепку «от колобка». Все ли помнят, что необходимо смачивать пальцы в воде?
Катаем вытянутую колбаску;
Вытягиваем шею и намечаем голову;
Намечаем талию, вставляем снизу палец. (большой или указательный). Смачиваем пальцы и подушечками «выделываем» нашей барышне юбку.
Вытягиваем руки и грудь. Не забываем смачивать пальцы, иначе лепка не получится. Никаких сторонних налепов в этих местах. Применяем тянущую технику или технику вытягивания. Кто скажет, для чего мы используем эту технику? Вспоминаем лепку Плешковской игрушки.
Правильно. Чтобы изделие было прочным и не испортилось при обжиге.
Дорабатываем юбку пальцами, чтобы она была нарядной и пышной.
Делаем небольшой шарик. Слегка сплющиваем. Из него получается своеобразная шапка- беретка для Барышни. Детали соединяем, слегка смачивая их водой.
Изготавливаем ребё нка: катаем шарик, из него- колбаску. Вытягиваем из него руки и голову. Делаем для ребёнка похожую шапочку.
Вкладываем ребёнка в руку Барышни, как изображено на наглядном пособии.
Одной рукой она держит ребёнка, другой- подбоченилась или поддерживает грудь.
Шилом или зубочисткой делаем характерные углубления в груди.
Заглаживаем трещинки и неровности, придавая изделию завершённый, выставочный вид.
Даём изделию подсохнуть, параллельно с этим возможно устроить выставку- просмотр.
Лепка сюжета «Русская тройка» или «Конник»
Начинаем так же «с колобка», затем катаем большую, вытянутую колбаску.
Вытягиваем шею и передние лапы. Шея должна быть достаточно толстой. Если мы лепим сюжет «Тройка». Это необходимо для того, чтобы потом при помощи ножа разделить её на три части.
Сзади делаем свистульку: противоположной стороной стека или мастихина (чиркой, тырялкой) делаем углубление полости свистульки.
Далее вытягиваем полученную форму в хвост. Вытягиваем задние лапы.
Прорабатываем голову и шею;
Лепим конника по аналогии с Барыней; «Вытягиваем» ему две ноги. Можно сделать головной убор: фуражку, берет. В данном случае, мы немного отошли от «канона» и сделали коннику ушанку, как в каргопольской игрушке.
Сажаем всадника на коня. При этом следует помнить, что при соединении детали смачиваем.
Заглаживаем трещины и шероховатости.
Щепой или стеком проделываем в свистульке отверстие для подачи воздуха. Чиркой делаем отверстие для выхода воздуха.
Даём изделию подсохнуть.