Александра Тимакова
Проект «Народные праздники. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
нформационная карта проекта
Полное название проекта : «Народные праздники. Масленица»
Автор проекта : Тимакова Александра Михайловна.
Продолжительность проекта : краткосрочный – 2 недели
Тип проекта :
По содержанию – интегративный (познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое)
По количеству участников - фронтальный
Публикация «Проект „Народные праздники, Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Участники проекта : Музыкальные руководители - воспитатели-дети-родители.
Возраст детей: средние, старшие, подготовительные группы);
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Проблема проекта : имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель проекта : приобщение детей к национальной культуре; формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям; обобщение представления о народном празднике «Масленица» и народных традициях.
Задачи проекта :
Образовательные
знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;
формировать способности к творческому самовыражению
обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
Развивающие.
возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;
развивать творческую активность и эмоциональное сопереживание участникам игры - действия
формировать у детей национальное самосознания, воспитывать любовь к Родине, ее традициям;
Воспитательные
воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
Предварительная работа:
Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).
Изучение игрового фольклора (разучивание хороводных и подвижных игр.)
Слушание русской народной музыки (масленичные песни).
Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Музыкально – игровая программа на свежем воздухе
Название итогового мероприятия проекта : «Как на масленой неделе»
Материал и оборудование:
«Масленица» - наряженная кукла (чучело).
Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюм Солнышка, костюм Зимы.
Технические средства: ноутбук, колонки, микрофон, микшерный пульт.
Музыкальный репертуар: масленичные песни, игровые хороводы, хороводные игры.
Игры – аттракционы подготовленные воспитателями групп в соответствии с возрастом детей
Планирование работы над проектом :
1. Выбор формы реализации проекта.
2. Составление сценария.
3. Работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
4. Проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.
5. - распределение ролей (среди воспитателей);
- выбор декораторов (помощь в оформлении);
- выбор затейников (для организации игр).
6. Подбор костюмов.
7. Разучивание песен, игр, хороводов с воспитателями и детьми
8. Организация места проведения праздника (центральная площадь ДОП «Журавушка»).
9. Проведение инструктажа по технике безопасности.
10. Проведение праздника «Широкая Масленица».
11. Подведение итогов реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.
Содержание:
Составить план совместных действий с педагогами, поиск и сбор информации о празднике;
Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;
Привлечь родителей для изготовления костюмов на праздник.
Определение темы проекта;
Формулировка цели и задач;
Создание творческой группы;
Мониторинг детей и родителей;
Подбор литературы;
Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
1. Разработка сценария мероприятия;
2. Подбор литературы, музыкальных произведений,;
3. Подготовка подвижных игр и соревнований.
Основной
Цель: Создать условия для формирования знаний детей о русской национальной традиции «Проводы зимы».
Содержание:
Наблюдение за изменениями в природе;
Беседа: «масленица на руси»;
Заучивание закличек, стихов;
Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
Знакомство со значением и обычаями праздника.
Заучивание масленичных закличек, частушек, хоровода «Едет масленица»
Знакомство детей со значением слова «Заигрыш».
Слушание песни «Ох, блины, блины, блины…».
Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк», катание на карусели. Знакомство со значением и символикой блинов.
Беседа «Что мы узнали о масленице».
Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - Масленица.
Пение песен, частушек.
Создание праздничного настроения.
Заключительный
Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Содержание:
Музыкально-игровой праздник на улице;
Фотоотчёт о мероприятии.
Ожидаемые результаты проекта.
1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной культуре.
4. Расширение кругозора детей.
5. Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.
6. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Достигнутые результаты.
Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями народной культуры. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включились в различные виды деятельности, проявили чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, нам удалось сделать жизнь детей интересней и содержательней, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература:
1. Материалы из периодических изданий
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «народные праздники в детском саду»,
5. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду»,
6. М. Н. Мельников «Русский детский фольклор»