Яна Забалуева
Проект на тему «Знакомство с органами артикуляции»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, добрый день! Представляю Вашему вниманию проект по теме : «Знакомство с органами речи». Подготовленный материал будет полезным для логопедов, воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.
Цели проекта :
• сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
Публикация «Проект на тему „Знакомство с органами артикуляции“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
• сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Гипотеза:
Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.
Задачи проекта :
1. В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи, их назначением.
2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Предполагаемые результаты.
- четкое представление детей об органах речи : строении, назначении.
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
Актуальность проблемы.
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.
Этапы реализации :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Содержание и структура проекта.
1 этап: подготовительный.
1. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
2. Подбор информации об органах артикуляции, о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
3. Подготовка дидактических пособий и презентаций.
2 этап: основной.
1. Работа с детьми:
1 Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.
2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.
3. Рассказывание и показ артикуляционных сказок : «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах»
4. Сочинение артикуляционных историй со Смешариками.
5. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями
6. Изготовление артикуляционных кубиков
2 Работа с педагогами:
1. Составление сборника артикуляционных сказок
2. Изготовление дидактического материала для проведения артикуляционной гимнастики.
3. Изготовление картотеки артикуляционных упражнений
3. Работа с родителями:
1. Консультация «Как устроен речевой аппарат».
2. Консультация «Артикуляционная гимнастика»
3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
4. Создание буклета "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков»
5 Задание родителям подобрать картинки для знакомства с артикуляционными упражнениями и придумать артикуляционные сказки.
3 этап: заключительный.
1. Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.
2. Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
Подводя итоги работы по реализации проекта, можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В моей работе был представлен опыт взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Показана система работы и раскрыто содержание основных форм взаимодействия, у детей повысился уровень развития артикуляционной моторики. В ходе проектной деятельности у детей появился познавательный интерес к коррекционно — развивающим занятиям благодаря использованию артикуляционной гимнастики в игровых и нетрадиционных методах и приемах. Артикуляционный аппарат детей старшей группы полностью подготовлен к овладению недостатков звукопроизношения.
Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. В ходе работы был систематизирован практический материал, которым могут воспользоваться педагоги и родители в процессе коррекционной работы с детьми.