Наталья Суханова
Проект «Волшебная зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 г. Майкоп»
2021 год
Проект на тему: «Волшебная зима»
в 1 старшей группе «Пчел
ка»[/b]
Воспитатель: Суханова Н.Н.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Сроки реализации: средней продолжительности: декабрь.
Публикация «Проект „Волшебная зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Цель: Продолжать знакомить детей с зимним временем года через проектную деятельность «Волшебная зима».
Задачи:
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Знакомить с явлениями неживой природы.
• Уточнять и расширять об образе жизни диких животных, птиц, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
• Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду, создавая условия для выявления свойств и качеств снега и льда.
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, творческие способности, желание ухаживать за животными и растениями.
• Воспитывать интерес к зимнему времени года.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы.
Ожидаемый результат:
• приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища
• повышение познавательной активности
• усвоение необходимых знаний по теме «Зима»
• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
• Проведение утренника к Новому году.
. Формы реализации проекта:
• Занятия.
• Беседы.
• Наблюдения.
• Досуговая деятельность.
• Игровая деятельность.
• Исследовательская деятельность.
• Продуктивная деятельность детей.
• Чтение художественной литературы.
I этап – подготовительный
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический):
Дидактические игры:
• «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
• «Кто что делает зимой»
• «Найди по следу»
• «Найди такую же снежинку»
• «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
• «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
• «Времена года»
• «Узнай по описанию»
• «Зимние запасы»
• «Найдите и покормите зимующих птиц»
• «Когда это бывает»
• «Что сначала, что потом»
• «Кто где живет?»
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года», «Праздник в детском саду».
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Подвижные игры:
«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».
Игры – соревнования: «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту», «Скольжение по ледяным дорожкам».
Ознакомление с окружающим: «Зима», «Зимние приключения», «Зимнее путешествие», «Как животные помогают человеку», «Покормим птиц», «Что такое Новый год?».
Аппликация и ручной труд: «Зимушка-зима», «Снеговик», Подвеска «Снеговик», «Новогодняя елка» (моделирование из бумаги и ваты,
Рисование: «Снежинки», «Зима», «Зимушка-зима».
Лепка: «Снегурочка», «Санки», «Зимние забавы», «Украшаем елку».
Беседы:
• «Зимующие птицы»,
• «Зима. Приметы зимы»,
• «Зимние виды спорта»,
• «Почему мне нравится зима».
• «Мои любимые зимние сказки».
• «Письмо Деду Морозу»
• «Праздник Новый год».
• «Почему скрипит снег?»
• «Зимние игры и развлечения».
• «Зачем зимой снег?»
• «Осторожно! Зимние травмы»
• «Как заботиться о здоровье зимой».
• «Зимние путешествия»
Наблюдения:
• за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
• за красотой и богатством зимних красок
• за птицами
• за деревьями, растущими на территории детского сада
• за трудом взрослых зимой.
Целевые прогулки: «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе, «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Зимние забавы на улице. Экологическая тропа ДОУ. В зимний сквер.
Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.
Чтение художественной литературы:
• Н. Сладков «Суд над декабрём»
• В. Одоевский «Мороз Иванович»
• С. Иванов «Каким бывает снег»
• Е. Трутнева «Первый снег»
• К. Бальмонт «Снежинка»
• Г. Снегирёв «Про птиц»
• Н Сладков «Еловая каша»
• В. Зотов «Клёст», «О птицах»
• В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
• С. Михалков «Мимоза»
• Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
• Русская народная сказка «Снегурочка»
• Н. Калинина «Про снежный колобок»
• Н. Носов «На горке»
• Г. -Х. Андерсен «Снежная королева»
• Г. -Х. Андерсен «Золушка»
• Русская народная сказка «Морозко»
• Загадки о зимних явлениях в природе
• Пословицы и поговорки о зиме.
•
Непосредственно образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим: «Зима», «Зимние приключения», «Зимнее путешествие», «Как животные помогают человеку», «Покормим птиц», «Что такое Новый год?».
Аппликация и ручной труд: «Зимушка-зима», «Снеговик», Подвеска «Снеговик», «Новогодняя елка» (моделирование из бумаги и ваты,
Рисование: «Снежинки», «Зима», «Зимушка-зима».
Лепка: «Снегурочка», «Санки», «Зимние забавы», «Украшаем елку».
Развитие речи: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок», заучивание Е. Трутневой «Первый снег», пересказ сказки «Петух и собака», составление описательного рассказа на тему: «Зима».
Трудовая деятельность:
• Заготовка корма для птиц
• Подкармливание птиц.
• «Окучивание» снегом деревьев.
• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
• С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
• Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
• На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.
• Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
• Постройка из снега.
Слушание музыкальных произведений:
Музыкальные произведения (слушание) «Зимняя сказка» «Кабы не было зимы.» «Весёлая зима» «Раз морозною зимой» «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского ; (разучивание) : «Замела метелица»», «Бубенцы звенят», «Снеговик»
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»
Работа с родителями:[b]
[/b]Мероприятия по работе с родителями:
1. Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
2. Оформление папок-передвижек для родителей:
«Зимние подвижные игры».
Домашнее задание на тему «Зима»
Подборка стихов для разучивания с детьми дома,
Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
«Супер столовая для птиц" - изготовление кормушек для птиц.
Оформление папки-передвижки «Прогулки зимой».
Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»
• Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
• Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
• Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
• Конкурс «Сбережем лесную красавицу»
• Конкурс «Новогодняя открытка»
• Конкурс поделок «Елочная игрушка»
• Организация выставок детских работ
Беседы по ОБЖ:
«Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении», «Что делать, чтобы не замерзнуть»
Результаты проектной деятельности:
• Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
• познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
• овладели расширенным словарным запасом;
• имеют представление о природе родного края;
• знакомы с правилами безопасного поведения на природе;
• Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
• разработаны рекомендации для родителей;
III этап – заключительный.
Итоговое мероприятие – новогоднее представление для детей и родителей.
Заключение
Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период, они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.
Итоговые мероприятия:
Новогодний утренник «Новогодние приключения Красной шапочки»
Выставка-конкурс «Елочная игрушка»»
Полезные ресурсы (источники информации)
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2010
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5- 6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В. В. Гербова и др. -М. :Издательство- Оникс, 2011. - 336с.
3. Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
4. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М. : Айрис – пресс. 2002.
5. С Новым годом. Для чтения родителями детям. - М. : Дрофа - Плюс, 2010. - 80с.