Прахова Елена Анатольевна
Информационно-познавательный проект «Мой край — Югра»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. А край где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Публикация «Информационно-познавательный проект „Мой край — Югра“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.
Проблема: В процессе беседы с детьми было выявлено, что дети мало знают о своем крае. Решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в старшей группе, расширить представления о своей малой Родине – Югре.
Цели: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае.
Задачи:
1. способствовать формированию представлений детей о жизни и быте коренных жителей Югры; растительном и животном миром края
2. развивать познавательную активность, продолжать учить детей вести диалог, расширять кругозор
3. воспитывать любовь к своему краю, гордость за свой край.
Вид проекта : информационно - познавательный, долгосрочный.
Срок реализации проекта : с 01.10.22 по 10 декабря 2021 года.
Участники проекта : дети группы старшего дошкольного возраста с 5 - 6 лет, родители, воспитатели.
Ожидаемый результат:
1. Повышение уровня знаний у детей о родном крае –Югре.
Дети должны знать:
название родного края ХМАО- Югра;
город, в котором мы живём
природу и животный мир Югры;
о коренном народе и их быте.
Дети должны уметь:
Различать и называть ягоды севера, деревья, животных
Рассказать о своей малой родине.
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по формированию знаний о родном крае.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Выявление знаний детей о культуре и быта народов ханты и манси.
2. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом.
3. Разработка НОД по образовательным областям.
4. Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект
Приложение:
1. Подбор художественной литературы о коренных народах ХМАО.
2. Создание картотеки народных хантыйских подвижных игр.
3. Презентация «Игры и игрушки Севера».
4. Презентация «Красная книга».
5. Презентация «Природа родного края»
Основной этап:
Познавательное развитие НОД «Ханты и манси - таёжные жители».
Просмотр мультипликационных фильмов о северном народе. Знакомство с гербом и флагом округа.
Рассматривание альбомов «Животный мир Югры», «Растительный мир Югры».
Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Назови ягоды (грибы, деревья)», «Собери грибы в
корзинку»,
«Лиственное или хвойное», «Назови ласково», «Четвертый лишний»
Социально – коммуникативное развитие Настольно – печатные игры: «Расскажи про свой город», «Прогулка по городу», «Профессии», «Животный мир»,
«Собери картинку», «Собери герб и флаг округа»
Сюжетно –ролевые игры «Поездка в тундру», «Переезд на новое стойбище»,«В гости в хантыйский чум», «Семья»,«Детский сад». Беседы: «Достопримечательности родного города», «Дом, в котором я живу».
Режиссерская игра «Улицы родного города».
Речевое развитие Чтение произведений авторов нашего города.
Заучивание наизусть стихотворений о родном крае и городе.
Заучивание поговорок и пословиц о Родине.
Составление описательных загадок о лесе, ягодах и грибах;
Чтение хантыйских сказок и загадок.
Художественно – эстетическое развитие НОД «Рисование» - «Тайга зимой»
НОД «Аппликация» - «Чум»
ООД «Конструирование» : «Животные нашего края».
Раскраски по теме; Рисование хантыйских узоров;
Разыгрывание народных сказок, легенд, используя элементы костюмов, декорации.
Развивающая среда Сказки, стихи, рассказы, иллюстрации, энциклопедии.
Наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал: набор открыток с достопримечательностями
родного города, округа, книги о Югре, серия сюжетных картин по темам: «Город», «Транспорт», «Деревья», «Дикие животные», «Деревья», «Ягоды», «Птицы», «Рыбы».
Материалы для продуктивной деятельности: образцы, схемы для рисования, лепки, аппликации; краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.
Уголок развивающих игр: настольные игры, логические задания.
Картотеки: «Загадки, стихи, пословицы и поговорки о Родине», «Физминутки, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастики».
Альбом: «Город Нефтеюганск», «Мой округ»
Физическое развитие Разучивание подвижных игр народов ханты и манси: «Важенка и оленята», «Ловля оленей», «Льдина, ветер и мороз»,
«Охота на волка», «Хэйро»
Работа с родителями Консультация о воспитании у детей любви к родному краю.
Рекомендации для родителей по теме «Наш город».
Маршрут выходного дня
Посещение детей совместно с родителями музея.
Фотовыставка «Мой край Югра».
Создание альбома «Животные и растения нашего края»
Приложение
Картотека подвижных игр народов Севера для детей дошкольного возраста
Игра - высшая форма исследования.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, а так же желание обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Народные игры являются неотъемлемой частью не только физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, создается эмо-ционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все хантыйские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку, Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Основным условием успешного внедрения игр народов ханты в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в игры народов ханты.
Итак, хантыйские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования чувства патриотизма, активной личности, которая сочетает в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Олени и пастухи
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них аркан (длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога аркан. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от аркана. Набрасывать аркан можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания аркана.
Каюр и собаки
На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.
Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.
Ловля оленей
Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки, стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
Куропатки и охотники
Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.
Хейро
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад, на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.