Татьяна Барышева
Проект на тему: «Люди разных национальностей в Пензенской области.»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Люди разных национальностей в Пензенской области».
Практическая значимость проекта (ожидаемый результат)
- Воспитанники относятся терпимее к сверстникам разных национальностей, проявляют толерантность.
- Сотрудники проявляют толерантность по отношению друг к другу.
- Повысилась компетентность воспитателей и родителей в области культуры разных стран.
Публикация «Проект на тему: „Люди разных национальностей в Пензенской области,“» размещена в разделах
- Пензенская область, Пенза
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
-Проявление чувства гордости за свое отечество и желание выразить приобретенные знания в своем детском творчестве.
Вид проекта : краткосрочный
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный
Продолжительность проекта : месяц.
Участники проекта : дети, педагоги ДОУ, родители.
Основной целью проекта является познакомить детей с людьми разных национальностей.
Задачи проекта :
- формировать представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране;
- знакомить с различными климатическими зонами и разнообразной природой России;
- воспитывать ценностное отношение и любовь к Родине, проживающему народу, желание беречь и защищать ее;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
- приобщать к истокам народной культуры;
- развивать интерес к изучению родной страны.
Цель:
Формировать основы национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.
Задачи:
1. Познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов.
2. Воспитывать патриотов, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины.
3. Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей.
-Коммуникация
НОД «Народы разных национальностей».
Цель:
-формировать в понимании детей образ необъятной многонациональной Пензы;
-формировать представления о том, что каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции;
-воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриатические чувства.
НОД «В русской избе».
Цель:
-знакомить с обычаями и традициями русского народа;
-зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков.
НОД «Народная культура и традиции татар».
Цель:
-познакомить детей с культурой и традициями татарского народа;
-вызывать интерес к культурам других народов, воспитывать чувство толерантности.
Беседа на тему : «Всегда у нас в почете был национальный костюм»
Игра - упражнение: «Загадай мы отгадаем», сравнение национальных костюмов.
- Чтение художественной литературы
Татарские сказки: «Водяная», «Волшебное кольцо», «Гульчечек».
Чувашские сказки: «Иван – батыр», «Лиса и дятел», «Лиса – плясунья».
Русские народные сказки: «Василиса прекрасная», «Золотой конь»,
«Как мужик гусей делил».
Мордовские: «Лиса и медведь»,
«Сыре – варда», «Чучело в перьях».
Чтение стихотворений: «Российская семья» В. Степанов, «Лучшее богатство» О. Александрова, «Откуда ты родом»
Игра – упражнение: «Угадай слово», Дидактическая игра: «Чей узор», рассматривание элементов костюмов, рассматривание фотографий и семейных альбомов.
-Художественно – эстетическое развитие
Рисование
1. Рисование русского народного женского костюма.
2. Рисование «Фартук с татарским орнаментом».
3. Аппликация: «Кукла в национальном костюме», «Мир национальных узоров».
- Физическая культура
Чувашские игры: «Бои петухов», «Воробьи и кошки», «Иголка, нитка, узелок».
Мордовские игры: «Лапта»
Татарские игры: «Угадай и догони»(читанме, бузме, «Скок – перескок» (Кутчем – кум)
Русские народные игры: «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки».
-Коммуникативно – личностное развитие
Дидактические игры
«Раньше и теперь».
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
«Назови слова, характеризующие хорошего человека».
Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный).
«Закончи предложение «Моя страна …».
Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
«Моя Родина - Россия».
Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.
«Чей костюм?».
Игровая задача: формировать умение детей правильно подобрать национальный костюм.
«Что путешественник по России возьмет с собой».
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости.
Сюжетно-ролевые игры
«Веселое путешествие по России».
Цель:
- воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам;
- закреплять и углублять интерес детей к разным народам, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители;
- формировать умение обдумывать и обсуждать план игры;
- помочь детям осмысливать правила поведения;
- развивать творческое воображение.
«Дом моды».
Цель:
-закреплять знания детей о традиционной одежде разных национальностей (татар, русских, мордвов, чувашей)
-переносить полученные знания о народах России в сюжетно-ролевые игры.
-развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.
Самостоятельная деятельность в развивающем центре
(рассматривание альбомов, иллюстраций по тематике, рассматривание книг, дидактические игры, рассматривание карты России)
Самостоятельная продуктивная деятельность
- с художественным материалом (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.,
- с конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т. д.)
Экскурсии
Экскурсия в школьный музей «Русская изба».
Цель:
-формировать устойчивый интерес культурному наследию народа;
-обогащать эмоционально-чувственный опыт у детей;
-создавать условия, способствующие появлению у детей самостоятельной познавательной активности.
Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов»
1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка.
2. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка.
3.«Благодарный медведь» - мордовская сказка.
4. «Заяц слуга» - татарская сказка.
5. «Как луну из колодца доставали» - чувашская сказка.
Работа с родителями
Анкета для родителей:«Наша семья и национальные традиции».
Ребята в какой стране мы с вами живем? Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами Россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Кто мне подскажет какие народности вы помните? Русские, чуваши, мордва, татары – живут в средней полосе России. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
Сегодня мы с вами познакомимся с народами Пензенского края. Наши ребята познакомят нас с традициями, кухней и играми своего народа.
Рассказ о национальной культуре татарского народа.
У татарского народа есть свои праздники: Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.
Ураза – байрам – праздник поста. Корбан - байрам праздник жертвоприношения. В праздники с поздравлениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан – байрам – праздники жертвы старались угостить мясо как можно больше людей.
Национальное блюдо «Чак - чак». Для этого надо 2 яйца, муку, растительное масло, мед, сахар, соль, орехи по вкусу. Замесили тесто из муки и яиц. От теста отрывали кусочки и обжаривали в масле. Обжаренные кусочки теста залили медом и сделали горку. Приятного аппетита!
Татарскую игра: «Скок – перескок».
Рассказ о чувашской культуре.
В чувашских семьях к старикам – родителям и к отцу – матери относились с любовью и уважением. С особой любовью и почетом относились к матери. Древние чуваши считали, что самое страшное проклятие – материнское. Все проблемы в семье решают, советуясь друг с другом, обязательно прислушиваются к мнению стариков. Самым важным воспитанием чуваши считают трудовое, уже с 5-6 лет ребенок трудился – помогал своей семье.
Праздник Акатуй – весенний праздник, посвященный земледелию. Этот праздник продолжается несколько дней. Готовят съестные припасы, красят яйца, пекут каравай.
Любимое блюдо сырники. Для этого надо творог, яйца, манную крупу, сахар, все тщательно перемешали. Сделали круглые формы, обваляли в муке и жарили с двух сторон до золотистого цвета. Мы еще добавили орехи. Очень вкусно!
Чувашскую игра: «бои петухов»
Рассказ о мордовской культуре.
Мордва занимают 7 место по численности среди народов России. Мордва занимаются скотоводством, выращивают ячмень, просо, рожь, горох, лен. Жили мордва в деревянных домах. Внутри была печь, лавки.
Обряды мордвы крестины – варили пшенную кашу, считается символом плодородия. К свадьбе пекли главный пирог – из кислого ржаного теста или пшеничной муки.
Напиток: «Чапамо – ловсо» (кислое молоко)
Для этого взяли молоко и поставили в духовку пока она не стала светло – кремового цвета, потом охладили и добавили простоквашу и поставили в теплое место.
Рассказ о русской культуре.
Пена разделена на 27 районов. Каждый район чем то славится. Большинство занимаются фермерством. Выращивают скот,птиц, зерновые культуры. Раньше жили в домах,спали на печи. До сих пор в каждом доме сохранились свои традиции.
Водили хоровод ы :«Во поле березонька стояла»
Праздники: «Рождество», «Крещение», «Масленица» и др.
Народные игры: «Горелки», «Прятки», «Лапта».
Готовили щи, кашу, пироги, блины.
Пили: мед, квас.
Народ сочинял сказка «Теремок», «Гуси лебеди», «Три медведя».
Литература:
1. Е. И. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, 2005г.
2. И. Ф. Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2006г.
3. Е. Ф. Купецкова «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края»,Пенза,2016г.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Грабово
Проект на тему : «Люди разных национальностей в Пензенской области».