Ольга Ефимова
Воспитание толерантного отношения к культуре, традициям людей разных национальностей
▼ Скачать + Заказать документы
Изучив распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г., стало ясно, что обновление воспитательного процесса на основе отечественных традиций, предполагает приобщение детей к культурному наследию через воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ. Это направление я считаю очень важным в дошкольном образовании.
Публикация «Воспитание толерантного отношения к культуре, традициям людей разных национальностей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Наш маленький коллектив является крохотным макетом нашей огромной страны. Среди работников и детей нашего детского сада больше десятка национальностей. Радует, что Омская область является благополучной в межнациональных отношениях, и наша задача состоит в том, чтобы сохранить эту стабильность. Для этого мы, педагоги, совместно с родителями организуем и проводим много мероприятий, направленных на воспитание толерантного отношения к культуре, традициям людей разных национальностей.
Работа эта проводится планомерно и систематично. Я рассказываю детям о том, что у нас в Саргатском живут люди разных национальностей, и у каждой своя культура, свои обычаи, свои особенности. Каждый народ старается сохранить свою культуру, сберечь ее, и передать своим детям и внукам. И, соответственно, каждый представитель любой национальности обязан уважать культуру других народов. А для этого нужно иметь представление о людях, проживающих с нами рядом, об их обычаях и национальных особенностях.
Знакомя детей с разными национальностями, мы не забываем и о своей русской культуре, так как в нашем поселке большинство жителей - русские. С целью ознакомления детей и родителей с истоками русской национальной культуры, мы создали проект «Неразлучные друзья – взрослые и дети». В нашем детском саду проводятся совместные праздники, на которых дети получают информацию об обычаях нашего народа. Дети других национальностей знакомятся с нашим богатым наследием. Уважая культуру других народов, проживающих с нами рядом, мы хотим, чтобы с уважением относились и к нашей. Сочетание стихов, музыки, показ слайдов, театрализация глубоко воздействуют на эмоции детей, доводят информацию до сердца.
Устраивая различные мероприятия, я приглашаю родителей наших воспитанников, где они являются не только зрителями, но еще активными участниками. Вместе с детьми и родителями мы обыгрываем различные роли в спектаклях, учим играть в народные игры. Проводили мы развлечение «На полатях». Взрослым я раздала распечатанный текст песен. Родители и дети пели народные песни по очереди. Это было своеобразным соревнованием, в котором не было победителей. Просто всем было весело. Такие встречи сближают нас, делают роднее. А еще в такой неформальной обстановке порой решаются очень серьезные проблемы.
Хочу привести пример мероприятия, в ходе которого мы познакомили детей с некоторыми национальностями, проживающими в нашем поселке. Чтобы дать знания детям о культуре и особенностях быта казахов, воспитатель подготовительной группы, казашка по национальности, пригласила дошколят в гости к своим родителям, там их познакомили с некоторыми обычаями, национальными костюмами, казахской кухней. Дети имели возможность увидеть, как живет этот замечательный народ, потрогать руками казахские национальные коврики, покрывала, посидеть за низеньким обеденным столом, и не по рассказам, а наяву узнать о гостеприимстве этого народа.
Чтобы получить более полную информацию о культуре других народов, мы водили ребят в музей, библиотеку. Я разучила со своими воспитанниками цыганский танец, русские народные песни, мы слушали музыку разных национальностей, (ее я записала на диск) сравнивали ее, обсуждали, знакомились с различными играми. После всей предварительной работы, мы провели праздник «Дружбой народы сильны». Дети читали стихи армянских, латышских поэтов, исполнили театрализованную постановку украинской народной сказки «Колосок», поиграли в казахскую народную игру «Тюбетейка – невидимка». Наше мероприятие украсила выставка, на которой были представлены предметы быта национальностей, проживающих в Омской области. Дополнили выставку книги и детские рисунки. Я сшила украинские цыганские, казахские, костюмы, поставила хореографическую композицию «Большой хоровод». Дети с удовольствием надевали костюмы, участвовали в празднике, рассматривали выставку. Им было интересно узнать новое о людях других национальностей.
После этого мероприятия я написала статью в местную газету, в которой опубликовала интервью, взятое у людей разных национальностей об их отношении друг к другу. У всех было одно желание – сохранить дружбу и жить в мире. Я продолжаю знакомить жителей района с мероприятиями, проводимыми в нашем детском саду. Регулярно я пишу статьи патриотического характера и через газету приглашаю на совместные праздники.
Мы воспитываем в своих детях интерес и уважение к людям разных национальностей, и это позволяет нам жить в мире. Для нас очень важно, какими вырастут наши дети, а значит, какой будет наша страна. Мы хотим мира и стабильности, для этого новое поколение мы учим беречь этот мир.
Мы сами являемся патриотами своей страны и делаем все возможное, чтобы следующее поколение так же горячо любило свою Родину. С тревогой мы наблюдаем за событиями в мире. Чтобы не допустить межнациональных конфликтов в нашей стране, мы беседуем с ребятишками о том, что нужно сохранять мир и дружбу между народами.
Составляя ООП, мы разработали 40% программы, формируемой участниками образовательных отношений, разработанной педагогами и родителями - «Культура Сибири». В 2014 г. у нас прошел областной семинар руководителей органов управления образованием Омской области в Саргатском муниципальном районе Омской области, в рамках которого мы показали совместную деятельность «Коренные народы Сибири». Я разучила с детьми бурятский танец «Цветок Байкала» и хоровод «Ёхор» а, чтобы наше мероприятие выглядело зрелищно и ярко, я сшила национальные бурятские костюмы. Знакомясь с культурой бурят, дети узнали, как и где живет этот народ, как называется их жилище, какими промыслами занимаются эти люди. Дети научились здороваться, прощаться по-бурятски, узнали о священных животных. Готовя такие мероприятия, я сама открываю для себя новое. Собирая информацию, прослушивая народные песни, знакомясь с национальными танцами, я не перестаю удивляться – насколько разнообразна и красива наша многонациональная российская культура. Свои чувства я стараюсь передать детям. Прививая любовь к нашей Родине, устраивая различные праздники, моей главной целью является воспитывать наших детей патриотами, а не националистами. Это главное условие патриотического воспитания, стабильности, мира и благополучия в нашей стране.
Важность приобщения детей к культурному наследию нашей многонациональной страны бесспорна. Думаю, что наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, знающими свою культуру, и имеющими представление о культуре других людей, живущих рядом с нами, что в дальнейшем будет способствовать укреплению межнациональных отношений и уважению друг к другу.