Мария Талабаева
Образовательный проект «Знаменитые люди Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Образовательный проект «Знаменитые люди Мордовии»
Выполнили: Талабаева М. П.
2017 г.
Паспорт проекта
Творческое название проекта «Знаменитые люди Мордовии»
Автор проекта Талабаева Мария Петровна – воспитатель
Участники Воспитатель, дети подготовительной к школе группы, специалисты ДОУ
Вид проекта Познавательно-исследовательский
Срок реализации Средней продолжительности (3 месяца)
Публикация «Образовательный проект „Знаменитые люди Мордовии“» размещена в разделах
Направление развития Познавательно-исследовательское
(в содержание проекта заложен принцип интеграции образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.)
Актуальность проекта Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным краем, с известными людьми, которые прославили свой край.
Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в исследованиях Л. С. Выготского, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожца, М. В. Крулехта, А. Ю. Кузиной, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др., которые отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям.
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей является очень актуальной. Всем известно, любовь к Родине начинается с малого: своего села, города, знания своих корней.
Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к истории своего народа (прошлого и настоящего времени, в том числе к людям, прославившим свой родной край.
А каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству (Л. А. Венгер, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. П. Усова и др.)
В связи с этим вопросы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с выдающимися людьми, их подвигами, творчеством, жизнью и вкладом в историю Мордовии выступают на первый план.
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ через их подвиги, творческую и созидательную деятельность.
Новизна проекта Новизна проекта заключается в том, что ознакомление со знаменитыми людьми мордовского края будет осуществляться через проектную деятельность. Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению
Цель Формирование у детей дошкольного возраста интереса к знаменитывм людям, прославивших Мордовию
Задачи Образовательные :
- приобщить детей, родителей, педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям;
- познакомить с биографией и творчеством людей,
прославивших Мордовию;
- закрепить представления о знаменитых земляках;
- расширять кругозор детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в совместной деятельности с родителями, бабушками, дедушками.
- развивать коммуникативные навыки детей: диалогическую и связную речь.
- развивать воображение через ознакомление с творчеством мордовских художников, писателей, композиторов.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, чувство уважения к мордовскому народу.
Ресурсное обеспечение проекта Информационные ресурсы:
диагностический инструментарий (беседы с детьми);
методическая, энциклопедическая и художественная литература;
наглядно-демонстрационный материал;
ресурсы Интернет, использование ИКТ.
Социальное партнерство в рамках реализации проекта :
детская районная библиотека;
мини-музей ДОУ;
музеи г. Саранска.
Предполагаемый результат Дети:
активно принимают участие в проектной деятельности совместно со взрослыми коллективно и в подгруппе;
проявляют интерес к жизни, подвигам, творчеству знаменитых людей Мордовии;
выбирают необходимые способы работы в соответствии с поставленными задачами;
используют полученные знания в разных видах деятельности.
Родители:
активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с земляками, прославившими родной край.
оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);
принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д.
Педагоги:
повышают педагогическую компетентность по теме проекта;
пополняют педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д.
организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;
готовят итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.
Продукт проектной деятельности Создание альбома «Знаменитые люди Мордовии»
Создание «Книги памяти».
Оформление родителями выставки «Знаменитые люди Мордовии»
Пополнение уголка краеведения в группе
3. Реализация проекта по этапам :
Этапы Содержание деятельности
Подготовительный 1. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.
2. Составление плана по реализации проекта.
3. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.
4. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
5. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.
6. Подбор методической литературы.
7. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).
Практический 1. Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями)
Заключительный 1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.
2. Подготовка к презентации.
Презентационный 1. Презентация проекта на групповом родительском собрании
Психолого-педагогическое содержание проекта
Формы работы Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие
«Наши предки» Уточнить знания о земляках, прославивших свой край в прошлом. Закрепить представления о знаменитых земляках. Рассказать, как чтят память людей, прославивших свой город, свое село, свою республику.
Познавательное развитие
«Великие поэты и писатели Мордовии» Познакомить детей с творчеством и биографией великих поэтов и писателей Мордовии (А. И. Полежаев, Н. П. Огарев, воспитывать уважительное отношение к его творчеству.
Познакомить с творчеством современных писателей и поэтов.
Познавательное развитие
«Художники мордовского края»
Познакомить с творчеством Ф. В. Сычкова, с его биографией
Познавательное развитие
«Наши земляки - герои Великой Отечественной войны» Помочь детям сохранить и пронести память и уважение к участникам событий времен ВОВ.
Познакомить с земляками, участниками военных событий (Сущинский Владимир Александрович – военный оператор, Девятаев Михаил Петрович – герой Советского Союза)
Познавательное развитие
«Олимпийские чемпионы Мордовии» Познакомить детей со знаменитыми спортсменами Ольгой Канискиной, Денисом Нижегородовым, Алексеем Немовым, Алексеем Мишиным.
Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, желание быть похожими на них.
Чтение художественной литературы
«Мордовские сказительницы» Продолжать знакомить детей с мордовскими сказаниями, сказками.
Познакомить с мордовскими народными сказительницами Беззубовой Фёклой Игнатьевной,Люлякиной Серафимой Марковной
Художественно-эстетическое развитие
«Картинки мордовского букваря» Познакомить с первым мордовским букварем и его автором Дорофеевым Захаром Федоровичем.
Помочь увидеть особенности рисунков художника-иллюстратора. Развивать умение изображать предметы, названия которых начинаются с определенного звука.
Познавательное развитие
«Великий скульптор» Познакомить с творчеством и биографией Нефёдова (Эрьзи) Степана Дмитриевича
Образовательная деятельность в режимных моментах
Беседы:
«Каких известных людей, прославивших нашу республику вы знаете?»
«Какие земляки – вам известны? Чем они прославились?»
«Какие памятники известным людям вы знаете в нашем городе?» Уточнить и обобщить представления детей о людях Мордовии, прославивших свой край.
Экскурсияк музей боевой славы Познакомить детей с личностью известых земляков (Сущинский Владимир Александрович – военный оператор, Девятаев – герой Советского Союза, рассказать о их героическом прошлом. Рассказать детям о других земляках – защитниках нашей Родины в годы ВОВ.
Экскурсияв мини-музей ДОУ Познакомить детей со знаменитыми людьми родного села
Рассматриваниерепродукций портретов знаменитых деятелей науки, искусства Расширять представления детей о знаменитых соотечественниках, о их достижениях в науке, искусстве, литературе и др.
Рассматриваниевырезок из газет и журналов, иллюстрирующих спортивные достижения наших спортсменов Знакомить детей с достижениями наших спортсменов.
Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов Продолжить знакомство детей с музыкальными произведениями мордовских композиторов
Познакомить с биографией и творчеством мордовских композиторов (Георгий Иванович Сураев-Королев, Леонтий Петрович Кирюков, Леонид Иванович Войнов, Сергей Терханов, Елена Кузина, Михаил Фомин, Николай Митин, Николай Бояркин, Нина Кошелева)
Дидактическая игра
«Узнай и назови» Закрепить знания детей об знаменитых людях и том, чем они известны.
Сюжетно-ролевая игра
«Экскурсоводы» В город приехали дети из других стран. Экскурсоводы показывают им памятники известным людям, которые находятся в родном городе.
Сюжетно-ролевая игра
«Детское телевидение» Открылась новая программа на телевидении: дети снимают передачу об известных людях Мордовии
Самостоятельная деятельность детей
1. Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картин, репродукций портретов известных людей.
2. Внесение воспитателем атрибутов для самостоятельной сюжетно-ролевой игры дети.
Работа с родителями
Форма Тема Содержание
Экскурсия «Музеи нашего города» Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию музеи города Саранска
Познакомить детей с творчеством С. Д. Эрьзи, В. Ф. Сычкова.
Экскурсия «Памятники известным людям мордовского края» Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию к памятникам известным людям Мордовии, составить рассказы об известных людях, которым посвящены памятники.
Выставка «Выставка портретов знаменитых людей Мордовии» Предложить родителям подготовить к групповой выставке репродукции портретов знаменитых людей Мордовии
Портфолио «Моя семья в истории родного края» Предложить родителям совместно с детьми создать портфолио своей семьи с биографическими сведениями о своих родственниках, которые стали известными, внесли вклад в развитие своей малой Родины.
Презентация «Знаменитые люди Мордовии» Создать итоговую презентацию по реализации проекта
Перспективный план
№ п/п Содержание Сроки Участники Результат
1 НОД по познавательному развитию на тему «Наши предки» март Воспитатель, дети Дети познакомятся с людьми, прославившими мордовский край в прошлом (Ф. Ф. Ушаков, С. Д. Эрзя, врач-афтальмолог Филатов В. П. идр)
2 Вечер вопросов и ответов «Каких известных людей, прославивших нашу республику вы знаете?» март Воспитатель, дети Дети познакомятся с известными людьми современности родного края
3 «Наши земляки – наша гордость» март Педагоги ДОУ Заседание круглого стола
4 Пополнение уголка книги фотографиями, иллюстрациями известных людей Мордовии март Воспитатель Создание фотоальбома «Известные люди Мордовии»
5 Оформление в уголке книги постоянно действующих книжных выставок «Известные люди Мордовии». март-май Воспитатель Выставка художественной литературы «Известные люди Мордовии»
6 Организация в детской библиотеке дней краеведения - «По памятным местам»;
- «Прославленные люди Лямбирского района»;
- «Мы помним, мы помним ваши имена»
март
апрель
май Воспитатель
Работники библиотеки Экскурсии в детскую библиотеку
7 НОД по познавательному развитию «Великие поэты и писатели Мордовии» март Воспитатель,
дети Создание альбома стихов мордовских детских поэтов
8 Составление информационных буклетов:
«Умеем ли мы
предками гордиться?» март Родители Буклет «Умеем ли мы предками гордиться»
9 Анкетирование «Знаешь ли ты своих земляков прославивших Мордовию. Чем они знамениты» март Воспитатель,
родители, педагоги ДОУ Результаты анкетирования
10 Информационные буклеты «Наши замечательные земляки»
март Воспитатель Информационные буклеты о творчестве С. Эрзи
11 Рассматриваниерепродукций портретов знаменитых деятелей науки, искусства март Воспитатель, дети Создание коллекции портретов знаменитых деятелей искусства
12 Игры «Узнай и назови», «Детское телевидение», Экскурсоводы» март-май Воспитатель, дети Отражение детьми в играх свои представления и знания об известных людях Мордовии
13 «Создание развивающей среды в детском саду по ознакомлению детей с известными людьми Мордовии». март Воспитатель
Педагоги ДОУ Консультация для педагогов ДОУ
14 Беседа «Владимир Дежуров – космонавт из Мордовии» апрель Воспитатель Досуг, посвященный дню космонавтики
15 Беседа «Памятник героям-стратонавтам Павлу Федосеенко, Андрею Васенко и Илье Усыскину» апрель Родители Экскурсия к памятнику
16 Мастер-класс «Великий скульптор» апрель Воспитатель
Педагоги ДОУ Мастер-класс для педагогов ДОУ
17 Творчество С. Д. Эрьзи апрель Воспитатель,
родители Экскурсия в музей им. С. Эрьзи
18 Художественное творчество
«В художественной мастерской» - лепка по мотивам произведений С. Д. Эрьзи апрель Дети Выставка работ
19 «Ознакомление дошкольников с известными людьми мордовского края, как средство патриотического воспитания дошкольников» апрель Воспитатель Консультация для педагогов ДОУ
20 Интегрированное занятие «Художники мордовского края»
апрель Воспитатель, дети, педагоги ДОУ Выставка рисунков
21 Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов апрель Воспитатель, дети,
муз. рк-ль Создание аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов
22 «Мордовские сказительницы» апрель Воспитатель,
дети,
Знакомство с устным творчеством сказительниц Беззубовой Фёклой Игнатьевной,Люлякиной Серафимой Марковной
Создание альбома сказаний
23 Экскурсионный маршрут Станции:
- «Вечной памятью живы.»
(Вечный огонь, музей боевой славы);
- «У духовного родника»
(храм святого Ф. Ушакова) апрель Воспитатель,
дети,
родители Экскурсия по городу Саранску
24 НОД «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны апрель Воспитатель Создание «Книги памяти»
25 Экскурсияв мини-музей ДОУ май Воспитатель, дети Пополнение музея новыми экспонатами
26 Проблемная ситуации «Как бы я поступил на месте героев-земляков» май Дети Выставка рисунков «Они сражались за Родину»
27 «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают». май Воспитатель,
дети,
родители Литературно-музыкальный вечер
28 «Памятники известным людям Мордовии?» май Воспитатель Викторина
29 Создание электронной базы данных «Знаменитые люди Мордовии», которая
будет содержать библиографическую
и фактографическую информацию по
данной теме май Воспитатель Презентация «Знаменитые люди Мордовии»
30 Беседа «Картинки мордовского букваря» май Воспитатель дети
31 НОД «Олимпийские чемпионы Мордовии» май Воспитатель дети Подбор иллюстраций об олимпийских чемпионах Мордовии
32 Рассматриваниевырезок из газет и журналов, иллюстрирующих спортивные достижения наших спортсменов май Воспитатель, дети, родители Создание газетного и журнального фонда о достижениях мордовских спортсменов
33 «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям мордовского народа». май Воспитатель
Педагоги ДОУ Семинар-практикум
34 «Мы помним, мы гордимся» май Воспитатель, работники библиотеки Творческая встреча
35 «Знаменитые люди Мордовии» май Воспитатель,
родители Составление фотоальбома
Ожидаемые результаты
У детей:
- сформированы знания и представления о жизни, подвигах, творчестве знаменитых людей Мордовии;
- расширился кругозор детей, проявился интерес к людям, прославляющих родной край;
- отмечается появление чувства гордости за свой народ, которые живут и работают в Мордовии, которые прославили свой край в прошлом;
- проявляется осмысленная роль в судьбе страны, их места в жизни, сформированность собственного взгляда на жизнь.
Родители:
- оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);
- принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д.
- пополнили знания об известных людях Мордовии, их подвигах и творчестве;
- проявили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Педагоги:
- приняли участие в преобразовании предметно-развивающей среды группы; ДОУ;
- повысили педагогическую компетентность по теме проекта;
- пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д.
- организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех образовательных областей;
- подготовили итоговую презентацию «Знаменитые люди Мордовии» /по результатам проектной деятельности/.
- взаимодействуют с социумом: привлекают работников районной детской библиотеки к работе над проектом (экскурсии, беседы с применением мультимедийных средств; работников музеев (краеведческий музей г. Саранска, музей им. С. Эрьзи)
- разместили материал по проектной деятельности в сети Интернет.
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает
поэтапное познание великих людей родного края через различные виды деятельности.
Вопросы изучения истории родного края, в том числе людей, внесших вклад в развитие родного края являлись предметом изучения многих известных ученых историков. Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в исследованиях Л. С. Выготского, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожца, М. В. Крулехта, А. Ю. Кузиной, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др., которые отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям.
Венгер Л. А, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. П. Усова и др. отмечали, что каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству.
В работах А. И. Герцена и Н. П. Огарева – патриотическое воспитание связано с изучением истории своего народа и словесности.
Практическая значимость
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу.
А дети в свою очередь, узнают знаменитых людей мордовского края, научатся ценить подвиги и творчество мордовского народа, относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, гордиться своим народом, его достижениями.
Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Мероприятия, проведённые в детском саду, сплотили детей и родителей. У них появился интерес к творчеству, подвигам, созиданиям мордовского народа, желание побольше узнать о истории родного края.
Результаты по внедрению проекта могут быть использованы педагогами дошкольного образования в целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения и гордости за народ, внесших вклад в развитие Мордовии.
Познавательная значимость
Познавательная значимостьсостоит в том, что:
- в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, творческие встречи, умозаключения детей и т. д.);
- применяется личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.
Познавательное значение проекта проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей и дает обширные знания об их творчестве и подвигах, а также представление о мировоззрении и психологии народа, а образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
Знакомство с известными людьми родного края для ребенка - это не просто рассказ о них, не только рассматривание фотографий и иллюстраций, не просто игра или экскурсия, это - жизнь, это приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Известные люди Мордовии - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент воспитания.
Знакомя детей с известными людьми, вводя детей в круг необыкновенных событий, творческих достижений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках известных людей Мордовии противопоставляется добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.
Используемая литература
1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О. В. Бурляева, Л. П. Карпунина, Е. Н. Киркина и др., саранск, Мордов. кн. изд-во, 2011.
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников : Старшая группа : метод. пособие дляпед. дошк. образ. учреждений / Л. Г. Горькова, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2009. – 336 с.
3. День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / сост. :М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-288с.
4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012
5. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.
6. Интернет-ресурсы.