Лучший педагог года

Проект «Хлеб — всему голова» для детей старшей группы

Ирина Горева
Проект «Хлеб — всему голова» для детей старшей группы

Проект на тему : «Хлеб – всему голова» для детей старшей группы

Автор : Горева Ирина Валерьевна.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Цель проекта : Знакомство детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.

Задачи:

• расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания;

• уточнить и закрепить представление детей o выращивание хлеба (зерновых культур); o технике, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.

• закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

• активизировать и обогащать словарный запас

• учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц.

• продолжать прививать детям бережное отношение к хлебу.

• воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в выращивании производства хлеба; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.

Предварительная работа: чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе, знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий, беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме; заучивание пословиц, рассматривание иллюстраций колосьев пшеницы.

Актуальность: Хлеб издавна ценили и почитали люди. На Руси хлеб считали самым главным богатством. Народ относился всегда к хлебу,как к дару. Многие народы воспевали хлеб в своих произведениях,воздавая ему почет и уважение.

К сожалению, у современных детей нет понимания ценностного отношения к хлебу и людям,производящим его. Современные дети часто не знают,каким трудом добывается каждый кусочек хлеба,сколько людей работают над этим, и какой это тяжелый труд. Поэтому хочется донести до детей ценность хлеба и дать понятие тяжелого труда людей, работающих в этой тяжелой профессии.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

- определение объектов изучения

-обсуждение темы проекта с детьми

- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе

- определение уровня знаний детей о хлебе

- подготовка презентации

-подготовка экскурсии

Основной этап.

Реализация проекта :

Беседы:

-«Откуда хлеб на столе появился»

-«Хлеб дороже всего»

-«Профессии- хлебороб, пекарь»

-«Хлеб всему голова»

Чтение художественной литературы:

-«Хлеб»-Яна Коваль

-«Лисичкин хлеб»-М Пришвин

-«Рождение караваев»-Г Ладонщиков

-«В каждом зернышке пшеницы»-В Орлов

Загадки, пословицы, поговорки о хлебе.

Сюжетно ролевые игры:

-«В хлебном магазине»

-«Булочная»

Дидактические игры:

-«Назови профессию»

Цель: расширить представление детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарный запас.

-«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Цель: развивать познавательный интерес, память, словарный запас.

-«Что сначала, что потом»

Цель: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

-«Что сделано из муки?»

Цель: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Экскурсия на хлебозавод.

Лепка из соленого теста

-«Бублики-баранки»

Рисование:

-«Хлебобулочные изделия»

Памятки для родителей

-«Хлеб всему голова»

Презентация

-«Виртуальная прогулка по производству хлеба»

Приложение:

Беседа «Откуда хлеб на столе появился»

Цель:

ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; Задачи:

1. формировать представление о процессе производства хлеба;

2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;

3. воспитывать бережное отношение к хлебу;

4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.

Ход беседы:

Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Когда-то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение с множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась. В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самыми питательными для человека является рожь и пшеница. Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб! По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение. Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством. Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, чтоб каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Беседа: «Профессия - хлебороб»

Цель:

1. Уточнить, закрепить знания детей о труде хлеборобов (рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подаётся к столу).

2. Активизировать словарь детей названиями сельскохозяйственных машин и профессий – комбайнёр, дождевальная установка.

3. Учить осмысленно отвечать на вопросы воспитателя и понятно для окружающих выражать свои мысли.

4. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду хлеборобов, выращивающих хлеб – самое главное богатство страны.

Ход беседы:

Много профессий на земле, но сегодня мы поговорим о самой важной и самой почётной профессии хлебороба.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот именно долго и упорно. В какое время года много дел у хлебороба? Начнём с зимы. Какую работу выполняет хлебороб зимой? Ремонтирует свой трактор, меняет изношенные детали, смазывает, очищает трактор от грязи и пыли. Трактору предстоит большая работа. Ремонт трактора производится в мастерской. В этом ему помогают инженеры, слесари, сварщики. Зимой хлеборобы проводят снегозадержание, чтобы в поле в почве сохранялось много влаги. Но вот наступает весна, начало трудной, напряжённой работы. Солнце жарко сушит землю, нужно скорее начинать сев, но прежде чем зёрна упадут в землю, хлебороб должен забороновать, чтобы земля была ровной и мягкой.

Поле засеяно. Хлебороб выполняет новую работу – подкормка маленьких всходов удобрениями, чтобы были они крепкими, сильными. И опять трактора от темна, до темна, гудят в поле. Все думы хлебороба о будущем урожае. Огорчён он, если долго нет дождя. Но здесь на помощь приходят машины, дождевальные установки. Насос качает воду из речки, она по трубам идёт на плантацию. Приходит время и наши маленькие зёрнышки благодаря заботливому уходу хлеборобов растут, начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.

И опять наступает трудное время у людей, профессия которых – хлебороб. Не зря в пословице говорится: «Летний день – год кормит». От их успешного труда, от старания хлеборобов зависит, как будут убраны поля. Чтобы скосить хлебные нивы — нужны комбайны. Комбайн – замечательная машина, которая выполняет несколько работ, ею надо только умело управлять. Комбайн и жнёт (срезает) колос и собирает их, очищает и ссыпает чистое зерно в грузовые машины.

Уборка выращенного урожая трудное, ответственное и в тоже время – радостное событие в работе хлебороба. Нужно очень торопиться. Вдруг, погожие дни сменяться дождливыми и зерно о сыпется и пропадёт. Радостный, потому что они собирают урожай, который так заботливо растили, так долго ждали, они рады, что их тяжёлый труд нужен людям. От комбайнов на грузовых машинах зерно увозят на ток. Там его очищают, сортируют и отвозят в зернохранилище. Машины самые хорошие помощники, если с ними умело обращаться.

Сегодня мы вспомнили и поговорили о труде хлебороба, о том, как долго и трудно нужно потрудиться, чтобы вот из таких зёрен получить хлеб. Вот почему нужно с большим уважением относиться к хлебу, дорожить каждым куском. Не бросать хлеб. Не играть с ним, взятый кусок нужно доесть до конца. В этих кусках заложен огромный труд ваших пап и мам, всех землевладельцев. Не случайно о хлебе сказано много пословиц: «Хлеб – всему голова, «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».Издавна, самых дорогих гостей встречали русские люди хлебом и солью.

Поговорки :

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб батюшка, водица матушка.

Хлеб - кушай, добрых людей слушай.

• Худ обед, коли хлеба нет.

• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

• Пот на спине – так и хлеб на столе.

Пальчиковые игры: «Колоски», «Месим тесто», «Пироги».

Загадки:

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

(Хлеб)

Тарелка супа меж локтями,

А он в руках у всех ломтями.

Без него, как видно,

Не вкусно и не сытно!

(Хлеб)

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый. (.Хлеб.)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Мы ржаные Кирпичи

В жаркой испекли печи.

На машину загрузили-

Покупайте в магазине!

(Хлеб)

Весной в земле,

А весь год на столе.

(Хлеб)

На одном большом заводе,

Он - и не кирпичный вроде,

В огнедышащей печи

Выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед,

Ведь к обеду нужен. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило.

(Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает

(Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят.

(Хлеб)

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен, -

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.

(Хлеб)

Вот он –

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришёл. В нем –

Здоровье, наша сила,

В нем –

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло!

(Хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье!

(Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Пословицы:

Хлебом люди не шутят.

Без хлеба куска везде тоска.

Хлеб — батюшко, вода — матушка.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Хлеб в пути не тягость.

У хлеба не без крох.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Калач приестся, а хлеб — никогда.

Хлеб — всему голова.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Проект «Хлеб всему голова» для дошкольниковПроект «Хлеб всему голова» для дошкольников Задачи проекта: Обучающие задачи: Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Расширять.

Проект «Хлеб всему голова»Проект «Хлеб всему голова» 4 декабря в нашем детском саду прошел семинар по проектной деятельности. Наш сад представила наша группа "Сказка" с проектом "Хлеб всему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хлеб — всему голова» для детей старшей группы
Опубликовано: 27 июня 2024 в 12:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Хлеб — всему голова» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Горева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!

2 июня. День песка. Передвижка «Игры в песочнице»

Лето — пора игр в песочнице. Это только на первый взгляд они кажутся простыми и незатейливыми, а на самом деле приносят большую пользу для детского развития и воспитания.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД