Мурадова Нигяр
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 (Тема)
Актуальность
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Особенности культурно-гигиенмческих навыков у детей с ЗПР
К моменту поступления в дошкольное учреждение, дети с ЗПР, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опеки со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно, например, одевая одежду или принимая пищу.
Публикация «Проект „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства). Так же как и нормально развивающиеся дети, они способны принимать посильное участие в общественно полезном труде взрослых. При особой организации труд у детей с ограниченными возможностями здоровья может приобретать достаточно развитые формы, оказывая коррекционное влияние на их личностное развитие.
Слайд 2 (Цель проекта)
Целью проекта - снижение зависимости ребёнка с ЗПР от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде» Одна из ведущих составных частей обучения и воспитания детей с ЗПР - формирование культурно-гигиенических навыков, способствующих развитию социально-бытовой компетенции.
Слайды 3 (задачи)
Задачи проекта:
1. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию личной гигиены детей с ЗПР дома и детском саду.
2. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, раздевания, одевания.
3. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо: насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком.
Слайд 4
4. Формировать навыки поведения за столом: пользовать правильно ложкой, салфеткой: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
5. Формировать представление о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота - красота - здоровье - это неразделимые понятия.
6. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены, опрятности в повседневной жизни.
Слайды 5 (участники, тип проекта)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта долгосрочный, игровой.
Слайды 6 (Планируемые результаты)
Предполагаемый результат для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками самостоятельности, самообслуживания детьми младшего дошкольного возраста:
1. Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания, раздевания, одевания.
2. Дети самостоятельно одеваются, раздеваются в определенной последовательности.
3. Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом, (замечают непорядок в одежде, устраняют самостоятельно или при помощи взрослых)
Слайд 7
4. Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
5. Правильно пользуются столовой и чайной ложками: не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом. Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо: насухо вытираются после умывания.
6. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
Слайды 8
Возможности проекта для воспитателей:
1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью.
3. Улучшение отношений между детьми.
4. Укрепление связи с родителями.
Слайд 9
Предполагаемый результат проекта для родителей) :
1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно – гигиенических навыков.
3. Укрепление связей между детским садом и семьей.
4. Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Слайд 10 (этапы реализации проекта):
Этапы:
Информационно-аналитический этап:
• определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР через наблюдения, беседы;
• составление плана работы;
• разработка содержания проекта;
• создание творческой группы воспитателей ГБДОУ.
• изучение литературы;
Основной этап:
• Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;
• большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;
• подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме;
• блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Заключительный этап:
• Подведение итогов работы над проектом;
• анкетирование родителей и опрос детей;
• презентация проекта.
Слайд 11
компоненты культурно-гигиеннмческих навыков.
Содержание коррекционной работы по развитию культурно-гигиенических навыков у дошкольников с задержкой психического развития заключается в формировании следующих компонентов
1. Приём пищи
2. Гигиенические навыки
3. Одежда и внешний вид
Слайд 12
Прием пищи
• обучение умению пользоваться столовыми приборами (с учетом индивидуальных возможностей,
• обучение соблюдению правил приема пищи и поведения за столом.
• обучение благодарность после приема пищи
Умения опрятной еды включает в себя:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончанию процесса еды из-за стола;
6. Благодарить после процесса еды;
7. Пользоваться только своим прибором.
Слайд 13
Гигиенические навыки
• обучение выполнять утренние и вечерние культурно-гигиенические процедуры;
• обучению использованию туалетными принадлежностями;
• обучение соблюдению правил хранения туалетных принадлежностей;
• обучение благодарить за оказываемые виды помощи взрослых и сверстников.
Умения мытья рук и личной гигиены включает в себя
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смачивать руки;
4. Брать мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть с рук мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно складывать полотенце и вещать в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Слайд 14 Одежда и внешний вид
• обучение умению различать разные виды одежды и выбирать по сезону;
• обучение соблюдения порядка одевания и раздевания в правильной последовательности:
• обучение хранить в соответствующих местах предметы одежды;
• учить правильно, застёгивать и растягивать пуговицы, молнии;
• обучение контролю за опрятностью своего внешнего вида.
Умение снимания и надевания одежды в определенном порядке включает в себя:
1. Расстегивать пуговицы;
2. Снимать платье (брюки);
3. Аккуратно вешать;
4. Снимать рубашку и аккуратно её вешать на брюки;
5. Снимать обувь;
6. Снимать колготки, вешать на рубашку (платье);
7. Надевать в обратной последовательности вещи.
Слайды 15 Формы взаимодействия с родителями
Консультации на тему :
1. Как ухаживать за молочными зубами
2. Как правильно одевать ребёнка на прогулку
3. Как привить детям с ЗПР культурно гигиенические навыки
4. Как приучить ребёнка с ЗПР к аккуратности и опрятности
Родительское собрание на тему :
1. Формирование культурно гигиенических навыков у детей с ЗПР
Слайд 16
Оформление уголков
Формы работы с детьми:
Слайд 17
1. Создание игровых ситуаций
Слайды 18-20
2. Дидактические игры
Слайд 21
3. Игровые упражнения
Слайды 22-25
4. Экскурсии
Слайд 26
1. Развлечения
2. Сюжетно-ролевые игры
3. Беседы
4. Продуктивная деятельность
Слайды 27-29
5. НОД
Слайды 30-33
6. Оформление стендов и уголков совместно с родителями.
Слайды 35
Выводы
Считаю, что материалы данного проекта можно применять на практике в работе с детьми с ЗПР, так как использование описанного выше педагогически опыта будет способствовать не только развитию культурно-гигиенических навыков дошкольников с ЗПР, но и формированию культурного повеления.
Благодарю за внимание!