Антонина Павловна Тихонова
Формирование культурно — гигиенических навыков у детей двух-трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их формировании идет непростое усвоение правил, норм поведения и чрезвычайно важный процесс социализации очеловечивания малыша, вхождения ребенка в мир взрослых.
Поэтому, важно заложить правильные кирпичики в фундамент полезных привычек ребенка. И, как показывает опыт, чем ярче и интереснее будут впечатления ребенка от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и ежедневно совершенствовать.
Освоение культурно-гигиенических навыков и их правила.
Публикация «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей двух-трех лет» размещена в разделах
Навык аккуратного приема пищи.
Необходимо сразу приучать ребенка к активному участию в процессе еды. Например, самостоятельно держать ложку и уметь кушать с ее помощью. Стараться не крошить хлеб, не опрокидывать мимо тарелки и рта кашу, и не разливать на стол суп.
Я слежу чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Спина прямой, а не скрюченной.
Кроме того, руки перед едой должны быть вымыты. Из-за стола дети не вставали с едой или куском хлеба и умели пользоваться салфетками (носовым платком).
Во время одевания и раздевания мы проговариваем порядок снятия или надевания одежды, порядок складывания ее на стульчик.
Также ребенок вовремя должен ходить в туалет. Для этого, например, если он еще не умеет проситься, через 15-20 минут после еды, я приглашаю его посмотреть на волшебную туалетную комнату, в которой есть друг Мойдодыра-горшок.
Дети постоянно должны видеть опрятность воспитателя в одежде, чтобы быть опрятными самим, поэтому, я подаю детям личный пример и переодеваю их, как только они запачкаются.
Конечно, в семье, где родителями прививаются культурно-гигиенические навыки, ребенок чувствует себя намного увереннее, ведь они уже знакомы со многими предметами обихода.
Долголетний педагогический опыт показывает, что если требования по выполнению культурно-гигиенических навыков в саду и дома одинаковые, то ребенку не составляет труда запомнить и закрепить полезную привычку.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Важно помнить, что постоянные запреты и нарекания приводят к плачевным результатам. Ребенок может закрыть в себе, например, творческое начало. Если ребенок плохо запоминает правила, лучше перевести их в игру, ведь, игра-это ведущая роль в деятельности ребенка.
В процессе своей ежедневной работы с детьми я стараюсь, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Дети первой младшей группы должны обладать такими полезными привычками, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование унитазом (горшком, умение правильно держать ложку и пользоваться ею, владеть навыками пользования салфеткой. Уметь самостоятельно (под присмотром взрослого) умываться, пользоваться полотенцем, сморкаться в носовой платок.
И для малыша это целая китайская грамота. Чтобы легче запомнить алгоритм, например, мытья рук и вытирания полотенцем, я использую стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова и охотно запоминают действия и правила.
Ежедневно я ставлю перед собой задачу на закрепление умения брать свой стул перед едой, например, садиться за обеденный стол строго на свое место. Правильно держать чашку и ложку. Аккуратно есть и пить. Затем предлагаю детям воспользоваться салфеткой после еды, (если ребенок еще совсем мал, то с моей помощью, а для детей постарше задача – пользоваться салфеткой самостоятельно).
Необходимо во время еды соблюдать последовательность блюд, чтобы перед ребенком находилось только одно блюдо, температуру еды (не горячая и не холодная, прием пищи небольшими кусочками и тщательное пережевывание, также отсутствие разговоров за столом.
Для лучшего усвоения навыков питания или одевания, я использую в своей работе игру. Например, плюшевого зверька или куклу, которые вдруг неожиданно зашли к нам в гости и очень сильно проголодались (мы вместе кормим) или собирается на прогулку и не знает, как одеться. Здесь важно делать акцент на правильности одевания игрушки или аккуратности во время еды, например.
Собираясь на прогулку, показываю детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на лавочки. Я учу их натягивать колготки и носки, затем кофту. И здесь снова на помощь могут придти игрушки, если дети забыли, как одеваться или просто не хотят этого делать. Зверек, например, может придти посмотреть на ребят, как они умеют одеваться. И дети с удовольствием начинают демонстрировать ему свои навыки.
Малыши очень любят, когда во время одевания с ними разговаривают. Практика показывает, что индивидуально-речевое общение с ребенком помогает не только в активизации его словаря, но и в воспитании необходимых навыков. Например, говорю: «Посмотри, какая красивая у тебя кофточка, теплая, желтого цвета», и она охотно ее надевает.
Во время сборов на прогулку часто читаю детям потешки:
«Шапка и шубка – вот и весь Мишутка». А по возвращению с прогулки напоминаю, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять шапку, пальто и повесить в шкаф. В возрасте 3 лет дети уже могут самостоятельно расстегивать пуговицы. Можно снова предложить игру.
Так как дети быстрее усваивают навыки одевания на примере других малышей, я предлагаю детям помогать друг другу.
Считаю необходимым похвалу за очередное достижение, как показывает опыт, дети стараются преумножить свои навыки после того, как их похвалят. Настроение повышается, и ребенок чувствует себя счастливым. А если ребенок в плохом настроении, не настаиваю на занятии такими сложными вещами, как все эти платки и пуговицы. Однажды он и сам научится этому. Стоит только подождать.
В нашей группе у каждого ребенка есть своя расческа. Учу детей причесываться перед зеркалом, хвалю за аккуратность и умение обслуживать себя. Для закрепления навыков предлагаю детям поиграть в игру «Парикмахерская», где дети могут ощутить себя в роли парикмахера и причесать друг друга. Важно помнить, что расческа у каждого должна быть своя во избежание передачи различных заболеваний.
День за днем, ребята все больше овладевают элементарными навыками самообслуживания. И мои требования к ним так же постепенно усложняются.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения я использую целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ кукольного театра,, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Я стараюсь добиваться точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.
Опыт педагогов показывает, что сведения о гигиене должны прививаться детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. Поэтому, в режимных моментах я нахожу благоприятный момент для гигиенического воспитания и стараюсь, чтобы малышам было интересно всему их учу играя.