Елена Березюк
Проект «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
Введение
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Актуальность проекта:
С давних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависела от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо был живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знания неба мы хотим воспитать у старших дошкольников, посещающих наш детский сад. Дети в недостаточной степени имеют представление о космосе. Участие детей в проекте «Загадочный мир космоса», позволит максимально обогатить знания и представления о космосе, планетах, космонавтах, космических аппаратах. Таким образом, актуальность создания мини – музея «Космические просторы» обусловлена:
• как отражение интересов и проявление инициативы детей, обогащение развивающей среды
• развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей.
Характеристика проекта:
• по доминирующему методу: познавательно – творческий, практико - ориентированный, исследовательский игровой.
• по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
• по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей
• по количеству участников: фронтальный.
• по продолжительности: долгосрочный (сентябрь - апрель)
• по содержанию: интегративный («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»)
• по составу участников: дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре
Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукта. Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста
представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
Для детей
Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.
Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
Умение играть в сюжетную игру – путешествие.
Познакомить с государственным праздником Днем Космонавтики, с первым русским летчиком - космонавтом Ю. Гагариным, со вторым космонавтом Г. Титовым, родившемся в Алтайском крае, с. Косиха.
Расширить представления детей о Солнечной системе, космических объектах, о деятельности людей по освоению космоса (о профессии космонавт, о личных качествах космонавта).
Для родителей
актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с космосом.
Для педагогов
разработать подходы к созданию в ДОУ образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о космическом пространстве.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта мы узнаем много новой информации о космосе, о профессии космонавт. Мечты детей стать космонавтами не так актуальны в наше время.
Повысится интерес к проблеме экологии на планете Земля.
Развитие умственных способностей детей, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Развитие творческих способностей дошкольников в ходе совместной
практической деятельности детей с педагогом и родителями.
Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о космосе.
Формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.
Интерес родителей к занятиям детей.
Продукты проекта:
Выставка поделок «Этот удивительный космос»
Создание мини – музея «Комические просторы»
Завершающее мероприятие:
Развлечение «12 апреля – День космонавтики»
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на календарный год (июнь - апрель)
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Целеполагание Вызвать у детей интерес к созданию мини-музея Июнь - июль
2. Разработка проекта Составить системную паутинку проекта
Разработать план мероприятий по реализации проекта август
3. Выполнение проекта Организация и проведение мероприятий по реализации проекта Сентябрь - апрель
4. Подведение итогов Презентация результатов проекта апрель
Системная паутинка проекта
Образовательная область Ведущий вид деятельности Формы организации деятельности
Социально-коммуникативное развитие игровая • сюжетно-ролевые игры;
• режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым;)
• игры-драматизации;
• театрализованные
Речевое развитие
коммуникативная • беседы с использованием презентации
• отгадывание загадок
• составление рассказов
Физическое развитие
двигательная • подвижные дидактические игры;
• подвижные игры с правилами;
• игровые упражнения
• пальчиковая гимнастика
Познавательное развитие
познавательно-исследовательская • исследование;
• моделирование;
• дидактические игры (по содержанию: речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные —игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки)
• конструирование
Художественно-эстетическое развитие изобразительная • рисование;
• аппликация
восприятие художественной литературы • чтение (слушание);
• обсуждение (рассуждение);
• рассказывание (пересказывание);
• декламация;
• разучивание;
музыкальная • слушание музыки.
• Динамические паузы
План мероприятий по реализации проекта
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагогов
1 ЭТАП - ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
ИЮНЬ
Беседы с детьми о посещении места приземление Ю. А. Гагарина Посещение места приземление Ю. А. Гагарина Составление рекомендаций по посещению места приземление Гагарина
2 ЭТАП - РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
ИЮЛЬ
Составление плана мероприятий по реализации проекта с учетом всех направлений развития ребенка
АВГУСТ
Использование «Модели трёх вопросов: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?» с целью внесения коррекций в проект в соответствии с запросами детей Ознакомление родителей на родительском собрании с планом мероприятий по реализации проекта «Мини-музей «Космические просторы» Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий.
Подготовка консультации «Лексическая тема - Космос»
3 этап - Выполнение проекта
СЕНТЯБРЬ
• Выявление первоначальных знаний у
детей о космосе.
• Беседа «Что такое космос».
• Чтение Н. Носова Незнайка на луне»
• Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»
• Загадки о космосе.
• Беседа «Голубая планета Земля»
• Заучивание стихотворения «Спутник» Ю. Яковлев.
• Консультация «Детям о космосе»
• Подбор загадок.
• Мастер-класс для родителей «Лепка планет» (папье-маше)
• Подбор иллюстраций на тему «Космос»
• Изготовление планеты Земля и спутник Земли - Луна.
• Презентация «Что такое космос»
• Изготовление картотеки бесед
• Оформление картотеки загадок
• Оформление в мини-музее экспозиции «Планета Земля», «Спутник Земли – Луна»
ОКТЯБРЬ
• Беседа «Луна спутник Земли»
• Знакомство с Солнечной системой.
• Чтение О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
• Лепка «Инопланетянин»
• Игра по развитию речи “ Скажи наоборот”
• Д/и «Найди лишнее»
• Беседа «Солнце друг и враг»
• Чтение стихотворения Г. Сапфир «Комета», • Подбор стихотворений о космосе.
• Изготовление макета «Солнце»
• Оформление экспозиции в мини-музее «Солнце»
• Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
• Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
НОЯБРЬ
• Беседа о первом космонавте. Ю. Гагариным, и о втором космонавте Г. Титовым, родившемся в Алтайском крае, с. Косиха
• Чтение П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
• Выставка «Книга дня» (воспитанники приносят интересные книги о космосе из дома)
• Рассматривание иллюстраций о космосе.
• Д/и «Подбери словечко»
• Заучивание стихотворения «Космонавт»
• Подвижная игра «Земляне и инопланетяне»
• Чтение стихотворения «Летит корабль» • Подбор материала о космосе
• Подбор книг на тему
«Космос»
• Изготовление планеты
«Меркурий»
• Оформление экспозиции в мини-музее планета
«Меркурий»
• Подготовить презентации о космонавтах.
ДЕКАБРЬ
• Беседа о женщине космонавте В. Терешковой
• Чтение В. Кащенко «Созвездие драконов»
• Беседа «Жизнь космонавтов на космической станции»
• Дидактическая игра «Вредно и полезно»
• Д/и «Куда летят ракеты»
• Просмотр презентации «Солнечная система»
• Рассматривание макета «Солнечной системы»
• Д/и «Планеты солнечной системы» • Изготовление планеты «Венеры»
• Изготовление макета «Солнечная система» • Оформление экспозиции в мини-музее планета «Венера»
• Подготовить презентацию о солнечной системе
• Подобрать сказки, о космосе, ракете, звёздах, музыку.
• Изготовление Д/и
«Вредно и полезно»
ЯНВАРЬ
• Беседа о звездах.
• Чтение Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
• Рисование на тему
«Космическая фантазия».
• Чтение стихотворения Ю. Синицин «Астроном»
• Экспериментальная деятельность «Почему мы видим разные части Луны?»
• Изготовление планеты из папье –маше.
• Раскрашивание планеты «Марс», «Юпитер»
• Просмотр мультфильма «"Тайна третей планеты"
• Д/и «Найди тень»
• Стихотворение Г. Сапгир «Созвездия Большой и Малой медведицы» • Подбор мультфильмов
• Конкурс творческих работ
«Космическая фантазия»
• Оформление экспозиции в мини-музее планета «Марс», «Юпитер»
• Оформление картотеки стихотворений.
ФЕВРАЛЬ
• Разучивание пословиц, поговорок о космосе
• Д/и «Питание космонавтов»
• Рисунки «Космос и мы»
• Изготовление планеты из папье –маше.
• Раскрашивание планеты Сатурн и Уран.
• Рисование на тему: «Полет на Луну» с использованием трафарета.
• Заучивание стихотворения Р. Алдонина «Сатурн» • Подбор пословиц и поговорок. • Оформление экспозиции в мини-музее планета «Сатурн», «Уран»
• Изготовление Д/и «Питание космонавтов»
МАРТ
• Театрализация «Космонавт готовится к полету»
• Экспериментальная деятельность «Земля и Солнце»
• Чтение К. А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»
• Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
• Изготовление планеты из папье –маше.
• Раскрашивание планеты Нептун
• Чтение стихотворения «Млечный путь»
• Заучивание стихотворения «Возращение» В. Орлов
• Лепка «Косманавт» • Изготовление ракеты «Восток» • Оформление экспозиции в мини-музее планета Нептун
• Оформление паспорта мини-музея «Космические просторы»
4 ЭТАП - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
АПРЕЛЬ
• Просмотр мультфильмов "Белка и
Стрелка"
• Подготовка номеров к развлечению
«12 апреля - День Космонавтики"
• Проведение экскурсий в мини-музей для детей из других возрастных групп • Конкурс для родителей
• Подготовка номеров • Организация и проведение развлечения
• Организация экскурсий в мини-музей для детей из других возрастных групп