Анастасия Мустафакулова
Проект «Мы Мариинцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является одной из актуальных проблем современности. Значительное снижение потребности участвовать в делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, потеря значимости в воспитании детей таких качеств, как сострадание, сопереживание, чувство собственного достоинства вызвано социально-экономическими изменениями в обществе, насаждением массовой культуры Запада и Востока в индустрии детства, разрушением идеалов советского периода России. Результатом является изменение поведения детей дошкольного возраста: проявление агрессивности, непослушания, а порой и неуправляемости.
Публикация «Проект „Мы Мариинцы“» размещена в разделах
Вопросам духовно-нравственного воспитания большое внимание уделяют в своих работах Е. К. Ривина, М. И. Богомолова, Р. Б. Стеркина, Ш. А. Амонашвили.
Корни духовно-нравственного воспитания лежат в истории России, её богатых культурных традициях. Погружение ребенка в атмосферу культурных традиций семьи, детского сада, родного города, страны, приобщение к красоте народной игрушки, знакомство с трудом земляков, со значимыми событиями в жизни страны пробуждает в нём эмоциональный всплеск, способствующий более глубокому прочувствованию получаемых впечатлений.
Мы разработали проект «Мы - Мариинцы», созданию которого способствовало желание повысить уровень нравственно-патриотического воспитания детей.
Целью нашего проекта стало формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа.
Опираясь на цель проекта, мы выделили несколько основных задач:
1. Создать условия для эмоционально-образного восприятия региональной культуры.
2. Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры родного края.
3. Развивать способности в восприятии и анализе различных видов искусства региона, выражать свои чувства в продуктивном творчестве.
4. Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Мариинска
В основе реализации проекта лежат следующие принципы:
• Принцип системного и организованного подхода, который предполагает скоординированную и целенаправленную работу педагога;
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, то есть учет личностных и возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
• Принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей региональной культуры;
• Принцип активности и действенности, ориентированный на развивающий характер обучения;
• Принцип интегрированного подхода к обучению, включающий объединение предметного содержания занятий, представленных в разных разделах программы и взаимосвязь разных видов деятельности.
Эффективность работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию зависит от того, как педагог владеет краеведческим материалом, характерным только для нашей местности и способами его подачи дошкольникам. Поэтому перед нами возникла необходимость ресурсного обеспечения проекта.
Проект рассчитан на 3 года обучения. НОД с детьми предполагается проводить 1 раз в неделю. В средней группе-15 - 20 мин ; в старшей- 20 -25 мин. ; в подготовительной- 25 -30 мин.
Основополагающими документами проекта являются :
1. Закон РФ «Об образовании» от 2013г
2. СанПиН от 26.03.2003 2.4.1.1249-03
3. Федеральная целевая программа развития образовательных учреждений на 2010-2015гг. от 23.12.2010 г №803
4. Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 г.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
6. Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кемеровской области на 2010-2015гг. распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области №844-р от 21 октября 2010г.
78. Устав МБДОУ «Д\С №7 «Забава».
8. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования
Для создания материально-технических условий реализации проекта силами творческой группы были созданы:
• картотека сибирского фольклора;
• уголки родного края в группах ДОУ: «Моя родина – Мариинская земля», «Предания старины глубокой», «Колесо истории»;
• наглядно-дидактические пособия: «Игры для ребят», «Мариинский сувенир», «Чудо - узоры», «Узнай и назови достопримечательности города», Госпитали горорда Мариинска в ВОВ и др. ;
• выставки: «Мариинская глиняная свистулька», «Галерея художников», «Исторические места Мариинска».
Основой информационно – содержательного обеспечения проекта стало :
• оформление информационных папок: «Герои и мастера Мариинска», «Памятники архитектуры», «Чем Мариинская земля богата»; «Ветераны труда г. Мариинска», «Труженики тыла г. Мариинска», «Мариинцы –герои ВОВ», «Как дети Мариинцы помогали фронту», «Помощь Мариинцев раненым в госпиталях Мариинска», «Улицы названные в честь Мариинцев –Героев ВОВ»
• циклы ОД по музейной педагогике: «Сказание о Мариинске», «Музейные кладези», «Сокровища Мариинской культуры»;
• организация праздников и развлечений: «Свистунья», «Масленичные гулянья», «Карусель», «Путешествие в прошлое Мариинска»;
• циклы консультаций для педагогов и родителей: «Прекрасное рядом», «Прошлое и настоящее»;
• сотрудничество с музеями Мариинска, с клубом Ветеранов.
Все это позволило педагогам в рамках ресурсного обеспечения проекта эффективно решать задачи духовно-нравственного развития личности дошкольника.
В нашем дошкольном учреждении приобщение детей к региональной культуре идет в основном через духовно-нравственное воспитание, усвоение традиционных нравственных и культурных ценностей родного края. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающей действительности, в процессе которого дети активно знакомятся с родным городом и его достопримечательностями. Второй путь познания действительности – через знакомство с творениями писателей, художников, народных умельцев и других знаменитых людей края. И, наконец – в специально-организованной работе по ознакомлению детей с региональной народной культурой через проведение целевых экскурсий в музеи и библиотеки; наблюдения, познавательные занятия, викторины и праздники.
Использование регионального компонента в воспитании и образовании детей дошкольного возраста предполагает активную поисково-познавательную деятельность. Поэтому был организован «Уголок родного края» с краеведческим материалом об истории края; художественной литературой, отражающей культурные традиции родной земли.
Создание «Уголка родного края» стало целесообразным при соблюдении следующих условий:
• Приоритетность регионального культурного наследия
• Удовлетворение потребностей детей в познании родного края.
• Интегративность знаний – взаимосвязь восприятия региональной народной культуры и детского продуктивного творчества с опорой на эмоционально-нравственную сферу детей.
• Диалогичность – реализует диалоги детей с культурой прошлого и настоящего.
• Развитие ребенка в деятельности».
• Тесное содружество детского сада и семьи в решении проблемы духовно-нравственного развития детей; активное участие родителей в мероприятиях по знакомству с культурой родного края.
История и культура нашего края огромны, весь краеведческий материал охватить невозможно, поэтому в своей работе с детьми мы остановились на следующих основных направлениях:
1. История родного города.
2. Памятники архитектуры
3. Места отдыха горожан.
4. Уважаемые жители города (Герои трудовых и боевых будней, писатели, мастера - берестянщики)
5. Природа родного края.
При реализации данных направлений дети усваивают достаточно большой объем знаний о городе и его жителях. Учатся беречь красоту родного города, принимать созидательное активное участие в его украшении.
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей дошкольников. Каждая встреча с детьми насыщена игровыми творческими импровизациями : певческими, изобразительными, речевыми. двигательными. музыкальными, литературными.
В результате у детей формируется способность к самостоятельному принятию решения, самореализации, самосовершенствовании.