Анна Куликова
Проект «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : научно-исследовательский; творческий.
Продолжительность: 2 месяца.
Сроки проведения: 3 марта-30 апреля 2014г.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Возраст:4-7 лет.
Цель проекта : последовательное введение ребенка в мир элементарных научных знаний о планете Земля, о космосе. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
Публикация «Проект „Космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
• формировать развитие элементарных естественнонаучных представлений;
• формировать элементарные представления о техническом прогрессе;
• развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
• раскрыть творческий потенциал детей;
• развивать коммуникативные навыки;
• вовлечь родителей в образовательный процесс;
• продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
• дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
• дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
• воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Актуальность проекта
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Предполагаемые результаты:
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Планируемый результат со стороны детей:
• сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;
• сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире
• умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т. д.
• умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;
• овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Планируемый результат со стороны педагога:
• активизировалась поисковая деятельность;
• установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;
• создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Планируемый результат со стороны родителей:
• повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы;
• повышение педагогической культуры родителей.
Продукт проекта :
1. Конкурс рисунков на тему космоса;
2. Физкультурный досуг;
3. Конкурс на лучшую поделку на тему космоса;
4. Презентация проекта на родительском собрании.
Этапы работы над проектом :
подготовительный, разработка проекта
практический
заключительный: досуг «Большое космическое путешествие».
1 этап. Разработка проекта :
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Космос».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический.
План мероприятий
Виды деятельности Мероприятие Задачи
Занятия 1. По развитию речи «Путешествие в космос»
2. По ознакомлению с окружающим «Профессия космонавт»; «Почему в космос летают на ракете?»
3. По обучению грамоте «Полет на Марс»
4. По ФЭМП «Полет в космос»
5. По лепке «Космонавты»; «Быстрые ракеты»; «Кометы»; «Инопланетяне»
6. По рисованию «Планеты солнечной системы»; «Космические корабли»; «Инопланетяне»; «Кометы»; «Звездное небо»; «Северное сияние»
7. По аппликации «Космос»; «Ракеты»; «Созвездия»; «Инопланетяне»; «Звезды на небе»; «Планеты»
8. По конструированию «Ракеты»; «Созвездия» 1. закреплять представления детей о космосе; обогащать словарь; упражнять детей в образовании слов множественного числа.
2. систематизировать знания о работе космонавта; вызвать интерес к профессии космонавта.
Расширить знания о ракете, познакомить с принципом работы реактивного двигателя, значением воздуха для полета.
3. расширять представления о космической системе и ее природе; закреплять навыки работы со звуком, слогом, словом, предложением; воспитывать интерес к космосу.
4. закреплять знания геометрических фигур; совершенствовать умение сопоставлять изображение образцу; счет в пределах 10; ориентировка на листе бумаги.
5. совершенствовать умение лепить фигуру человека; передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает - парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне или приветствует инопланетян. Научить лепить разными способами ракеты, инопланетян, кометы.
6. закрепить умение пользоваться кистью и карандашом; научить различным способам рисования.
7. закрепить полученные на других занятиях знания о звездах, летательных аппаратах, планетах, созвездиях.
8. развивать мелкую моторику руки
Беседы «Космос»; «Животные в космосе»; «Солнечная система»; «Земля-планета солнечной системы»; «Юрий Гагарин-первый космонавт»; «Космический мусор- экологическая проблема» Расширять и углублять знания детей о космосе; продолжать знакомство детей с первым космонавтом Гагариным; расширить знания о празднике 12 апреля; расширить кругозор; знания о планете Земля и ее спутнике; Систематизировать знания о строении Солнечной системы; познакомить с экологической проблемой –мусор в космосе.
Просмотр презентаций «О Юрии Гагарине»; «Планеты солнечной системы»; «Созвездия»; «Звездное небо»; «12 апреля»; «Как человек космос осваивал»; «Космическое пространство»; «Космический мусор» Закреплять с помощью презентаций полученные на занятиях и в играх знания о космосе.
Игры «Звезды на небе»; «Найди лишнее»; «Найди ошибку»; «Космодром»; «Планеты по порядку стройся!»
Познакомить детей с символикой некоторых созвездий; развивать логическое мышление; развивать умение классифицировать предметы по одному из общих признаков; закреплять представление детей о Солнечной системе;
Опыты и наблюдения; моделирование «Яйцо и земля»; «День-ночь»; Наблюдение за фазами луны; «Луна и Солнце»; «Метеориты»; Моделирование планетария; «Полет ракеты в космос»; «Свет повсюду» Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии. Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях. Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли. Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом; показать значение света, источниках света; научить проводить простейшие опыты и делать выводы.
Чтение художественной литературы Стихи о космосе, загадки, просмотр мультфильмов. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Музыка Песня «Межпланетный круизер»; развлечение «Большое космическое путешествие»; викторина «Что мы знаем о космосе» Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку.
Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.
Работа с родителями
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Конкурс семейных работ «Космические корабли»; «Экологический вестник»; папка-раскладушка «К 80-летию Юрия Гагарина».
Заключительным этапом работы над проектом стало развлечение «Большое космическое путешествие», где дети продемонстрировали свои знания, умения и навыки. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Диагностика знаний детей по теме «Космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
Кто летает в Космос?
Кто первый полетел в космос?
Как звали первого космонавта?
На чем летают в космос?
Зачем люди летают в Космос?
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
2. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
3. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
4. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
5. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.
6. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», Просвещение 1995г.
7. Попова Т. И. Мир вокруг нас / Москва ЛИНКА-ПРЕСС 1998
8. Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги рассказы / Москва ТЦ Сфера,2011
9. Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир», Москва 2004г.
10. Клайв Гриффорд «Современная детская энциклопедия», Москва 2012г.