Горшкова Алина
Проект «Мы играем в театр» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательно-образовательный проект
Разработчик проекта: Горшкова Алина Сергеевна, воспитатель подготовительной группы.
Паспорт проекта
Название проекта "Мы играем в театр "
Тема проекта - Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театральных игр
Вид проекта -Воспитательно-образовательный
По времени проведения Краткосрочный (октябрь 2019 – февраль 2020)
Адресация проекта - Дети подготовительной группы (6-7 лет)
Публикация «Проект „Мы играем в театр“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Участники проекта -Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников
Актуальность проекта - Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи.
Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Цель проекта:
Активное развитие диалогической речи детей посредством применения театрализованных игр.
Задачи проекта:
1) учить произносить развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки) и ориентироваться на партнера, согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, формирование норм речевого поведения;
2) формировать диалогические умения выстраивать диалогический цикл из нескольких высказываний по одной теме, обращаться к партнеру адресно (по имени, доброжелательно (используя вежливые слова и спокойную интонацию, обращение по имени, внимательно и заинтересованно выслушивать высказывания партнера, инициировать обсуждение, комментировать высказывания партнера, общаться бесконфликтно;
3) расширить знания детей о театрализованной игре (теневой и кукольный театр, игры-драматизации, театральные этюды, режиссерские игры, спектакли); вызвать к этим играм интерес и желание выступать вместе с коллективом сверстников;
4) предоставлять детям возможность развивать диалогическую речь и самовыражаться в художественно-речевом, словесном творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов);
5) побуждать детей к театрально-игровой импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (словесных, мимики, жестов, движений и т. п.).
6) осуществлять мониторинг развития диалогической речи, умений и навыков театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Ресурсы для реализации проекта
Внутренние ресурсы:
- Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой (центры «Театр», «Игра» и «Развитие речи», музыкальный зал ДОУ;
- Желание педагогов и родителей участвовать в реализации проекта: пошив костюмов к сказкам, изготовлении декораций, разных видов театральных кукол;
- Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки НОД о теме проекта;
- Наглядно-иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии и иллюстрации к сказкам, презентационный материал.
Внешние ресурсы:
- Привлечение к взаимодействию драматической студии местного ДК;
Сотрудничество с библиотекой для посещения тематических встреч по теме проекта;
- Посещение театрализованных представлений местной драматической стадии.
Индикаторы проекта:
В результате реализации проекта дети подготовительной группы должны уметь:
- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов;
- владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (плоскостным, пальчиковым, би-ба-бо, настольным и др.);
- перевоплощаться, импровизировать, брать на себя ту или иную роль;
- принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители).
В результате дошкольник активно и с интересом участвует в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актера, умеет следовать правилам ведения диалога.
Представление результатов
Для детей:
Показ инсценировок («Теремок», «Крылатый, мохнатый да масляный».
Для воспитателей: выступление на педагогическом совете по теме проекта.
Основные направления реализации проекта:
1. Театрализованные игры;
2. Драматизации сказок и литературных произведений;
3. Разыгрывание различных сюжетов (бытовых, ситуативных и т. п.);
4. Домашние задания для детей и родителей.
Предварительная работа:
1. Подбор сценариев сказок, сценок, мини-этюдов, скороговорок.
2. Подбор настольно-печатных игр, дидактических игр.
3. Оформление театральной зоны. Изготовление и приобретение разных видов театра.
4. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок, скороговорок, аудиозаписей, видеофильмов, мультфильмов, создание презентаций.
Сотрудничество с семьей:
1. Привлечение родителей к разучиванию ролей с детьми.
2. Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (изготовление декораций и костюмов).
Взаимодействие со специалистами:
Привлечение к участию в реализации проекта
- музыкального руководителя ДОО,
- руководителя театральной студии Попереченского ДК,
- заведующей библиотекой села.
Этапы проекта
Подготовительный этап -октябрь 2019 г.
Цель: создание условий для реализации проекта
Основной этап -Ноябрь 2019 – январь 2020
Цель: реализация проекта по всем направлениям
Заключительный этап - Февраль 2020
Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития.
План реализации проекта «Мы играем в театр» по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Этапы:
1. организационно-подготовительный этап:
Изучить методическую литературу и интернет ресурсы по развитию диалогической речи детей 6-7 лет посредствам театрализованных игр.
2. Подобрать методическую литературу по развитию диалогической речи детей 6-7 лет посредствам театрализованных игр.
3. Определить цель и задачи проекта.
4. Провести диагностику и проанализировать результаты развития диалогической речи детей 6-7 лет.
5. Составить план мероприятий с детьми по развитию диалогической речи посредствам театрализованных игр.
2. основной этап:
Реализация проекта в соответствии с разработанным тематическим планом.
3. заключительный этап:
1. Провести повторную диагностику по развитию диалогической речи детей 6-7 лет посредствам театрализованных игр.
2. Проанализировать полученные результаты диагностики и анкетирования.
3. Презентация опыта коллегам по развитию диалогической речи детей 6-7 лет посредствам театрализованных игр.
4. Постановка сказки «Теремок» для родителей и детей старшей группы.
"План мероприятий проекта"[/b]
1 Диагностика «Мы пришли в театр»
"Октябрь"
Программные задачи: - Выявить у детей умения владеть мимикой и жестами в процессе инсценирования, выразительности движений, темпом и тембром голоса, интонационной выразительностью речи, импровизационные способности детей.
Уточнить знания детей о разновидностях театра.
Познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол. Методические приемы:- Беседа о театре.
Игровое творчество: «Бабушка, внучка да курочка»
Импровизация на ДМИ – «Мы едем, едем».
Основы кукловождения: «Неожиданная встреча бабушки и внучки» (тростевые куклы).
2. Драматизация сказки «Два весёлых гуся»
Программые задачи:- Побуждать детей сочетать напевную речь с пластическими движениями, проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами.
Воспитывать коммуникативные навыки общения, желание участвовать в театрализованной игре.
Методические приёмы:- Музыкальная разминка
Драматизация игры «Два весёлых гуся».
Упражнение на развитие ритмических движений.
Этюд «Говорит гусь Коле».
3. «Вежливые слова»
Программые задачи:- Развивать диалогическую и монологическую речь и её интонационную выразительность.
Привлекать детей к режиссерской игре.
Воспитывать коммуникативные качества у детей.
Методические приёмы:- Сюрпризный момент (игрушки театра би-ба-бо).
Игры с куклами (Дети выбирают игрушку и из-за ширмы показывают концерт, в котором рассказывают – стихи, загадки, потешки, песенки).
Спектакль «Вежливые слова»
"Ноябрь"
4. Экскурсия в студию для детей от 6 до 13 лет «Сказочная страна»; Программые задачи:- Познакомить детей со знанием театра; посетить спектакль; познакомить с актерами, пообщаться с ними; подняться на сцену, пройти за кулисы, посетить гримёрку, побеседовать с режиссёром.
Воспитывать у детей любовь к театру.
Методические приёмы:- Музыкальная разминка. Беседа о праздниках на Руси.
Хороводы: «Ах, вы сени», «По полю-полю», «На горе-то калина».
Сюрприз (медведь и скоморох).
Драматизация сказки «Маша и медведь»
НОД Тема «Основы настольного театра» Обучить детей приемам кукловаждения настольного театра.
Познакомить детей с видами настольного театра (бумажный, магнитный, из природного материала).
Показать и научить приемам кукловождения; Музыкальная разминка.
Этюд «Доброе утро».
Беседа о разновидностях театров.
Игра «Представьте-ка»
Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом».
Распределение ролей.
НОД Тема «Основы настольного театра»
Обучить детей приемам кукловаждения настольного театра.
Программые задачи:-Познакомить детей с видами настольного театра (бумажный, магнитный, из природного материала).
Показать и научить приемам кукловождения;
Методические приёмы:- Музыкальная разминка.
Этюд «Доброе утро».
Беседа о разновидностях театров.
Игра «Представьте-ка»
Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом».
Распределение ролей.
"Декабрь"
Драматизация «Кошкин дом»
Развивать умение детей сочетать речь с движениями.
Программые задачи:- Развивать артикуляционный аппарат, логику, имитационные навыки, творческие способности.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Методические приёмы:- Музыкальная разминка.
Игра с движениями «Если весело живётся».
Игра «Продолжи фразу и покажи».
Драматизация сказки «Кошкин дом».
НОД «Основы кукольного театра».
Программые задачи:- Познакомить с видами театральных кукол марионетки, верховые куклы, куклывеликаны (ростовые, теневые куклы, тростовые куклы, перчаточные и пальчиковые куклы;
Познакомить и попробовать технологию работы с разными видами театрализованных кукол;
Воспитывать бережное отношение к театральным куклам.
методические проёмы:- Познавательная игра-развлечение (кроссворд) тема «Добрые сказки».
Кроссворд позволяет в веселой, игровой форме закрепить знания детей о героях любимых сказок.
Воспитывать у детей интерес и навыки в разгадывании кроссвордов; развивать память; формировать умение находить ответы на задания; закрепить знаний детей о героях сказок; обогатить словарный запас.
Семейная викторина «Путешествие в страну Волшебных слов».
Программые задачи:- Развитие познавательно-речевой деятельности, формирование социально – этических норм и правил, культуры речевого общения у детей и взрослых.
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих; обогащение словаря детей, развитие связной речи.
Формирование сплоченности как детского коллектива, так и взрослого.
Развитие мыслительной деятельности детей, любознательности.
Воспитание у детей чувства взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу.
Формирование навыков культурного поведения.
Методические приёмы:-Музыкальная разминка.
Беседа о зиме.
Танец золотой рыбки с морем
Театр рук «Кораблик».
Игра с движениями «Пингвины на льду».
Репетиция «Сказки о рыбаке и рыбке»
Репетиция ролей к новогоднему празднику
Новогодний праздник «Новогоднее путешествие».
Программые задачи:- Познакомить детей со сказками А. С. Пушкина Подготовка к празднику: заучивание песен, стихов и репетиции сценок с участием детей, подготовка костюмов.
Развивать коммуникативные качества и артистические способности детей. Методические приёмы:- Музыкальная разминка
Танец золотой рыбки с морем Репетиция ролей к «Сказке о рыбаке и рыбке» в костюмах, с декорациями и атрибутами, необходимыми для данной сказки.
Репетиция ролей к новогоднему празднику.
"Январь"
Знакомство со сказкой «Как заяц ежика напугал»»
Программные задачи:- Развивать умение детей сочетать движения и речь.
Развивать логику, творческие способности, имитационные навыки, артикуляционный аппарат.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и положительный эмоциональный настрой.
Методические приёмы:- Музыкальная разминка.
Игра с движениями «Если весело живётся».
Игра «Продолжи фразу и покажи». Знакомство со сказкой «Как заяц ежика напугал».
Распределение ролей.
Репетиция сказки.
Театральные игры
Программые задачи:- Побуждать детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние.
Развивать мелкую мускулатуру пальцев и сочетать движения рук с речью.
Поощрять творческую инициативу детей, желание принимать на себя роль и играть её.
Воспитывать доброжелательные отношения в игр
Методические приёмы:- Музыкальная разминка.
Путешествие в весенний лес.
Игра на имитацию движений «Зверушки».
Игра на пальцах «Сороконожки».
Разыгрывание мини-сценок.
Заключительный танец
"Февраль"
Мониторинг результатов проекта.
Применяемые педагогические технологии
Начало ООД - Социоигровая педагогика: Ритуал начала
Сообщение темы ООД - Проблемное обучение: создание проблемных ситуаций. Здоровьесберегающие: психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие)
Работа по теме - Социоигровая педагогика: работа в группах, парах
Информационно-коммуникативные технологии: представление наглядного материала
Физкультминутка - Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и др.
Работа по теме - Игровые технологии: создание игровых ситуаций
Развивающее обучение: задания на развитие интеллектуальных умений
Рефлексия - Здоровьесберегающие: элементы психогимнастики, создание ситуации успеха: «Я смог…», «Я научился…», «Что не получилось?».
Окончание НОД - Социоигровая педагогика: Ритуал окончания.