Екатерина Васильева
Проект «Мы будущие защитники Отечества»
▼ Скачать
Творчески – познавательный проект
«Мы будущие защитники Отечества»
Автор проекта :
воспитатель
Васильева Екатерина
Константиновна
Паспорт проекта.
Тема проекта : «Мы будущие защитники Отечества».
Вид проекта : творчески-познавательный, краткосрочный.
Публикация «Проект „Мы будущие защитники Отечества“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Проекты, планы к 23 февраля
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Срок реализации проекта :.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители (законные представители).
Актуальность проекта :
Дошкольное детство- важный этап вхождения ребенка в общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Исторически сложилось, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Одним из направлений духовно- нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях, ведь любовь к родной стране начинается с детства. Этот проект поможет рассказать детям о людях героических профессий, о том, что такое смелость и отвага. Поможет привить любовь к родной стране, чувство гордости за свою армию.
А выбор профессии – один из самых серьезных в жизни каждого человека. Профессия «военного» издавна является профессией для мужчин, сильных духом, готовых посвятить свою жизнь службе в Вооруженных Силах.
Считаем, данный проект особенно актуален в наше не простое время, так как отцы наших детей мобилизованы в армию.
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважения к Российской армии.
Задачи проекта.
1. Ознакомиться с методической литературой по теме проекта.
2. Провести цикл занятий и мероприятий по теме проекта.
3. Организовать выставки детских работ.
4. Познакомить детей с литературными произведениями по теме проекта.
5. Закрепить знания детей о разнообразии военных профессий.
6. Формировать понимание того, что работа военного нужна и ответственна.
7. Формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.
8. Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине.
9. Активизировать словарный запас.
10. Подобрать и систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме.
Предполагаемый результат проекта :
систематизировать и углубить знания детей о профессии военных;
активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.
в группе создать необходимые условия по ознакомлению детей с профессией военных;
продолжить формировать у детей способность активного слушателя.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
Подбор методического материала.
Подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников.
Планирование работы.
Организация развивающей предметно–пространственной среды (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д.) (приложение № 1).
Разработка конспектов НОД, бесед по ознакомлению детей с профессиями военных.
2. Основной этап:
Образовательная область Вид и тема совместной деятельности Участники
ОО «Познавательное развитие» 1. НОД «Военные профессии»
2. (приложение № 2).
3. Беседа «Кто стоит на страже Родины?», «Военное снаряжение».
4. Просмотр видеофильма для детей «Военные профессии».
Дидактические и словесные игры:
«Военные профессии» (пазлы, «Найди профессию военного», …. «Чей головной убор?», «Угадай о ком говорю», «Узнай по описанию», «Чей транспорт?»
Словесные игры «Найди лишнее слово» Дети и воспитатели
ОО «Речевое развитие» Заучивание стихотворения: «Папа мой военный лётчик» (Людмила Балеева) (приложение 3)
Чтение художественной литературы: В. Ланцетти. «Летчик, летчик», С. Маршак. «Пограничник», А. Митяев «Книга будущих командиров» (познавательная энциклопедия военного дела). Работа с загадками
«Отгадай и найди» (приложение 4) Дети и воспитатели
ОО «Художественно-эстетическое развитие». 1. Аппликация «Военные корабли». 2. Лепка «Самолеты» 3. Раскрашивание раскрасок по теме проекта Дети и воспитатели
ОО «Физическое развитие»
Игры для детей с военной тематикой
Эстафета «Пройди полосу препятствий» «Сапер» «Меткий стрелок» «Доставь пакет». «Моряки» «Снайпер», Хороводная игра «В Армии служат разные войска». (приложение 5)
Физкультминутки
Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом…
Мы играем, мы играем, Мы – пехота, моряки… (приложение 6) Дети и воспитатели
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно – ролевая игра
«Военные моряки» Дети и воспитатели
3. Заключительный этап:
1. Выставка работ детей «Военные корабли и самолеты».
2. Участие во Всероссийской акции «Письмо солдату»
3. Физкультурное развлечение «Смелые, быстрые, ловкие».
Результаты проекта :
У дошкольников систематизировались знания о профессиях военных, о значимости, ценности этого труда. Ежедневные обсуждения и рассматривание иллюстраций и фильмов о профессиях, обогатило словарь детей, способствовало повышению их речевой активности. Проект способствовал формированию понимания того, что работа военного нужна и ответственна. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Список литературы:
1. Алябенва Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
2. Гербова, Максакова. Дидактические игры.
3. С. Чертков – Детям о профессиях
4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
6. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых / В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. — 1978. — №10.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. – 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2020. – 128 с. (Вместе с детьми).
Приложение 1
Описание развивающей предметно – пространственной среды:
Дидактические игры по профессиям
Методическая литература по теме «Профессии»
Наглядно – дидактические пособия
Игрушки
Приложение 2
НОД на теме «Военные профессии»
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о Защитниках Отечества, военных профессиях.
Программные задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представления детей о российской армии, о военной технике, родах войск, о людях, которые служат в различных войсках.
Развивающие:
Обогащать и активизировать словарь по теме «Защитники отечества».
Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских солдат.
Оборудование: презентация; иллюстрации с изображениями военных профессий.
Методы и приемы:
Словесный - вопрос-ответ, рассказ, художественное слово
Игровой - посещение (презентация музея «Боевой техники», игры «Собери картину», «Что для кого?», игра с мячом «Военные профессии»
Наглядный- рассматривание иллюстраций
Ход занятия.
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Воспитатель загадывает загадки:
Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(Танкист) Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)
Воспитатель. Дети как вы думаете о каких профессиях мы сегодня будем говорить.
Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о профессиях людей, которые защищают наше Отечество.
Кто такие защитники отечества?
Дети. Это люди, которые защищают нас, служат в армии. Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов, это наша армия.
Воспитатель А зачем нужны защитники отечества?
Дети. Они нужны, чтобы охранять мир, чтобы не было войны.
Воспитатель. А какими же качествами должен обладать защитник Отечества?
Дети. Сильным, смелым, храбрым, отважным, быстрым, внимательным, …
Воспитатель. Правильно, ребята, защитник Отечества должен быть и смелым, и внимательным, и зорким, и отважным…
2. Основная часть (16-18 мин.)
Воспитатель. Хотите посетить музей военной техники?
Тогда вспомним правила поведения в музее. Как нужно себя вести?
Дети. Не кричать, не шуметь, не трогать руками экспонаты и др.
Воспитатель. Молодцы. Приглашаю вас пройти в первый зал.
На слайде предметы: ружье, бинокль, вертолет, …
Вооруженные силы можно разделить на три главных группы - это сухопутные войска, те которые охраняют нас на суше; военно-воздушные силы; военно-морской флот.
Мы с вами начинаем экскурсию по музею с войск, которые защищают страну на суше с сухопутных войск. Посмотрите, ребята, что находится в первом зале.
Как вы думаете, кому нужны эти предметы?
Дети. Эти предметы нужны пограничникам.
Воспитатель. Кто такие пограничники?
Дети. Пограничники – это военные, которые охраняют границу своего государства.
Воспитатель. На слайде пограничники (рассказ воспитателя)
Пограничники – это военные, которые охраняют нашу границу. Пограничники первые встречают вражеское войско, когда те переходят границу. Пограничникам охранять границу помогают их верные друзья - напарники. Как вы думаете кто это? (собака). Пограничники, охраняют границу на суше и относятся к сухопутным войскам.
Рассматривание и беседа по слайду о сухопутных войсках - танкисты, связисты, ракетчики, пехотинцы, артиллеристы, саперы и разведчики.
- Для чего у танков есть гусеницы? (ответы детей) Кто находится внутри танка? (ответы детей)
- Чем стреляют артиллеристы, и чем ракетчики? (ответы детей)
- а служба связистов заключается в передаче информации на большие расстояния? Пограничников? (ответы детей)
Воспитатель. Предлагаю перейти в зал военно-морского флота. Расскажите, какую технику вы видите? Кому нужна эта техника? (морякам) Морские просторы нашей родины защищают военные корабли.
- Кто служит на военных кораблях?
Дети. На корабле служат моряки.
Воспитатель. Правильно, на корабле служат и моряки, и капитаны. Капитан это командир корабля. Капитан несет ответственность за все, что происходит на корабле. Корабли оснащены военной техникой, необходимой для защиты границ на море. Поэтому наши морские широты защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.
Воспитатель. Приглашаю в следующий зал военно-воздушных сил. Какую технику вы видите? Кому нужна эта техника? (ответы детей) Правильно, эта техника нужна военным летчикам. В воздухе нашу Родину защищают военно-воздушные силы - это боевые самолеты и вертолеты. Отдельно выделена группа воздушно-десантных войск, этих солдат называют десантниками. Десантники храбрые и не бояться высоты, потому что они проходят специальные многодневные тренировки. А бой десантники начинают еще в воздухе, когда летят на парашютах,они стреляют из автоматов и забрасывают врагов гранатами. А еще им помогают гигантские транспортные парашюты, которые доставляют на землю пушки и быстроходные машины.
Воспитатель. Вот ребята мы и прошли весь музей. Вам понравилось? Хотите стать смелыми, отважными солдатами и охранять нашу родину? (ответы детей)
Быть солдатом смелым, ловким
Помогает тренировка! Хотите потренироваться? Тогда выполним упражнения.
Физминутка "Ракета"
Раз-два, стоит ракета (поднять руки вверх).
Три-четыре, скоро взлет (развести руки в стороны).
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (руки поднести к щекам и покачать головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибать руки в локтях).
Пролетая над землею (развести руки в стороны,
Ей передадим привет! (поднять руки вверх и помахать)
Воспитатель. А в каких войсках вы бы хотели служить? И почему?
Рассказы 3-4 детей.
Воспитатель. Солдаты не только занимаются спортом, но и каждый день проходят боевую подготовку. Вы готовы пройти боевую подготовку?
Тогда, вперед! Первое задание (на быстроту реакции) : вам нужно как можно быстрее собрать картинку и назвать род войск.
Игра «Собери картинку».
(после сбора картины, дети называют род войск)
Воспитатель. Какие вы быстрые. Справились с таким не лёгким заданием. Перейдем к следующему заданию.
Задание «военные профессии». Я вам задаю вопрос и кидаю мяч, а вы полным ответом должны ответить на мой вопрос и бросить мяч обратно. Например: кому нужна ракета? Ракета нужна ракетчику.
Игра с мячом «Военные профессии»
Кто охраняет границу? (пограничник)
Кто служит на танке? (танкист)
Кто ходит в разведку? (разведчик)
Кто ходит на подводной лодке в плаванье? (военный матрос, подводник)Кто управляет военным самолетом? (военный летчик)
Какому солдату нужен парашют? (десантнику)
Как называют командира корабля? (капитан)
Кто служит в пехоте? (пехотинец)
Кто обеспечивает связь? (связист)
Воспитатель. Ребята, а кто нужнее на войне, люди каких военных профессий? Ракетчик или танкист? Летчик или моряк? А может десантник?
На это вопрос ответить невозможно, потому что важны и нужны все военные профессии. Когда все вместе, мы великая сила: и ракетчики, и танкисты, и летчики, и моряки, и десантники.
Воспитатель. Дети, вы успешно прошли все учения, и вы награждаетесь почетным званием Защитника отечества.
(вручение медалей)
III. Итог занятия (1-2 мин.)
О ком сегодня говорили? (О защитниках отечества)
Кто такие защитники отечества? (люди, которые защищают Родину, свой народ)
Какими нужно обладать качествами, чтобы стать военным? (сильным, смелым, храбрым,)
Каких военных профессий вы запомнили? (танкист, летчик, пехотинец,)
Приложение 3
Заучивание стихотворения
Папа мой военный лётчик
(Людмила Балеева)
Сокол в облаках летает,
над полями он парит.
Птица гордая, большая
В высь и в высь она летит.
В небо соколы взлетели
Выше, выше в небосвод.
Это папа мой любимый
Взвился выше облаков.
Лишь серебряная точка,
А за нею шлейф парит…
С мамой мы стоим и смотрим
Как наш папочка летит.
Папа мой военный лётчик
И на страже он стоит,
Дорогой земли Российской
Мир, покой он наш хранит.
Приложение 4
Загадки о военных профессиях и военной технике
К каждой загадке предлагается ответ-картинка. Её можно показать одновременно с отгадыванием загадки.
Пошел служить мой друг во флот,
На корабле теперь плывет.
И, хоть волна идет горой,
На палубе стоит герой.
На нем морская форма,
Он не боится шторма.
(Матрос, моряк) В этой форме темно-синей
Защищает он страну,
И в огромной субмарине
Опускается ко дну.
Охраняя океан,
Был в портах десятка стран.
(Моряк - подводник)
Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет.
(Десантник) Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте —
Дружим с рацией не зря!
(Радист)
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)
У паренька сбылась мечта -
Пришел служить он в роту.
Теперь стреляет: "Тра-та-та!"
Из пушки, миномета.
Недавно служит паренек,
Но самый лучший он стрелок.
(Артиллерист)
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником — Станешь …
(Пограничником) И на фронте, и в тылу
День и ночь ведут борьбу:
Жизни раненым спасают,
В строй вернуться помогают.
(Военные врачи, медсестры)
Все в один он миг решает,
Славный подвиг он свершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно.
(Герой)
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)
Загадки о военной технике
Гусеницы две ползут
Башню с пушкою везут.
(Танк)
Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что такое?
(Самолет)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляется в полет
Наш Российский …
(Вертолет)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(Корабле)
Под водой железный кит
Днем и ночью кит не спит
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой.
(Подводная лодка)
Приложение 5
Физкультминутки
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.) Мы играем, мы играем,
Мы – пехота, моряки.
Мы ракеты запускаем,
Любим звонкие клинки.
Мы мечтаем, мы мечтаем,
Что, когда мы подрастем,
Пехотинцами мы станем
И во флот служить пойдем.
На границу и саперы,
В летчики, в подводный флот.
Подрастем мы очень скоро,
А пока игра идет.
Приложение 6
Подвижные игры
Игры для детей с военной тематикой.
Эстафета «Пройди полосу препятствий»
- перешагнуть через кегли (не уронив их)
-проползти на животе под дугой
-проползти на четвереньках сквозь обруч и бегом вернуться назад
«Сапер»
По залу разбросаны шары двух цветов-мины. Напротив каждой команды
стоит корзина. По сигналу «Собрать мины» каждая команда собирает шары
своего цвета. Побеждает та команда, которая быстрее соберет шары.
«Снайпер»
Дети делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в свою
шеренгу и попадает снарядами (катать мяч) в цель (сбивают кегли).
Побеждает команда, которая раньше собьёт все кегли.
«Переправа на плотах».
Игра направлена на развитие равновесия у детей. Две команды поочередно
переправляются с одного «берега» на другой. Для этого у каждой команды
есть два обруча– «плота». Участники по очереди встают в один обруч (по
одному либо по двое-трое человек, в зависимости от размеров обруча, затем
кладут перед собой другой – перебираются на него. Таким образом нужно
переправиться на другой «берег» (достигнуть противоположной черты).
Затем один из переправившихся участников таким же способом
возвращается обратно, за остальными игроками, оставшимися на старте. Чья
команда быстрее полностью переправится на другой «берег», та и считается
выигравшей. При этом нельзя ступать за обруч.
«Взлетная полоса»
Первый участник команды кладет на вытянутую руку с расправленной
ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен пройти до
условленного места и там оставить свой лист. Двигаться нужно осторожно,
потому что лист легкий и все время стремиться слететь с руки. Следующий
игрок положит свой лист рядом с первым листом. И так далее. Из листов
выкладывается «взлетная полоса».
Хороводная игра «В Армии служат разные войска».
Дети стоят в кругу. Воспитатель даёт команды, дети выполняют
соответствующие им движения:
В Армии служат моряки (руки друг другу на плечи, качаются из стороны в
сторону как волны);
В Армии служат солдаты (маршируют на месте);
В Армии служат кавалеристы, конные войска (скачут как лошадки);
В Армии служат лётчики (заводим мотор);
В Армии служат танкисты (садятся на корточки вытягивают руки с
сомкнутыми ладонями вперёд – танк).
«Танкисты».
Имитация гусеницы танка. Дети стоят в колонне по одному всей
командой, положив руки на плечи друг другу, двигаются вперед до
ориентира (конуса) и обратно. Чья команда быстрее справится с заданием, та
и выигрывает.
«Кто быстрей оденется»
На стульях висят пиджаки (куртки, матросские рубашки) вывернутые на
изнанку.
Кто быстрее вывернет пиджак, оденет его и скажет: «Солдат (моряк) готов».
Тот и победил.
«Меткий стрелок»
Попасть мячиком в ведро (корзину).
«Разминировать поле»
На полу два круга, в них разбросаны шашки (киндер- сюрпризы).
Предложить детям «разминировать поле», с завязанными глазами собрать
шашки, желательно что - бы не наступить на них.
«Моряки»
Моряки народ веселый
Хорошо живут
И в свободные минуты
Пляшут и поют.
Все участники танцуют под музыку «Морячка». Водящий имитирует мытье
палубы.
Когда музыка заканчивается, играющие встают в пары, оставшийся без пары
становится водящим.
«Пограничник»
Выбирается водящий. Он будет называться «незадачливый пограничник».
На полу проводятся две черты. За первой линией будут стоять дети, которые
должны перейти границу, на средней черте «незадачливый пограничник»,
Который вместо того, чтобы отмечать День Защитника Отечества, ловит
детей на границе. А третья линия, это черта, за которую дети должны пройти
не пойманными. Кого пограничник поймает, тот займет его место.