Шончалай Бат-Кара
Проект «Музей овечки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 38 города Кызыла Республики Тыва»
Номинация: «Методическое обеспечение занятий, воспитательных мероприятий и экологических игр для воспитателей ДОУ»
проект мини – музея «Музей овечки»
Автор: Бат – Кара Шончалай
Ивановна, воспитатель
2016г
Публикация «Проект „Музей овечки“» размещена в разделах
- Барашек, баран, овца, овечка
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…. 3 Проект мини – музея «Музей овечки» ….….8 Перспективный план мини – музея…. 9
Список литературы…12
Приложение …. 13
Введение
Актуальность:
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея : суть, предмет, информацию, изображение и т. д.
С введением ФГОС мини-музеи в ДОО будут способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Направленность музейно-педагогической деятельности ДОО, должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОО должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями
Думаю, что мини-музеи в ДОО могут стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания мини – музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Цель: обогащение предметно – развивающей среды ДОО.
Задачи:
• Расширение кругозора дошкольников
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности
• Формирование активной жизненной позиции и развитие интегративных качеств
• Привлечь внимание детей к миру природы, дать представления о домашних животных на примере овечки
• Познакомить с ролью овечки в жизни человека
• Воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру и сохранения вида овец
• Обогатить словарный запас детей (пастбище, отара, чабан, посох, овчарка, папаха и т. д.)
• Активизация работы с родителями
Предполагаемый результат:
Создание мини-музеев позволит :
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
- позволит пополнять мини –музей новыми экспозициями;
- помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям, загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- обогатит предметно –развивающую среду в ДОО.
Срок реализации проекта : 2015 -2016 г
Этапы реализации работы:
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музеев».
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
4. Определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея :
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов.
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».
1. Выбор темы мини-музея
Подготовительная группа – мини-музей «Музей овечки».
Экспозиции в течение года могут изменяться.
2. Определение места размещения мини-музея
Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.
3. Планирование экспозиций
Мини-музеи в ДОО могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор экспонатов
В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.
6. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
В процессе организации мини –музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея : занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
7. Составление каталога экспонатов и плана работы в мини-музее.
Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».
На этом этапе проходит презентации мини-музеев и организация смотра-конкурса на лучший мини-музей.
Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
Сначала организовано посещение мини –музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий для детей по плану.
Практическая значимость проекта :
Экспонаты мини-музея в ДОУ используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Любой предмет в музее может подсказать тему для интересного разговора, для ознакомления с окружающим миром с историей своего родного края, города с именами известных людей.
Выводы: Считаю, что форма работы мини-музея в ДОО является одной из эффективных форм деятельности, повышает интерес детей и участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОО и является доступным и привлекательным инструментом в воспитании детей.
Проект мини-музея «Музей овечки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №38»
Выполнила: Бат – Кара Шончалай Ивановна.
Подготовительная группа № 6.
2015- 2016 г.
РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ:
1. Раздел «Овечкина семья» представлен игрушками и иллюстрациями овцы, барана и ягненка. Макет юрты с жеребцом, сеном, загон.
2. Раздел «Дикие родственники овцы». В нем представлены иллюстрации с изображением диких горных баранов, книги и игрушки.
3. Раздел «Где овечка пасется?» Макет пастбища с чабанами, овчаркой, волком. 4. Раздел «Что овечка дает людям»?
5. Уголок самостоятельной деятельности дошкольников
МАТЕРИАЛЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:
1 Художественная литература
2 Иллюстрации
3 Стихи, загадки
4 Дидактические игры:
«Отгадай, о ком я говорю»
«Из чего это сделано?»
«Угадай на ощупь».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МИНИ-МУЗЕЯ «МУЗЕЙ ОВЕЧКИ»
СЕНТЯБРЬ
Беседа «Овечкина семья».
1. Рассматривание иллюстраций про овец.
Цель: уточнить представление детей о домашнем животном –овце.
2. Выучить загадку:
«По горам, по долам ходит шуба да кафтан».
Цель: продолжать учить детей отгадывать загадки о домашних животных.
ОКТЯБРЬ
1. Рассматривание картины «овцы с ягнятами»
Цель: закрепить знание о внешнем виде овец: шерсть густая, завитая, у ягнят кудрявая колечками, на ногах копыта, на голове уши, глаза, рога.
2. Дидактическая игра «У кого кто»?
Цель: правильно называть детенышей животных.
НОЯБРЬ
1. Беседа: Как люди в старину использовали «Домашнее животное». «Овечка».
Цель: познакомить с содержанием рассказа, закрепить знания о внешнем виде барана.
2. Разучивание игры: «Пастух и овцы»
Цель: развивать слуховое внимание, учить действовать по сигналу.
ДЕКАБРЬ
1. Рассказывание сказки «Зимовье зверей»
Цель: на основе содержания сказки воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Дидактическая игра «Назови кто это?»
Цель: учить детей по описанию внешнего вида отгадывать животных.
ЯНВАРЬ
1. Открытое занятие аппликация «Овечки на пастбище».
ФЕВРАЛЬ
1. Беседа «Что овечка дает людям?»
Цель: уточнить знания о пользе овец
2. Выучить загадку: А. Чугунникова
У меня живет подружка
Вся в веселых завитушках
Щиплет травку возле речки
В шубке беленькой (Овечка)
Цель: воспитывать интерес и бережное отношение к домашним животным.
МАРТ
1. Беседа: «О пользе овечьей шерсти»
Цель: познакомить со свойствами шерсти (легкая, теплая, мягкая, тонкая и т. д.)
2. Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?»
Цель: познакомить с последовательностью получения из шерсти изделий.
АПРЕЛЬ
1. Беседа: «Овцы не только обувают и одевают человека, но и кормят»
Цель:дополнить знания детей о пользе овец для человека.
2. Разучить пальчиковую гимнастику про овечек.
МАЙ
1. Мастер – класс. Тема: «Знакомство дошкольников с техникой валяния из шерсти «Фелтинг».
Цель мастер – класса:
Создать условия для профессионального самосовершенствования воспитателей.
Задачи мастер – класса:
1. Передача воспитателям своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов.
2. Рефлексия профессионального мастерства воспитателя участниками мастер – класса.
Разучивание скороговорки «33 барана»
Загадывание загадок про овец и баранов.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить детей отгадывать предметы на ощупь.
Работа по изо - деятельности с разным материалом (нитки, вата, шерсть, бумага).
Изготовление барашков.
Литература
• Рыжова Н. Мини-музей в детском саду. /М., 2008
• Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. / Санкт-Петербург, 2008
• Свирская Л. Утро радостных встреч. /М., 2010
• Интернет-ресурсы.
Приложение №1
Игра – «Пастух и овцы».
На одной стороне площадки с помощью скамейки или реек, положенных на тумбы, отгораживается место, где живут овцы, - овчарня. Из числа играющих пастуха выбирают считалкой:
Шел баран
По крутым
Горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет!
Остальные играющие - овцы. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел!» Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?» Каждый раз пастух называет какое-либо число в пределах десяти. Овцы отсчитывают соответствующее количество шагов и останавливаются. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?» Все овцы отзываются: «Бе, бе, бе». Потом затихают. Пастух начинает искать овец - идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах неподвижно. Когда пастух дотрагивается до кого-нибудь рукой, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» Овца отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто-нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место.
Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» Игра продолжается до тех пор, пока он не узнает пойманную овечку. После этого он становится овцой, а овечка - пастухом.
Правила игры. Отсчитывать надо столько шагов, сколько сказал пастух. Во время поиска овец игрокам нельзя сходить с места
Приложение №3
Зимовье зверей
(Русская народная сказка)
Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.
—Куда, баран, идешь? — спросил бык.
—От зимы лета ищу, — говорит баран.
—Пойдем со мною!
Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.
—Куда, свинья, идешь? — спросил бык.
—От зимы лета ищу, — отвечает свинья.
—Иди с нами.
Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.
—Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык.
—От зимы лета ищу, — отвечает гусь.
—Ну, иди за нами!
Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.
—Куда, петух, идешь? — спросил бык.
—От зимы лета ищу, — отвечает петух.
—Иди за нами!
Вот они идут путем-дорогою и разговаривают промеж себя:
—Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать?
Бык и сказывает:
—Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем.
Баран говорит:
—У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую.
Свинья говорит:
—А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.
Гусь говорит:
—А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую.
Петух говорит:
—А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую!
Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать.
—Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу строить.
Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:
—Пусти, брат, погреться.
—Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!
—А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; тебе же будет холоднее.
Бык думал-думал: «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит», — и пустил барана.
Вот свинья прозябла, пришла к быку:
—Пусти, брат, погреться.
—Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.
А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу.
Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью.
Тут пришли к быку гусь и петух:
—Пусти, брат, к себе погреться.
—Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и прозимуете!
—А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.
—Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.
Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.
Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.
Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала:
—Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя, волк, — барана, а для себя — петуха.
—Хорошо, кумушка! — говорят медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим!
Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку:
—Иди ты вперед!
А волк кричит:
—Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед!
Ладно, пошел медведь; только что в двери — бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался, да как бацнет медведя в бок и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит:
—Подайте сюда, подайте сюда!
Волк с лисой услыхали крик да бежать!
Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает:
—Ну, что было мне! Этакого страху отродясь не видывал. Только что вошел я в избу, откуда ни возьмись, баба с ухватом на меня… Так к стене и прижала! Набежало народу пропасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом в глаза колет. А еще один на брусу сидел да все кричал: «Подайте сюда, подайте сюда!» Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!