Анастасия Кутафина
Практико ориентированный проект с родителями и детьми младшей группы «Мама, папа, я — здоровая семья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Самая большая ценность для человека – здоровье.
В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, малоподвижного образа жизни проблема здорового образа жизни наиболее актуальна.
Публикация «Практико ориентированный проект с родителями и детьми младшей группы „Мама, папа, я — здоровая семья!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Так в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, ведущей целью дошкольного образовательного учреждения является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни. Для того чтобы, ребенок стал физически, психологически и социально здоровой личностью нужно объединить усилия как педагогов, специалистов ДОУ, так и родителей. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада и семьи. Основная цель – снижение заболеваемости детей.
Ведь от состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми умениями и навыками, которые им будут необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать их физическое развитие, развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности. Тем самым способствовать воспитанию у детей активной жизненной позиции, умению творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций.
Проблема.
Проанализировав современные требования к организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей, с целью их гармоничного развития меня заинтересовал вопрос: как и с помощью чего сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста?
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.
При организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, максимально использовать и сочетать разнообразные виды детской деятельности. Поддерживать различные формы детской активности и инициативы. Так же необходимо вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Учитывая важность заложенного в дошкольном детстве фундамента здоровья был разработан и внедрен проект «Мама, мама, я – здоровая семья».
Цель:
Создание благоприятных условий для обеспечения гармоничного физического развития детей младшего дошкольного возраста, сохранения, укрепления и охраны их здоровья.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, с целью сохранения и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни (режим дня, чистота, аккуратность, порядок, правильное питание);
Способствовать формированию потребности в ежедневных формах закаливания и двигательной активности;
Закреплять умения владеть культурно – гигиеническими навыками;
Способствовать развитию инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности;
Продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью;
Развивать интерес к участию в подвижных играх, утренней гимнастике;
Способствовать созданию в семье условий для обеспечения гармоничного физического развития детей, сохранения, укрепления их здоровья;
Актуализация знаний родителей о ценности формирования у детей потребности в ежедневных формах закаливания и двигательной активности;
Способствовать сплочению семьи через использование совместных с детьми видов деятельности, способствующих развитию их двигательной активности;
Распространение положительного опыта семейного воспитания
Содержание проекта.
Подготовительный этап.
На данном этапе была определена тема проекта, обозначены цель и задачи.
В первую очередь свою работу мы начали с изучения научно - методической литературы по данной теме. С целью выявления родительской компетентности, было проведено анкетирование «Здоровый образ жизни и двигательная активность ребенка». В результате анкетирования выяснилось, что не все родители могут уделять достаточного времени детям, в силу своей трудовой занятости. Не делают утреннюю гимнастику с детьми, не всегда соблюдают режим дня. Но, несмотря на это родители вместе с детьми стараются выезжать на природу, летом на море, играть в подвижные игры, гулять на свежем воздухе. Должное внимание уделяют закаливающим процедурам (воздушные ванны, умывание прохладной водой, следят за осанкой детей (мебель по росту). Также проводят, беседы, с детьми рассказывая им о строении тела человека и всего организма в целом, знакомя их с основами здорового образа жизни. Для развития двигательной активности во многих семьях имеется такое оборудование как: мячи разной величины, скакалки, обручи, качели, турники, шведская стенка.
Проведя, анализ данных анкетирования возникла, необходимость провести индивидуальные беседы, с целью повышения педагогической просвещенности родителей.
«Советы по укреплению здоровья детей»,
«Значение утренней гимнастики для детей»,
«Как приучить ребенка чистить зубы»,
«Режим дня в детском саду и дома»,
«О пользе витаминов и правильном питании»
Также родителям были предложены консультации:
«Здоровый образ жизни семьи»,
«Спортивный уголок дома»,
«Закаливание детей в летний период»,
«Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»,
«Правила безопасности в летний период»
«Правильное питание – залог здоровья»
Буклеты и памятки:
«Формирование основ здорового образа жизни»,
«Как одевать ребенка дома и на улице»,
«Мы за здоровый образ жизни».
В процессе данных форм работы старались наладить доверительные отношения с родителями, ознакомить их с передовым педагогическим опытом по данной теме, а также собрать необходимую объективную информацию по каждой из семей. В результате у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Основной этап.
В процессе основного этапа с целью реализации проекта мы использовали следующие формы работы с детьми.
Ежедневная профилактическая работа:
Утренняя гимнастика;
Профилактическая гимнастика (дыхательная, пальчиковая, мимическая, артикуляционная, гимнастика для зрения);
Гимнастика пробуждения «Дорожка здоровья»;
Закрепление культурно-гигиенических навыков;
Закаливающие процедуры
Подвижные игры
Хороводные игры
Игры с песком
Игры с водой
Сюжетно – ролевые игры
Дидактические игры
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Экскурсия в медицинский кабинет
Чтение художественной литературы
Беседы
Рассматривание картин, иллюстраций, предметных картинок
Для детей были созданы альбомы «Предметы личной гигиены», «Электроприборы», которые дети с удовольствием рассматривали.
Так, применяя все эти формы работы с детьми, мы постепенно решали задачи, поставленные перед нами в проекте.
Заключительный этап.
Заключительный этап работы является еще не законченным, планируется проведение родительского собрания в форме семейного вечера на тему «Здоровье ребенка в ваших руках». Цель данного мероприятия: актуализация знаний родителей о ценности формирования у детей потребности в ежедневных формах закаливания и двигательной активности.
Изначально этому собранию предшествовала большая индивидуальная работа с каждой семьёй, для нас было необходимо определить семьи, имеющие положительные результаты в воспитании и способные поделиться своим опытом со всеми родителями. В результате были выявлены примеры хорошего воспитания в семье. Родители, имеющие высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания. Мы увидели, в каких семьях воспитательный потенциал высок, и кто может поделиться опытом по поднимаемой проблеме на родительском собрании. Так мы предложили нескольким семьям представить свой опыт физического воспитания и развития.
С каждой семьёй мы провели индивидуальные беседы, в ходе которых был обозначен план презентации своей семьи. Нас интересовало, в первую очередь как организованы условия для физического развития детей, какие виды деятельности, способствующие развитию двигательной активности, а также снижению заболеваемости используют родители в домашних условиях. Все родители с интересом отозвались на предложенное им участие в проекте.
Так участвуя, в проектной деятельности несколько семей представят, свой положительный семейный опыт физического воспитания детей, в форме презентации на тему «Здоровый образ жизни семьи».
1. Семья Гусевых.
Тема: «Семья и здоровье»
2. Семья Кощеевых.
Тема: «Спорт – залог здоровья»
Можно предположить, что данные выступления родителей с живым интересом будут просматриваться и выслушиваться на собрании. А также вызовут обсуждения со стороны других родителей, что будет способствовать обмену опытом семейного воспитания.
Ожидаемые и полученные результаты.
Мы ожидаем, что в результате тесного сотрудничества педагогов и родителей направленного на развитие физических качеств, двигательной активности детей. У детей сформируются начальные представления о здоровом образе жизни, потребность в ежедневных формах закаливания и двигательной активности, закрепятся умения владеть культурно – гигиеническими навыками.
При создании определенных условий, а именно развивающей среды в дошкольном учреждении и в семье, дети овладеют умениями проявлять самостоятельность, инициативу и творчество в двигательной деятельности.
Вследствие этого плодотворного взаимодействия произойдет снижение заболеваемости детей. У родителей повысится мотивация соблюдения здорового образа жизни, путем использования здоровье сберегающих технологий, ответственность за свое здоровье и здоровье своих детей. Все это будет способствовать развитию чувства единства и сплоченности.