Юлия Анискова
Практико-ориентированный краткосрочный проект «Мы любим сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Через сказку и жизнь познают!
А. Лесных
Введение:
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Публикация «Практико-ориентированный краткосрочный проект „Мы любим сказки“» размещена в разделах
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Актуальность темы:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть почитать книгу ребенку. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решили уделить немного больше времени именно русским сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Тип проекта :
практико-ориентированный, групповой, творческий, познавательный, краткосрочный.
Сроки реализации проекта :22.05.17г. -02.06.17г.
Участники проекта :
воспитатель средней группы «Калинка» Анискова Ю. В., дети средней группы «Калинка» (25человек, их родители (25человек).
Цель проекта.
Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Задачи проекта.
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Расширять представление детей о сказках.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Ожидаемый результат.
Дети имеют представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Повышена заинтересованность и активность родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Основные направления работы:
Первый этап (подготовительный 22.05.17г. -24.05.17г.).
-сбор литературы по данной теме
-разработка плана реализации проекта
-разработка дидактических игр, пособий
-подборка иллюстративного материала.
-подборка стихотворений, загадок, песен по теме.
-подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
Второй этап (Основной25.05.17г. -01.06.17г.).
Беседа «Кто рисует картинки к сказкам».
Цель: Познакомить детей с художниками иллюстраторами.
Беседа «На кого из сказочных героев я похож».
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
Беседа «В гости к книге»
Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
Беседа «В стране сказок».
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.
Формировать умение узнавать сказки, их героев.
Развить интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по зачину»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня?»
«Из какой сказки волшебная вещь?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку»
«Сложи сказку», «Что лишнее?»
«Узнай по описанию»
«Путаница».
Чтение художественной литературы:
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Снегурочка», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Царевна лягушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь»,«Как коза избушку строила», «Кот, Петух и Лиса», «Теремок», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Жихарка», «Смоляной бычок», «Крошечка Хаврошечка», «Баба Яга».
Отгадывание загадок на тему «Сказки».
Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
Аппликация по сказке «Как коза избушку строила».
Рисование по русской народной сказки «Крошечка Хаврошечка»
Аппликация по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка».
Подвижные игры:
«Водяной»
«У медведя во бору»
«Гуси - лебеди»
Работа с родителями.
Консультации «Сказкатерапия».
«Читайте детям сказки».
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
Третий этап (Заключительный 02 06 17г.).
Итоговое мероприятие «В стране сказок».
Итоги проекта.
В результате работы все поставленные задачи были реализованы. Дети повысили уровень развития речи, приобщились к творчеству русского народа, изучили культурные особенности русского народа. Родители ознакомились с результатами деятельности детей в ходе выставок и конкурсов, принимали активное участие в совместной работе над проектом.
Литература:
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.
4. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
5. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.
6. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.