Юлия Лаврик
Проект «Моя семья» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад №15 Общеразвивающего вида
Проект
«Моя семья»
средняя группа№7
Воспитатели: Шнырева К. Н
Лаврик Ю. С
Железногорск 2023г
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы№7, родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: март2023г. – май2023г.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Моя семья“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Паспорт проекта
Проблема В ходе проведенных бесед с детьми, мы выяснили, что объё м знаний по данной теме ограничен: дети недостаточно знают о своей семье, как зовут их бабушек и дедушек. Начали мы свою работу с опроса детей по теме «Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают своих родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Возникли сложности в вопросах о том, «что вы делаете в выходные дни с папой, мамой, во что играете?»
Результат опроса помог определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.
Цель проекта : Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений.
Задачи проекта для дошкольников : Формировать у детей представление о семье, о семейных традициях, расширять знания о ближнем окружении.
Продолжать знакомить детей с профессиями.
Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Задачи проекта для родителей : - Повысить компетентность родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
-Включение родителей в образовательный процесс.
Задачи проекта для педагогов : -обогатить предметно - развивающую среду в группе;
- накопить педагогический опыт.
Способы реализации проекта : разработка и проведение с детьми цикла занятий, мероприятий.
Критерии реализации проекта : Отслеживание динамики развития детей по задачам на основе наблюдения за детьми, изучение результатов детской деятельности.
Предполагаемые
риски: Низкая посещаемость в связи с заболеванием детей простудными заболеваниями;
Низкая родительская активность.
Предполагаемый результат: Дети будут знать:
- имена дедушек, бабушек;
- профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
- прошлое своей семьи;
- значение своего имени;
- смогут полностью назвать свое имя и отчество;
- смогут составить рассказ о членах своей семьи;
- пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.);
- приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
- у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
- приобретут знания о семейных традициях, праздниках;
- укрепят внутрисемейные связи;
- у них будет развито чувство гордости за свою семью;
-будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
- научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
Педагоги:
- расширят знания о семейных праздниках
- разработают цикл занятий, бесед для детей, консультации для родителей по теме проекта;
- пополнят словарный запас детей;
- будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
создадут копилку народных и семейных праздников;
- будут уважительно относиться и интересоваться традициями семьи.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных
условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,
не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в
котором закладываются основы морали.
личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных
условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,
не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в
котором закладываются основы морали.
исходя из интересов детей, проводится круглый стол с родителями,
обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий,
необходимых для реализации проекта, обогащение предметно-развивающей
ср
исходя из интересов детей, проводится круглый стол с родителями,
обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий,
необходимых для реализации проекта, обогащение предметно-развивающей
ср
Создание условий необходимых для реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды.
2 этап Основной
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
Выставка «Мамины руки не знают скуки»
Создание альбома «Тайна имени»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
Разработка и накопление методических материалов по теме.
3 этап. Заключительный.
Стенгазета по итогам проекта «Моя Семья».
Викторина для детей «Моя семья».
II этап. Основной.
Реализация проекта.
Этап
Сроки Образовательная область Содержание образовательной деятельности Результат
Деятельность воспитателя Деятельность детей Работа с родителями
Подготовительный
этап.
Социально –коммуникативное развитие» Оснащение развивающей среды по теме проекта.
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Беседа «Что я знаю о семье»
Д. игра «Назови как тебя дома ласково называют»
Знакомство родителей с проектом.
Анкета для родителей
«Какие обязанности есть у вашего ребенка дома?»
Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
В группе создана предметно - развивающая среда.
Созданы консультации для родителей.
«Речевое развитие»
Подбор методической и художественной литературы.
Создание картотеки пальчиковых игр.
Создание картотеки дидактических игр.
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Чтение
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Знакомство родителей с проектом.
Анкетирование родителей «Семейные традиции» Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
В группе создана предметно - развивающая среда.
У детей сформировался интерес к чтению литературных произведений
Созданы консультации для родителей.
«Познавательное развитие» Подбор иллюстраций, предметных картинок, книг по теме проекта.
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Беседа «Что такое семья» Рассматривание сюжетных картинок по теме проекта. Знакомство родителей с проектом.
Сбор материалов для изготовления альбома «Моя семья»
Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
В группе создана предметно - развивающая среда.
Созданы консультации для родителей.
«Художественно-эстетическое развитие» Оснащение развивающей среды по теме проекта
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Художественно-продуктивная деятельность:
Рисование «Моя семья» (по шаблону)
Знакомство родителей с проектом.
Привлечение родителей к продуктивной и творческой деятельности. Созданы условия для изобразительной и продуктивной деятельности Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
Созданы консультации для родителей.
«Физическое развитие» Создание картотеки физминуток, подвижных игр, психогимнастики по теме проекта.
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Словесная игра с мячом: «Соберем добрые слова». Знакомство родителей с проектом.
Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
В группе создана предметно - развивающая среда.
Созданы консультации для родителей.
Основной
Этап
Социально –коммуникативное развитие» Создать картотеку дидактических игр.
Подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Составить конспект НОД
«Моя семья»
Дидактические игры:
«Собери портрет из деталей»,
«Радость или огорчение»,
«Кому, что нужно для работы»,
«Четвертый лишний»,
«Родственные отношения»
«Собери матрешку»,
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)
«Составь семью из фигурок»
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья»,
«День рожденье»,
«Больница», «Гости», «Детский сад»,
«Выходной день»
«У нас в семье младенец»
НОД «Моя семья»
Консультация для родителей:
«Обязанности ребенка дома»
Привлечение родителей к изготовлению альбома «Что означает мое имя». Помощь родителей в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр (фартуки для девочек, костюм медсестры). У детей развивается память, внимание, активизировался словарь, обогащается речь новыми словами.
У детей сформировались навыки ролевого поведения, способности принимать роль и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
Повышение педагогической компетентности родителей.
«Речевое развитие»
Подготовить литературу для детей.
Создать картотеку пословиц и поговорок, загадок, пальчиковых игр о семье.
Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике:
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
Б. Емельянов «Мамины руки»,
В. Осеева «Волшебное слово»,
К. Ушинский «Косточка».
С. Маршак «Сказка об умном мышонке»,
В. Катаев «Цветик- семицветик»,
Е. Пермяк «Мамина работа»,
Л. Толстой «Старый дед и внучек»,
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»,
Чтение сказок «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Репка».
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Отгадывание загадок о семье.
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
Составление рассказов на тему «С кем я живу»,
«Хорошо у нас в саду»
«Мои мама, папа, бабушка, дедушка»
Лексико-грамматические игры и упражнения
«С кем ты живешь?», «Назови ласково», «Мой, моя, мои», «Кто я?»
Консультация для родителей:
«Семейные традиции»
Привлечение родителей к изготовлению книжек-малышек «Моя семья».
У детей сформировался интерес к чтению литературных произведений. Активизировалась речь детей, движения пальцев рук.
У детей сформировались умения составлять рассказ из личного опыта
Повышение педагогической компетентности родителей.
«Познавательное развитие»
Создать картотеку бесед, иллюстрированного материала, предметных картинок по теме «Моя семья»
Создать альбом «Моя семья» Беседы: «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» ,«Как мы отдыхаем», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении)
Рассматривание сюжетных картинок
Составление описательных рассказов на основе иллюстрированного материала, предметных картинок.
Рассматривание альбома «Моя семья». Привлечение родителей к изготовлению кормушек. Выставка «Папа может, папа может…»
Привлечение родителей к участию в выставке поделок «Мамины руки не знают скуки»
Консультация для родителей: «Как воспитать маленького патриота»
У детей закрепились имеющиеся знания, сформировались умения составлять описательный рассказ с опорой на предметные картинки.
Повышение педагогической компетентности родителей.
«Художественно-эстетическое развитие»
Пополнить предметно-развивающую среду по теме «Моя семья».
Рисование «Мой дом», «Моя семья» (по шаблону)
Рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки».
Раскраски «Семья».
Аппликация «Фартук для бабушки».
Лепка «Чайный сервиз».
Конструирование «Дом»
Инсценировка и драматизация сказок о семье. («Репка», «Волк и семеро козлят»)
Прослушивание песен и музыки о семье.
Помощь родителей в изготовлении шапочек, костюмов для сказки репка (бабушки, дедушки, внучки, жучки, кошки и мышки).
Помощь родителей в пополнении развивающей среды по теме проекта (раскраски).
Консультация для родителей
«Роль матери в жизни ребенка».
У детей сформировались у представления о семье, о семейных традициях, расширять знания о ближнем окружении.
Выставка детских творческих работ.
Повышение педагогической компетентности родителей
«Физическое развитие»
Создать картотеку физминуток, подвижных игр.
Физкультминутки «Кто живет у нас в квартире?», «Семья».
Подвижные игры «Мы веселые ребята», «Птица и птенчик»
Психогимнастика
Малоподвижная игра «Помирились».
Памятка для родителей «Спорт -это важно! Повышение педагогической компетентности родителей.
У детей по высился интерес к физкультурным занятиям и занятиям
спортом вместе с семьей.
Заключительный этап Социально –коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Обработка результатов по реализации проекта.
Фотоотчет о проделанной работе.
Викторина «Моя семья»
Фотоотчет о проделанной работе.
Стенгазета по итогам проекта.
II этап. Основной.
Реализация проекта.
Этап
Сроки Образовательная область Содержание образовательной деятельности Результат
Деятельность воспитателя Деятельность детей Работа с родителями
Подготовительный
этап.
Социально –коммуникативное развитие» Оснащение развивающей среды по теме проекта.
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Беседа «Что я знаю о семье»
Д. игра «Назови как тебя дома ласково называют»
Знакомство родителей с проектом.
Анкета для родителей
«Какие обязанности есть у вашего ребенка дома?»
Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
В группе создана предметно - развивающая среда.
Созданы консультации для родителей.
«Речевое развитие»
Подбор методической и художественной литературы.
Создание картотеки пальчиковых игр.
Создание картотеки дидактических игр.
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Чтение
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Знакомство родителей с проектом.
Анкетирование родителей «Семейные традиции» Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
В группе создана предметно - развивающая среда.
У детей сформировался интерес к чтению литературных произведений
Созданы консультации для родителей.
«Познавательное развитие» Подбор иллюстраций, предметных картинок, книг по теме проекта.
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Беседа «Что такое семья» Рассматривание сюжетных картинок по теме проекта. Знакомство родителей с проектом.
Сбор материалов для изготовления альбома «Моя семья»
Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
В группе создана предметно - развивающая среда.
Созданы консультации для родителей.
«Художественно-эстетическое развитие» Оснащение развивающей среды по теме проекта
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Художественно-продуктивная деятельность:
Рисование «Моя семья» (по шаблону)
Знакомство родителей с проектом.
Привлечение родителей к продуктивной и творческой деятельности. Созданы условия для изобразительной и продуктивной деятельности Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
Созданы консультации для родителей.
«Физическое развитие» Создание картотеки физминуток, подвижных игр, психогимнастики по теме проекта.
Подобрать консультации для родителей по теме проекта.
Словесная игра с мячом: «Соберем добрые слова». Знакомство родителей с проектом.
Сформированы цель и задачи.
Составлен план мероприятий к проекту.
В группе создана предметно - развивающая среда.
Созданы консультации для родителей.
Основной
Этап
Социально –коммуникативное развитие» Создать картотеку дидактических игр.
Подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Составить конспект НОД
«Моя семья»
Дидактические игры:
«Собери портрет из деталей»,
«Радость или огорчение»,
«Кому, что нужно для работы»,
«Четвертый лишний»,
«Родственные отношения»
«Собери матрешку»,
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)
«Составь семью из фигурок»
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья»,
«День рожденье»,
«Больница», «Гости», «Детский сад»,
«Выходной день»
«У нас в семье младенец»
НОД «Моя семья»
Консультация для родителей:
«Обязанности ребенка дома»
Привлечение родителей к изготовлению альбома «Что означает мое имя». Помощь родителей в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр (фартуки для девочек, костюм медсестры). У детей развивается память, внимание, активизировался словарь, обогащается речь новыми словами.
У детей сформировались навыки ролевого поведения, способности принимать роль и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
Повышение педагогической компетентности родителей.
«Речевое развитие»
Подготовить литературу для детей.
Создать картотеку пословиц и поговорок, загадок, пальчиковых игр о семье.
Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике:
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
Б. Емельянов «Мамины руки»,
В. Осеева «Волшебное слово»,
К. Ушинский «Косточка».
С. Маршак «Сказка об умном мышонке»,
В. Катаев «Цветик- семицветик»,
Е. Пермяк «Мамина работа»,
Л. Толстой «Старый дед и внучек»,
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»,
Чтение сказок «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Репка».
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Отгадывание загадок о семье.
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
Составление рассказов на тему «С кем я живу»,
«Хорошо у нас в саду»
«Мои мама, папа, бабушка, дедушка»
Лексико-грамматические игры и упражнения
«С кем ты живешь?», «Назови ласково», «Мой, моя, мои», «Кто я?»
Консультация для родителей:
«Семейные традиции»
Привлечение родителей к изготовлению книжек-малышек «Моя семья».
У детей сформировался интерес к чтению литературных произведений. Активизировалась речь детей, движения пальцев рук.
У детей сформировались умения составлять рассказ из личного опыта
Повышение педагогической компетентности родителей.
«Познавательное развитие»
Создать картотеку бесед, иллюстрированного материала, предметных картинок по теме «Моя семья»
Создать альбом «Моя семья» Беседы: «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» ,«Как мы отдыхаем», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении)
Рассматривание сюжетных картинок
Составление описательных рассказов на основе иллюстрированного материала, предметных картинок.
Рассматривание альбома «Моя семья». Привлечение родителей к изготовлению кормушек. Выставка «Папа может, папа может…»
Привлечение родителей к участию в выставке поделок «Мамины руки не знают скуки»
Консультация для родителей: «Как воспитать маленького патриота»
У детей закрепились имеющиеся знания, сформировались умения составлять описательный рассказ с опорой на предметные картинки.
Повышение педагогической компетентности родителей.
«Художественно-эстетическое развитие»
Пополнить предметно-развивающую среду по теме «Моя семья».
Рисование «Мой дом», «Моя семья» (по шаблону)
Рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки».
Раскраски «Семья».
Аппликация «Фартук для бабушки».
Лепка «Чайный сервиз».
Конструирование «Дом»
Инсценировка и драматизация сказок о семье. («Репка», «Волк и семеро козлят»)
Прослушивание песен и музыки о семье.
Помощь родителей в изготовлении шапочек, костюмов для сказки репка (бабушки, дедушки, внучки, жучки, кошки и мышки).
Помощь родителей в пополнении развивающей среды по теме проекта (раскраски).
Консультация для родителей
«Роль матери в жизни ребенка».
У детей сформировались у представления о семье, о семейных традициях, расширять знания о ближнем окружении.
Выставка детских творческих работ.
Повышение педагогической компетентности родителей
«Физическое развитие»
Создать картотеку физминуток, подвижных игр.
Физкультминутки «Кто живет у нас в квартире?», «Семья».
Подвижные игры «Мы веселые ребята», «Птица и птенчик»
Психогимнастика
Малоподвижная игра «Помирились».
Памятка для родителей «Спорт -это важно! Повышение педагогической компетентности родителей.
У детей по высился интерес к физкультурным занятиям и занятиям
спортом вместе с семьей.
Заключительный этап Социально –коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Обработка результатов по реализации проекта.
Фотоотчет о проделанной работе.
Викторина «Моя семья»
Фотоотчет о проделанной работе.
Стенгазета по итогам проекта.