Светлана Галкина
Проект «Моя Семья» для старшей группы
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ»
ТЕМА: «Моя семья»
Срок реализации (2-3 неделя октября)
Состав участников (дети старшей группы, родители, педагоги)
Выполнила:
Галкина С. В.
Оглавление
Пояснительная записка…3
Паспорт проекта…. 4-6
Публикация «Проект „Моя Семья“ для старшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Матрица проекта…. 6-14
Используемая литература…. 15
Приложение…16-29
Актуальность
В. Сухомлинского: «Семья—эта та среда, где человек должен учиться творить добро».
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, а видит он своих близких каждый день, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является необходимым для нормального развития ребенка. Именно это чувство дает ребенку возможность взаимодействия с внешним миром без страха и опасений, а так же расширяет его личные границы. Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта, и именно благодаря им дети учатся определенным моделям поведения. Но все чаще сталкиваемся с такими проблемами, как обеднение содержания общения в семье, дефицит времени и внимания, которое родители уделяют детям, отсутствие общих интересов и совместного досуга. Многие дети не знают как зовут их близких. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Все мы родом из детства, из своей семьи.
Данный проект направлен на формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Паспорт проекта
Название проекта :
«Все мы родом из детства, из своей семьи»
Тема проекта
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществе.
Проблемное поле проекта :
Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Игры
Информационно-коммуникативные технологии (использование Интернета в подготовке образовательной деятельности, использование проекционного оборудования)
Технология сотрудничества. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Личностно-ориентированный подход.
Художественное слово.
Цель:
Сформировать знания детей о родственных отношениях, о ближайших родственниках по средствам воспитания чувства привязанности и любви.
Задачи:
Уточнять, углублять и систематизировать знания детей о семье и о родственных отношениях.
Прививаться интерес к семье, ее истории, традициям и обычаям. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками развивать связную речь (формировать умения вести диалог со взрослыми и сверстниками, формировать умения составлять рассказы, воспитывать культуру речевого общения.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные качества
-способенделятся с окружающими своими впечатлениями, знаниями об истории и традициях семьи, называют имена и отчества родителей, сочиняют истории, рассказы.
- проявляет устойчивый интерес к профессиям родных.
- проявляет устойчивый интерес к истории возникновения семьи и её генеалогическому древу.
- способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки.
Интеллектуальные качества
-любознательность и активность в процессе ознакомления с родословной семьи.
-способен уверенно действовать по инструкции педагога в процессе создания аппликации и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
-способен разработать план действий в процессе рисования, составления описательного или творческого рассказа о семье.
Физические качества
-владеет конструктивными навыками.
-владеет навыками коллективной работы с конструктором.
-умеет использовать атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
-проявляет ручную ловкость в процессе лепки ;
-движения точные и скоординированные при конструировании построек.
-способен проявить волевые усилия при изготовлении аппликации (довести работу до конца).
Технологии
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковая гимнастика, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ, использование моделей (модель домика для кукол, модель гаража и дороги, игровых технологий (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованная)
Содержание проекта
Занятия, игры, творческая деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
Деятельность каждой группы участников проекта по реализации содержания проекта (детей, родителей, коллег)подготовка к деятельности, самостоятельная работа с родителями, групповое обсуждение.
Дети
1. Составление бесед с детьми на тему «Моя семья»
2. Чтение:
• В. Осеева «Волшебное слово»
• Т. Агибалова «В семейном кругу»; «Что может быть семьи дороже?»;
• В. Ю. Драгунский «Чики-брык»;
• М. Дружинина. «Девочка наоборот»
• Михалков С. В. «Недотепа»
• Олег Бундур «Папу с мамой берегу»
• Благинина Е. А. «Наш дедушка»
• Катаев В. «Дудочка, кувшинчик»
3. Пантомима;
4. Разгадывание загадок о семье
5. Знакомство с пословицами и поговорками о семье
6. Изготовление подарков для родных и близких.
Воспитатели групп
1. Собрание и оформление выставок.
2. Подготовить материал для чтения, подобрать книги.
3. Обновление книжного уголка.
4. Подборка игр
5. Подготовка анкеты.
6. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
7. Подобрать пословицы и поговорки.
Родители
1. Анкетирование родителей.
2. Проведение индивидуальных консультаций.
3. Задание родителям: рассказать своему ребёнку о своей профессии «Где работают родители»
4. «Генеалогическое древо моей семьи»
5. Выставка рисунков «Герб нашей семьи».
6. Традиции и обычаи семьи
7. Сбор фото материалов о семье
8. Любимое блюдо семьи
9. Изготовление поделок своими руками с привлечением ребёнка.
Итоговое мероприятие: досуг «Моя семья».
Описание продукта, полученного в результате проекта
Создание презентации к проекту «Моя семья», выстовок «Генеалогическое древо», рисунков «Герб моей семьи», альбома «Семья+Я», моделей дома, гаража для машин.
Итоговое мероприятие: Досуг «Моя семья».
Вид проекта –творческий, информационный, игровой.
Состав участников
Дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник
11.10. Вторник
12.10. Среда
13.10. Четверг
14.10. Пятница
15.10.
1 НОД
Речевое развитие (Обучение грамоте)
Составление рассказа из небольших предложений «Семья» Познавательное развитие (Формирование элемен-тарныхматемати-ческих пред-ставлений) геометрических фигур «Счет в пределах 6», занятие №2 Художественно-эстетическое развитие (Рисование)
«Веселые игрушки».
2 Наблюдения (экскурсии, прогулки) Рассматривание сюжетных картин о семье «Родословная»
Рассматривание альбома «Моя семья»».
3 Рассказывание, беседы Беседа «Что такое семья?» Рассказы детей «Моя семья» Разгадывание загадок о семье.
4 Чтение художественной литературы Чтение В. Осеева «Волшебное слово» Благинина Е. А. «Наш дедушка»
В. Ю. Драгунский «Чики-брык»;
М.
Заучивание стихотворения О. Бундур «Папу с мамой берегу»
5 Игры Дидактическая игра «Моя семья» Проблемная ситуация «Папа заболел» Дидактическая игра «Семейные вещи» Игра-соревнование «Кто быстрее повесит белье» Сюжетно-ролевая игра «Семья»
6 Художественно-творческая деятельность: «Вертолет для папы» (ручной труд). Пантомима «Отгадай кто чем занимается» Конструироание «Постройка мебели для дома»
7 рисование «Мой автопортрет»
8 аппликация Открытка для бабушки
9 лепка Кресло для дедушки
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник
18.10. Вторник
19.10. Среда
20.10. Четверг
21.10. Пятница
22.10.
1 НОД
Художественно-эстетическое развитие (Лепка/Аппликация) Лепка «Красивые птички для мамы» (по мотивам народных дымковских игрушек) Познавательное развитие (Ознакомление с предметным м социальным окружением)«Моя семья». Парциальная образовательная программа «Моя малая родина» «Я в мире человек»
2 Наблюдения (экскурсии, прогулки) Рассматривание рисунков, плакатов «Генеологическое древо».
3 Рассказывание Беседа «Традиции и обычаи семьи» Беседа-обсуждение «Кем работаю родители» Разгадывание загадок о семье.
4 Чтение художественной литературы Михалков С. В. «Недотепа»
Дружинина. «Девочка наоборот» Знакомство с пословицами и поговорками Т. Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже» Катаев В. «Дудочка, кувшинчик»
5 Игры (настольно-печатные и дидактические,подвижные,сюжетно-ролевые) Дидактическая игра «Скажи наоборот» Дидактическая игра «Угадай профессию» Дидактическая игра «Как мы помогаем родным?» Игра-соревнование «Принеси инструмент папе» Сюжетно-ролевая игра «Приготовим обед и накормим семью»,
6 Художественно-творческая деятельность: Конструирование «Строим большой дом для семьи»
7 рисование Моя семья Мы с папой играем в футбол
8 аппликация Корзина с фруктами для мамы
9 лепка Машина для папы
Проектная карта
Работа с родителями Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Консультация «Роль семьи в формирование личности ребенка» Рекомендации «Как сделать «Древо семьи»
2 Анкетирование «Традиции и обычаи семьи»
3 Совместная работа родителей и детей Подготовка портфолио ребенка Беседа «Традиции и обычаи семьи» «Любимое блюдо семьи» Рассказ «Кем работаю родители» Создане альбома «Моя семья»
4 Чтение художественной литературы Катаев В. «Цветик семицветик» Чтение пословиц и поговорок о семье
5 Художественно-творческая деятельность совместно с детьми дома «Генеалогическое древо»
6 рисование «Герб нашей семьи»
7 аппликация Конструирование «Строим большой дом для семьи»
8 лепка Портрет «Моя семья»
№№
пп Название образовательной области Содержание
(краткое) Задачи
1
1. Социально – коммуникативное
2. Чтение художественной литературы
1. Игры, изучение правил
2. Чтение стихотворений и заучивание, рассказов о семье, членах семьи, о ситуациях в семье,беседы.
1. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Развитие игровой деятельности, семейной принадлежности
2. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, формирование первичных ценностных представлений. Формирование положительного отношения к труду, формирование первичных преставлений о труде взрослых.
2 Художественно- творческое Изготовление поделок Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству
3 Речевое Рассказы детей «Моя семья» Развитие свободного общения со взрослыми. Развитие всех компонентов устной речи.
Развивать умение поддерживать беседу, умение составлять рассказы о событиях из личного опыта.
4 Познавательное «Моя семья» Развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
1. Изучение истории возникновения семьи, традиций, обычай.
2. Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке детей к деятельности (готовность детей, помощь в создании предметно-развивающей среды)
Связь с родителями, выполняющими роль участников и зрителей.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
для педагога:
Проектор, экран, магнитофон, материал для генеалогического древа, герб семьи.
для детей: Краски с кисточкой, альбомные листы по количеству детей;
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
2-3 неделя (октября 2022)
№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта. 08.10.-
11.10.
2 Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта 12.10.
3 Практический
Разработка сценария «Моя семья»
Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»
Разгадывание загадок о семье
Знакомство с пословицами и поговорками о семье
Организация выставки -рисунков «Герб семьи», Мастерская по изготовлению аппликации «Кресло для дедушки», «Корзина для мамы» 14.10. – 20.10.
4 Презентационный Досуг «Моя семья» 21.10.
5 Контрольный Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. 22.10.
Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название / тема Сроки
1 Непосредственно
образовательная деятельность «Веселые игрушки», «Моя семья», «Геометрические фигуры в доме. Счет в пределах 6». 15.10. 19.10.
20.10.
2 Наблюдение Игра-ситуация «Папа заболел», 12.10.
3 Заучивание стихотворения О. Бундур «Папу с мамой берегу» 15.10.
4 Экскурсии «Традиции семьи» 18.10.
5 Самостоятельная работа детей «Мебель для дома», «Строим большой дом для семьи» 13.10.
18.10.
6 Взаимодействие с родителями Консультации, анкетирование, индивидуальные беседы. 12.10.-
22.10.
7 Групповое обсуждение Беседа-обсуждение с детьми «Кем работают родители» 19.10.
Форма проведения презентации
Досуг «Моя семья»
Мероприятие проводится воспитателями и детьми старшей группы. Дети совместно с воспитателями, игры, разгадывают загадки, заучивают пословицы.
Список литературы
1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда и безопасной жизнедеятельности детей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
2. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
3. Зебзеева В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. – М. : ТЦ Сфера. – 2015. С. 37-87.
4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для Руководителей и практических работников ДОУ/Авт. - сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2010.
6. Журнал «Дошкольное воспитание». Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. №12 – 2007.
7. Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
9. Журнал «Дошколенок». Тема номера: Я и Моя семья. №3/март/2012.
10. Источник: детский портал «Солнышко»
https://www.solnet.ee/sol/002/z_128.html