Оксана Челнокова
Проект «Моя мама лучше всех!»
▼ Скачать +Заказ
Мама, поиграй со мной!
Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик. «Разве ты не наигрался в детском саду?» или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», - может ответить мама или папа. Малыш отходит, огорчённый, или продолжает настаивать. Дети очень любят играть со взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценивать этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребёнка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым.
Публикация «Проект „Моя мама лучше всех!“» размещена в разделах
Близкие, особенно папа и мама, должны всё же находить время для игры с ребёнком. Ребёнок не способен променять «живое» общение родителей на материальные блага. Если же он удовлетворяется дорогими подарками, не испытывая потребности в общении с родителями, взрослые виноваты в этом сами.
Играя с ребёнком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребёнка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Ребёнок, который очень нервничает и боится, не может сосредоточиться на игре.
Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определённый материал, действуя с ним определённым образом вновь и вновь проживая значимые ситуации. Игровая терапия всё чаще используется, служа адекватным методом коррекции душевных переживаний ребёнка Г. Л. Лэндрет, В. Экслайн и другие игротерапевты рассматривают игру как процесс взаимодействия ребёнка и взрослого «здесь и сейчас», в котором на глубинном ценностном уровне происходят собирание и укрепление собственного «Я» ребёнка, моделирование настоящего и будущего. Наши беседы и нотации не греют душу ребёнка, это же не его опыт. Однако в игре он получает возможность взглянуть на проблему со стороны, научиться управлять своими чувствами. В этом заключается терапевтический эффект. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребёнка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребёнок может без опасения выражать через игру свои эмоции.
Для ребёнка игра – проявления любви и внимания. Дети начинают лучше понимать своего партнёра, сверстника или взрослого. Дружить значит играть вместе. Надо помнить, что игра – средство общения для ребёнка, выражение чувств и эмоциональных переживаний в доступной для его возраста форме. Игра – это прежде всего удовольствие для ребёнка, желанный и естественный способ самовыражения, утверждения себя в этом мире. Поэтому ученые и практики отмечают терапевтическое значение игры, в процессе которой происходят самоорганизация психики ребёнка и его поведения, собирание своего «Я», укрепление детской психики, изживание страхов и негативных стереотипов поведения. Игра даёт возможность ребёнку преобразовывать свой внутренний мир, личный опыт с помощью игрушек, разных ситуаций. Кроме того, очень позитивно, на наш взгляд, понимание игры как универсальной деятельности ребёнка, в которой происходят мощные процессы «само» - самоодушевления, самоопределения, саморазвития, самопроверки, самовыражения, самооценки, самоизвлечения.
Однако какой бы ни была естественной деятельностью для ребёнка игра, нельзя видеть в ней роли взрослых. Мы уже отмечали, что очень вредно часто отказывать ребёнку в игровом общении, так как это его обижает. Есть и другие моменты, на которые нужно обратить внимание.
Взрослый, особенно близкий, часто пример для подражания, он влияет на выбор того или иного сюжета игры, эмоционального оттенка, акцента проигрывания роли. Дети копируют манеру ролевого поведения у тех родителей, которых видят, считая их типичным для ролей мамы и папы.
Если ребёнка наказывают физически, ругают, кричат на него, нередко можно видеть, что он играет как-то агрессивно: ломает игрушки, разрушает постройки у других, бьёт или ругает кукольных персонажей. Часто бывает, что такие дети не могут наладить сами игровое взаимодействие с другими детьми, поскольку не умеют договариваться, обижаются, сердятся, не слушают партнёра, не подают идей, не могут сосредоточиться на игровом процессе и своей роли. Всё это приводит к тому, что ребёнок вскоре остаётся играть один с кубиками, машинками, не хочет ни с кем делиться.
Ребёнок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют с ним вместе, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Из практики консультирования и психологической работы известно, что дети часто отказываются ходить в сад, если чувствуют себя отвергнутыми в игре. Если не вмешаться, далее ребёнок может повести себя неадекватно, ещё более озлобляясь или замыкаясь в себе. Для ребёнка, особенно среднего и старшего дошкольного возраста, очень важно быть принятым в игру сверстниками. Для этого надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнёрским отношениям, правилам поведения в совместной игре.
Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребёнок, просто необходимо взрослым заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык, конечно, поможет вашему ребёнку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе очень ценится умение играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой. Можно купить пособие по организации детских сюжетно-ролевых и других игр, игры-драматизации, коммуникативные групповые игры.
Личность родителя, его модель отношения с миром, степень эмоциональности и открытости в познании нового, их креативность также влияют на игровое поведение ребёнка.
В жизни малыша с самого рождения постоянно возникают ситуации, к которым он относится как к игре, но в то же время серьёзно. Известный в прошлом педагог Я. Корчар отмечал, что взрослые часто не понимают, как новые эмоции захватывают малыша, что игра для него очень важное дело, которому он отдаётся полностью, и не надо её прерывать и мешать ему. Например, это относится к ситуации «исследовательских» игр детей младшего возраста. Ребёнок, начиная с младенческого возраста, любит узнавать и исследовать окружающие предметы, их соотношение и проявления. Он не жалеет времени и сил на то, чтобы хорошо и подробно ощупать, понюхать, поколотить, потянуть, помять новый предмет. Ребёнок повторяет манипуляции с предметом снова и снова, пока не поймёт, что с ним можно ещё как-то поиграть. В это время взрослый может повести себя вольно или невольно для оказания существенного влияния на интеллектуальную активность ребёнка, его способность бесстрашно и уверенно получать новые знания об окружающем. Роль взрослого заключается в том, чтобы не испугать малыша своей слишком эмоциональной реакцией, не оторвать резко его от интересного предмета. Иначе он может заплакать или потерять в дальнейшем получать удовольствие от новизны игровых предметов.
Поведение близкого взрослого может стимулировать игровое отношение к новой обстановке, а может и создать стрессовые переживания у ребёнка.
Есть и опасные для здоровья ребёнка игры. Здесь тоже можно поступить по-разному. Одни взрослые запрещают. Это действует недолго, малыш всё равно хочет дотянуться до запретного предмета. Другие дают попробывать, но только для того, чтобы он в присутствии взрослого убедился на собственных ощущениях в правоте последнего.
Постепенно ребёнок учится у взрослого не бояться новых предметов и действий с ними, а просто быть осторожным, не вредить себе и окружающим. Для формирования этих качеств он проходит так называемую предметную стадию игры, когда в процессе манипуляций с реальными предметами, 2-й малыш узнаёт о физических свойствах и разных функциональных способах применения в основном бытовых предметов и реальных игрушек. Часто можно слышать рассказы мам о своих малышах, которые страстно стучат крышками на кухне, залезают в шкафы, доставая предметы домашнего обихода, разрывают разные вещи и игрушки, стараясь посмотреть, что там внутри, долго играют сами с водой, песком, мелкими предметами.
Многих взрослых волнует ситуация, когда ребёнок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками – строит одно и то же, катает машинки туда-сюда. Если у него нет серьёзных проблем в развитии, может помочь следующее. Взрослый может «переосмыслить» действия, придав им новое значение, включив их в более широкий игровой событийный контекст.
Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет для него развёртывание игрового действия. У детей 2-3 лет игровые действия заключаются в цепочках из двух-трёх действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, частичном игровом диалоге в рамках односложного сюжета.
У 4-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли, которой подчиняются все действия и эмоции. Выполнение роли ребёнком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа, которые бывают довольно жёсткими. Например, правило игры во врача подразумевает определённый порядок его действий. Сначала помазать место укола, потом уколоть, а не наоборот.
У 5-6-летних детей игровое действие согласно роли всё более сворачивается. Проигрывание роли уже не так важно. Смысл игры заключается в выполнении правила.
Взрослый, играя с ребёнком, может существенно расширить репертуар ролей. Для этого надо знакомить с окружающим, предлагать разные роли в игре, меняться местами. Важно вносить творческие элементы в игру. Например, изобразить один раз боязливого пациента, другой раз – старого и очень больного, или назойливого, чтобы ребёнка-врача стимулировать вести себя по-разному в рамках данной роли. Можно ввести нового персонажа из какой-нибудь сказки, представить его поведение. Главное, чтобы взрослый, играющий с ребёнком, сам испытывал удовольствие от действия, выдумывания неожиданных вариантов, смог заразить своим творческим энтузиазмом. Также важно вовремя среагировать на креативные предложения ребёнка.
Поиграв немного главную роль врача, пообщавшись с больными и полечив их, взрослый может уступить эту роль ребёнку, а сам стать пациентом. При этом интересно наблюдать, что дети-врачи очень старательно выполняют действия, «лечат» больных. В качестве больных выступают игрушки. Они делают уколы, мажут их ватой, дают микстуру. Инициатива взрослого, подаваемая в рамках взятой на себя роли, подхватывается детьми.
Свобода творческого воображения ребёнка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, по-новому употребить самые обычные предметы, придать им те значения, которые необходимы ему по замыслу. При этом отдаётся игре со всей эмоциональностью. Основной парадокс заключается в том, что, будучи эмоциональной, свободной, она является источником развития произвольности и сознания ребёнком своих действий и своего «Я».
В игре ребёнок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознаётся им. Он как бы смотрит на себя со стороны через игру – мир социальных отношений и поведения людей значительно обогащает эмоциональные переживания ребёнка, которые он пока не в состоянии испытывать в реальной жизни, так как не может в действительности выполнять роли врача, шофёра и т. д.
В творческой ролевой игре есть для ребёнка и цель и результат. Цель игры – осуществить взятую на себя роль. Результат – эмоциональное, осмысленное проигрывание роли, удовлетворение от игры. Развивающий эффект игры зависит от возможности осуществить и проиграть роль в соответствии с её внутренними правилами поведения, которые соответствуют правилам поведения взрослых людей. Если же проиграть роль не удаётся, у ребёнка наблюдаются явное разочарование и спад эмоциональности. Взрослый, конечно, может помочь ему получить удовольствие от игры, проигрывая роли вместе с ним.
Взрослые, даже профессиональные педагоги, нередко затрудняются при организации детской игры. Вместо неё получается еще одна учебная ситуация, тактика давления, отчего дети чувствуют себя скованно. Часто можно наблюдать, что взрослый дома или в детском саду даже мешает, запрещает детям играть, проявлять бурные эмоции. Ему не нравится, что дети шумят, раскидывают игрушки. Взрослый находится «вне игры», поэтому ему не понять, что сейчас важнее для ребё нка: внешний порядок и тишина или эмоциональное проживание и выполнение своей роли.
Играя с ребёнком, важно:
• Воздержаться от критических замечаний;
• Не выходить из роли, пока не закончилась игра;
• Отдаваться игре так же добросовестно и эмоционально, как и ваш ребёнок;
• Быть инициативным, творчески исполнять роль и подавать идеи;
• Чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию;
• Подбирать игры, которые не тормозят развитие ребёнка, соответствуют его возможностям и возрасту;
• Предлагая ребёнку новое, упражняя его в развитии мышления памяти, моторики, восприятия, желательно оставаться в контексте игры, чтобы дидактические цели не подавляли игровые эмоции;
• Создавать в игре атмосферу партнёрства, эмоциональной безопасности.
В заключение хочется отметить ещё раз важное значение грамотного участия взрослого в игре для развития не только самой игры, но и всей личности ребёнка, семейных, родительско-детских отношений. При организации игры следует помнить, что этот процесс на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игры взрослого с ребёнком, где взрослый выступает играющим партнёром, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый. Старшие дети тоже нуждаются в том, чтобы с ними поиграли в игры, интересные в их возрасте. Конечно, самое главное, чтобы взрослые и дети получали искреннее удовольствие от деятельности.
Педагогические требования к выбору игрушек для детей
Все игрушки должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. С данными требованиями связаны психолого-педагогические рекомендации к отбору игрушек.
1. Социальная и психологическая безопасность игрушки:
• Не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
• В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
• Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей.
• Не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
2. Возрастная адресованность.
3. Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка.
4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).
5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в её конструкции, логике игры и в их описании.
6. Культуросообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
7. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
8. Прочность и долговечность.
9. Использование экологически чистых материалов.
10. Качество описания.
11. Качество упаковки.
Сгруппировав данные критерии Е. О. Смирнова разработала требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки для ребёнка.
1. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребёнка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта. Игрушка должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Чем более завершеннее игрушка, тем меньше она оставляет простора для творчества. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно материал игры должен быть достаточно простым вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, множество новых комбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда открытость для разнообразных действий, гибкость и простота важные требования для хорошей игрушки.
2. Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения её объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания. Она имеет определённое влияние на социализацию ребёнка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели, принятые в современном для них обществе.
3. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые требования. При их отсутствии, т. е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребёнка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно. Поэтому при отборе игрушек для ребёнка родители должны учитывать всё её качества: функциональность, безопасность, привлекательность, эстетичность.
Игрушки как отражение характера
и
средство коррекции поведения ребёнка
У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. И мы с удовольствием вспоминаем о них, став взрослыми…
часто наша привязанность к ним определялась особенностями формирования нашего характера и взаимоотношений с окружающими. По этому поводу есть даже специальные исследования. Например, психологи считают, что детские игры и игрушки могут многое рассказать даже о характере взрослого человека.
Любовь к играм с мячом говорит о том, что перед нами человек действия. Он не склонен к долгим и мучительным размышлениям, действует быстро и решительно – его трудно удержать. Между тем для него характерна непритязательность в быту, невнимание к некомфортным условиям жизни. Зато ему очень важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как и он.
Куклы свидетельствуют о том, что человеку невероятно интересны общение с другими людьми, мир социальных отношений. Вместе с тем для него характерна погруженность в выбранную роль и игру – он не всегда сам понимает, чего хочет и каким на самом деле является. Это может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.
Плюшевые игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания. Он очень эмоционален и впечатлителен, зависим от отношения к нему окружающих людей. Поэтому ему нужно реализовать свою потребность в тепле и ласке через общение с мягкими игрушками – мишками, собачками и зайчиками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих. Может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих, если чувствует себя обделенным вниманием и любовью.
Краски интересуют душевных людей. Они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям. Чрезвычайно восприимчивы к отношениям с другими людьми. Однако реакция на них может быть разной, в зависимости от того, насколько они позволяют реализовывать творческий потенциал такого человека. Так, для них могут быть свойственны и агрессия и депрессия, поэтому относится к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.
Интерес к занятию с пластилином и играм с ним свидетельствует о том, что человек склонен к усовершенствованию старой и созданию новой реальности. Окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему. Между тем его может тяготить такой груз ответственности. Такому человеку иногда самому тяжело провести грань между вымыслом и действительностью.
Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что-то менять в себе и не в восторге от неожиданностей, которые дарит жизнь, предпочитая привычный ход событий. Вместе с тем такие люди, задумав что-то, не сворачивают с выбранного пути, проявляют упорство и целеустремлённость, даже упрямство, и достигают задуманного.
Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравится намечать стратегические цели и решать тактические задачи, осуществлять маневры. Поэтому они предварительно планируют свои действия, легко адаптируясь под изменяющуюся информацию. Любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит в увлечение шашками, шахматами и компьютерными играми.
Книги любят мечтатели. Для них характерны любознательность и пытливый ум, склонность к путешествиям. Увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершенно беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.
Однако взрослые «вырастают» из своих игр и игрушек и забывают, что они тоже – «родом из детства», что игра – это не только способ времяпровождения, но и способ построения себя и мира. Вспомнить это помогают сочинение вместе с ребёнком историй про игрушки и разыгрывание их вместе с детьми.
Играйте вместе с детьми – это улучшает взаимоотношения
1. С малышами до трё х лет:
• Предоставьте ребёнку уютное местечко, набросайте туда подушки и мягкие игрушки, чтобы он мог там понежиться.
• Поиграйте с ребёнком в прятки или в кошки-мышки с участием мягких игрушек или домашних животных.
• Поиграйте с водяными игрушками (ситечками, воронками, чашками, лодочками) в пластиковом тазике или переносом бассейне. Добавьте в воду голубой или зелёный краситель для большого эффекта.
• Почитайте вместе с ребёнком его любимые книжки.
2. С детьми от трё х до семи лет:
• Сыграйте для ребёнка какую-нибудь роль из его любимого произведения. Пригласите ребёнка присоединиться, но не настаивайте на его участии.
• Спойте вместе детскую песенку.
• Проговорите вместе детские считалочки.
• Имитируйте вместе «танцы» животных, например ящерицы, лягушки, кенгуру.
• Постройте вместе домики из песка или конструктора.
• Почитайте вместе книжки.
• Послушайте вместе аудиозаписи детских произведений (песни, музыкальные сказки).
• Соберите вместе конструктор.
• Поиграйте вместе в настольные игры.
• Посмотрите вместе по телевизору передачу о природе, животных или путешествиях.
• Поразгадывайте вместе загадки.
• Прочитайте и сыграйте роли ваших любимых персонажей из книг.
• Погуляйте вместе с ребёнком и домашними животными или покормите птиц в парке.
• Поиграйте вместе в мяч.
• Разыграйте пантомиму, например, изобразите действия рассеянного человека, у которого носки разного цвета, или человека, который забыл, как его зовут.
• Попробуйте изобразить разные эмоциональные чувства: весёлость, недовольство, гнев, грусть, гордость или непонимание.
• Поиграйте вместе в компьютерные игры.
• Посмотрите вместе видеофильм.
• Слепите животных из глины или пластилина.