Получи документы

Проект «Моя малая Родина-поселок Воротынец»

Шагалова Елена
Проект «Моя малая Родина-поселок Воротынец»
▼ Скачать + Заказать документы

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В Орлов''

Актуальность проблемы

Мы знаем, что в настоящее время, одним из приоритетных направлений совершенствования общества, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России является духовное возрождение национальной культуры. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

Публикация «Проект „Моя малая Родина-поселок Воротынец“» размещена в разделах

В каждом крае есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Сейчас отмечается возросший интерес к национальной культуре, а так же изучение природы родного края, который является одним из средств этнокультурного воспитания.

Мы знаем, что малая Родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Нужно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой и руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе родного края. Основные качества личности необходимо начинать закладывать в дошкольном возрасте, изучая родной край. Народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная своего края!»В настоящее время возрос интерес к изучению национальной культуры. Одним из средств этнокультурного воспитания является изучение природы родного края. Ознакомление дошкольников с природой родного края средствами национальной культуры (литература, традиции, язык, обычаи) все это способствует сознанию важности окружающего мира. Малая родина каждому человеку дает гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Через общение с природой развивается и обогащается речь каждого ребенка, она делается более выразительной, разнообразной. У детей развивается и крепнет такое чувство, как наблюдательность, любознательность. Очень важно воспитывать у детей положительное воздействие с природой, руководствуясь гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

В комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой, уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.

В настоящее время особое место занимает проектирование в дошкольном образовании. Метод проекта в современной педагогике используется наряду с систематическим предметным обучением и является, как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Во все времена вопрос приобщения детей к истории, культуре своей родины, имел большое значение. Именно с любви к «малой Родине» начинается любовь ко всему миру.

Для каждого человека есть свой любимый край, город или поселок, где он родился, где прошло его детство. Многие впечатления ещё не созданы детьми, но пропущенные черед детское восприятие, которые играют в становлении личности огромную роль осознающей своё влияние на развитие «малой Родины». Поэтому взрослым необходимо помочь ребенку узнать как можно больше, где человек родился, где живут его близкие; познакомить их с историей малой Родины, её культурой, природой родного края, воспитывать у детей желание и потребность участвовать в делах на благо людей и природы своей Родины.

Проживая в поселке Воротынец, есть много уникальных мест, но мы мало знаем о них. Проведя опрос среди родителей воспитанников ДОУ, на тему «Как часто вы посещаете со своим ребёнком исторические, культурные места Воротынцаполучали в основном одни и те же ответы : «не посещаем», «редко», «некогда». Родители имеют недостаточно знаний о своём поселке или вообще не уделяют внимание данной проблеме, считая её не важной.

Актуальной по этому вопросу будет жизненная истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Хотелось бы, чтобы о своём поселке мы вспоминали не только во время празднования его юбилея.

Я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для всего общества в целом.

Цель проекта : приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, к родной природе. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта

1. Познакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

2. Развивать у детей бережное отношение к родному поселку: его достопримечательностям, культурным ценностям, природе Нижегородской области.

3. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного поселка.

4. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к поселку Воротынец.

5. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.

Гипотеза

В ходе реализации проекта дети должны приобрести знания об истории своего родного поселка, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной поселок, а также будут проявлять интерес к событиям жизни поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи данного проекта выполнены.

Участники проекта

Дети 6-7лет (подготовительная группа). Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Механизмы достижения цели

1. Составление творческих рассказов, сказок, стихов вместе с родителями о родном поселке.

2. Художественно - продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование, лепка).

3. Игра в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным поселком.

4. Участие в театрализованной деятельности.

5. Посещение краеведческого музея поселка.

6. Целевые прогулки к достопримечательностям поселка.

7. Создание на базе ДОУ мини-музея «Наш — поселок Воротынец».

8. Создание альбомов о родном поселке Воротынец, его достопримечательностях, улицах поселка, родной природы, культуры и людях Воротынца.

9. Спортивные, интеллектуальные конкурсы на базе ДОУ.

План реализации

1 этап подготовительный : анкетирование родителей по теме, мониторинг детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного поселка, подбор, изучение, анализ научно-методической литературы, подбор иллюстраций, фотографий, литературы по ознакомлению детей с историей родного поселка, анализ развивающей среды, разработка проекта и внедрение технологии по развитию нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

2 этап основной:реализация проекта в соответствии с перспективным планом:

1) ООД с детьми в соответствии с перспективным планом,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,

4) экскурсии по поселку,

5) пополнение развивающей среды,

6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

7)оформление стенда «Наш поселок теперь и прежде»,

8) изготовление макета «Наша улица»,

9) создание дидактической игры «Путешествие по родному поселку», «Волшебный сундучок»,

10) проведение викторины «Это мы воротынчани»родителями,

11)цикл бесед об особенностях климата, природы, животного мира Нижегородской области и Воротынского района,

12) экскурсия в краеведческий музей поселка Воротынец.

3 этап итоговый: включает в себя:

1) итоговый мониторинг детей,

2) повторное анкетирование родителей.

3)создание мини-музея в ДОУ «Поселок-детства моего»,

4) конкурс рисунков символики Воротынца «Герб Воротынца»,

5)создание альбома исторических и культурных мест Воротынца,

6) создание лепбука «Мой поселок Воротынец».

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком положены следующие принципы:

Принцип историзма

Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей, подобран материал о поселке Воротынец и Нижегородской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного поселка.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальные условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной детской библиотекой, краеведческим музеем поселка, ФОК ом «Волга» и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями поселка Воротынца.

Планируемые результаты

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по данной теме;

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;

- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности;

- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного поселка Воротынец,Нижегородской области;

- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ).

Воспитатели:

- Разработка конспектов ООД;

- Практический материал по всем видам детской деятельности;

- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников;

- Разработка анкет для родителей;

- Составление перспективного плана работы по данному проекту;

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта;

- Разработка досугов и т. п. ;

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта в СМИ.

Родители :

- Повышение интереса к работе ДОУ;

- Активное участие в конкурсах, выставках;

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предметно-развивающая среда:

- Краеведческий мини- музей в ДОУ «Поселок-детства моего»;

- Уголок по краеведению в группе.

Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем поселке, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего поселка Воротынец, своей малой родины. Дети должны знать и называть свой поселок, предприятия родного поселка и их значимость; символику поселка, достопримечательность, климатические условия, флору и фауну. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой поселок и желание сохранить его чистым и красивым. Повышение родительской компетентности в данном вопросе.

Перспективы развития проекта

С помощью этого проекта мы познаем многое найдем, а также другие и так же задумаются «Сумеем ли мы сохранить хоть малое?» или приумножим для будущиx поколений. Ведь родители, педагоги формируют у подрастающего поколения знания о том, чем славен родной край. А славен он историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Используемая литература

1. Программа: «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е, Васильевой М. А., Комаровой Т. С.

2. Г. Н. Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. – М. : АРКТИ, 2004;

3. О. В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества детей;

4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», Москва 2010.

5. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. : АРКТИ, 2005.

6. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005

8. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

9. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.

10. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

11. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Публикации по теме:

Конспект НОД с внедрением регионального компонента в старшей группе «Моя малая Родина — поселок Иноземцево» Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме «Моя малая Родина. Республика Башкортостан. Родной поселок» Образовательная область: Познавательное развитие Направление: Ознакомление с социальным миром. Вид деятельности: познавательная, игровая.

Мини-проект «Моя малая Родина» Проект на тему: «Моя малая Родина» Группа №3 «Солнышко» Исатова Э. Р Цель проекта: Сформировать у детей духовно - нравственное отношение.

Проект «Моя малая Родина» Вид проекта: исследовательско-творческий Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель.

Проект в старшей группе «Моя малая Родина» МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского района Чувашской республики Педагогический проект в старшей группе «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».

Проект «Моя малая Родина!» (подготовительная группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское» Проект:.

Проект «Моя малая Родина — Курагино»Проект «Моя малая Родина — Курагино» Реализован в подготовительной группе комбинированной направленности. Образовательная область: патриотическое воспитание дошкольников. Цель:.

Проект «Здравствуй, моя малая Родина!» Вид проекта: групповой, интегрированный Тип проекта: информационно – практический Продолжительность: кратковременный (23.01 – 27.01) Автор.

Семейный проект «Моя малая Родина» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Новосибирской области Сузунского района «Шайдуровский детский сад».

Творческий проект по теме «Моя малая Родина!» Творческий проект по теме «Моя малая Родина!» в МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» Руководитель проекта – Головко Н. В. -воспитатель Тип.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя малая Родина-поселок Воротынец»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 16:57
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моя малая Родина-поселок Воротынец»» (включая файлы) размещена пользователем Шагалова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД