Елена Хрычева
Проект в подготовительной группе «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»
Проект «Моя малая Родина»
Воспитатель: Хрычева Е. Ю.
Воскресенское 2018г
Детский - родительский проект «Моя малая Родина»
Публикация «Проект в подготовительной группе „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В. А. Сухомлинский)
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным поселком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного поселка. Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, сотворчества детей и их родителей, в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной любимый поселок, бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.
Вид проекта : творческий, познавательный.
Продолжительность: краткосрочный –2недели.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи: Расширить представление детей о малой Родине. Познакомить с достопримечательностями поселка, писателями и художниками, природой.
Развивать кругозор детей, прививать любовь к родному поселку.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за родной край, бережное отношение к нему.
Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками.
Предполагаемые результаты:
У детей начнут формироваться навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном поселке, традициях и истории возникновения.
Дети узнают:
Историю, символику, праздники, культуру и традиции русского народа
Историю и достопримечательности родного посёлка. Флора и фауна края
Народные промыслы нижегородской земли., Гимн и герб Нижнего Новгорода, история их возникновения. Узнают о людях прославивших наш район.
Ремесла и промыслы Воскресенского района
Формы и методы
В данной работе использовался метод проекта. В свою очередь проектный метод предполагает использовать информационно коммуникативные, игровые, изобразительные технологии.
• Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный детско - родительский поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает детям и родителям развиваться как творческой личности.
• Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
• метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника, и привлечь родителей для пополнения предметно-развивающей среды группы и знаний детей.
• Использование ИКТпозволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, в доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Технологическая карта проекта.
Тема проекта Что мы хотим узнать? Виды мини проектов в рамках темы Организация работы с родителями с целью реализации семейных проектов Организация работы в ДОУ Заключительное мероприятие
«Моя малая Родина» Историю и достопримечательности родного посёлка. Флора и фауна края.
Люди прославившие наш поселок.
Нижний Новгород -Областной центр нашего края, его достопримечательности. Народные промыслы нижегородской земли., Гимн и герб Нижнего Новгорода, история их возникновения. Творческий
Познавательный
Игровой Семейный мини проект «Воскресенское вчера и сегодня»-семья Махотиных Итоговое продукт- презентация. Виртуальная экскурсия
Семейный мини проект «Достопримечательности нашего поселка»- семья Приваловых, Смирновых. Итоговое продукт -макет центральной улицы поселка, макет озера Светлояр.
Семейные мини проекты «Это улица моя»- семьи Жигаловых, Забегиных, Малановых, Голицыных, Склеминых. Итоговое продукт- выставка рисунков с историей названия улиц.
Семейный мини проект «Флора и фауна нашего края» - семья Цыцыных. Итоговое продукт –презентация. Виртуальная экскурсия
Семейный мини-проект «Ремесла и промыслы Воскресенского района». Семья Куликовых Итоговое продукт –презентация. Виртуальная экскурсия
Семейный мини-проект «Люди прославившие наш район» Семья Ашаевых. Итоговое продукт- выставка книг, картин писателей и художников родного края.
Семейный мини-проект «Достопримечательности Нижнего Новгорода» семья Жигаловых. Итоговое продукт - фотоальбом «Нижний Новгород» Чтение В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок, М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина».
Экскурсия в краеведческий музей. Д/и «Чей хвост, чья голова»; - «С какого дерева листок»;
Рассказ воспитателя: «Памятник Минину и Пожарскому» «Нижегородская народная игрушка»
Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему
Изобразительная деятельность: «Русская матрёшка»;
- «Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек.
Лепка:
- «Моё любимое животное»
Презентация «Нижегородский Кремль». Совместный праздник детей и родителей «Моя малая Родина»
Этапы проекта :
I этап – подготовительный.
o Разработка стратегии реализации проекта.
Работа с детьми в ДОУ.
месяц Тематика познавательных вечеров «Сейчас узнаем» Вопросы детей
Сентябрь Тематический вечер «Моя малая Родина» • Как появился наш поселок?
• А какие достопримечательности есть в нашем поселке?
• Какие знаменитые люди жили в нашем районе?
• Чем отличается природа нашего края? Какие у нас растут деревья? Какие животные обитают в наших лесах?
• Какие ремесла есть у нас в районе?
Работа с родителями : Предложить родителям принять участие в проекте, познакомить с технологией проектной деятельности дошкольников, разработать проектные карты для семей участников с учетом интересов детей.
Значимость: Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения.
Проектная карта для родителей по реализации мини семейных проектов.
Тема: «Моя малая Родина»
Вопрос ребенка: Как появился наш поселок?
Постановка цели: Помочь ребенку найти ответ на вопрос через разные виды деятельности организованные в семье.
Этапы Формы работы с детьми в семье Действия по проекту в семье
1. Поисковый Беседа
Экскурсия
Чтение литературы
2. Практический Подборка иллюстраций
Разучивание стихов
Совместное составление презентации
Составление рассказа
Изготовление макета, поделки.
Рисование.
3. Презентация готового продукта Рисунок
Поделка
Альбом
Журнал
Интеллектуальная карта
Презентация (фото или зарисовка конечного продукта)
II этап - основной
o Образовательные ситуации с детьми в ДОУ:
- Чтение книги «История родного края».
- Рассматривание фотографий - достопримечательности поселка Воскресенское
- Беседа «Мой адрес».
- Игра – путешествие по катам «Воскресенский район» «Нижегородская область»
- Создание альбома «Дорога от дома до детского сада»
- Заучивание стихотворений о своей малой родине.
- Экскурсии по улицам родного поселка, в краеведческий музей.
Сотрудничество с родителями по реализации мини семейных проектов.
- Семейный мини проект «Воскресенское вчера и сегодня» -семья Махотиных.
- Семейный мини проект «Достопримечательности нашего поселка»- семья Приваловых, Смирновых.
- Семейные мини проекты «Это улица моя»- семьи Жигаловых, Забегиных, Малановых, Голицыных, Склеминых.
- Семейный мини проект «Флора и фауна нашего края» - семья Цыцыных.
- Семейный мини-проект «Ремесла и промыслы Воскресенского района». Семья Куликовых.
- Семейный мини-проект «Люди прославившие наш район» Семья Ашаевых.
- Семейный мини-проект «Достопримечательности Нижнего Новгорода» семья Жигаловых.
Ш этап – заключительный
o Проведение открытого обобщающего мероприятия «Моя малая родина»
Итоговое мероприятие праздник «Моя малая Родина»
Цель: Воспитание любви к родным местам, к малой родине.
Задачи :
Обогатить знания о достопримечательностях родного села.
Воспитывать гордость за свой поселок.
Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.
Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
Активизация творческого потенциала родителей.
Ход мероприятия:
«С чего начинается Родина?” (песня)
Воспитатель: Ребята. - Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш поселок. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).
- Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
- А сейчас послушайте стихи о Родине :
Воспитатель: Что мы родиной зовем?
1-й ребё нок:
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых Кристина
Рядом с мамой мы идем.
Воспитатель: Что мы Родиной зовем?
2-й ребё нок:
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном. Ульяна
Все, что в сердце бережем
То мы Родиной зовём.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира: Ваня
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - где он родился. Это маленькая родина.
А вы знаете, как называется наша малая Родина, место, где мы живём, где мы родились? А может кто из вас знает историю нашего района? Почему его так назвали:? А ведь много лет тому назад, всё было совсем по-другому.
Сейчас Варя М со своей мамой расскажут нам интересную историю о Воскресенском.
(Махотина О. Н с презентацией)
Воспитатель (показываю карту)
- Посмотрите – это карта Воскресенского
- Наш район большой, в нем много разных деревень, поселков, полей, лесов, рек, лугов.
- Какие деревни вы знаете, назовите?
- Как называется главная улица Воскресенского?
Воспитатель: Василина П. со своей мамой сделали макет улицы нашего поселка. Сейчас они расскажут и покажут какую улицу они сделали и чем она интересна
.
Воспитатель: в нашем поселке не одна улица, их великое множество. Каждый из вас живет на своей улице, которую очень любит. Давайте послушаем Вику Г. Ваню Ж. Женю М. Савелия З. они покажут и расскажут нам о своей улице и, почему они так названы. (Выставка рисунков «Это улица моя»)
Таня К: Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Все эти слова о красоте нашей родной природы. Много лет тому назад там, где раскинулся наш поселок, были непроходимые леса да болота. Прошло много лет, поселок рос и строился.
. Воскресенцы всегда заботились о красоте поселка, старались сохранять красоту окружающей природы. И сейчас наш край богат растениями, и животными, которые живут в наших лесах. Давайте послушаем Ваню Ц. он расскажет нам о природе родного края.
ВоспитательРебята, а вы ходили в лес за грибами, ягодами? Игра: На болото за клюквой игра-эстафета
.
Воспитатель: Да, вижу за грибами и ягодами вы ходили. А чем вы еще занимались летом? Кто из вас ездил купаться? Где вы чаще всего отдыхали и загорали? (Подвести к Озеру Светлояр) Кто из вас мне скажет что это за озеро такое Светлояр? Откуда оно появилось?. Озеро это не простое, послушайте историю про озеро Светлояр, которую нам расскажет Дима С.
Воспитатель Отгадайте-ка, ребятки,
О поселке нашем загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придется продолжать.
-Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (школа)
-Ящик там, на видном месте
Собирает вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы (почта)
Там добрый волшебник в халате сидит
Кому, как лечиться он всем говорит.
Кто болен, микстуру предложит принять
Тому, кто здоров- разрешит погулять (поликлинника)
Это что за дом такой?
Дети бегают гурьбой.
Утром всех он встретить рад
Знаю! Это ….(Дет. Сад)
Не увидишь здесь игрушек
И не купишь пластилин,
Но всегда найдется вата,
Витамины, аспирин (аптека)
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить.
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем.
Там проходим вдоль витрин
И заходим в (магазин).
Магазинов у нас в Воскресенске много, а есть ещё и рынок или как раньше говорили базар
. На базаре в давние времена проходили ярмарки. На ярмарке народ продавал товары, который сам производил. А какой товар производили в нашем районе, какими промыслами славится наш Воскресенский район нам расскажет Арсений Куликов. (презентация «Народные промыслы»)
Воспитатель Наше настоящее неразрывно связано с нашим прошлым, прошлым нашего народа и его творчеством. Наш Воскресенск славен не только народными промыслами, но и писателями и художниками, которые прославляли поселок своими картинами и книгами. Аня Ашаева с бабушкой подготовили для вас небольшую выставку, о которой сейчас расскажут.
Воспитатель Сколько всего интересного, ребята, мы с вами узнали сегодня о нашей малой Родине. Мне хочется предложить вам игру
Игра: “Передай сердечко и скажи словечко”.
Дети и взрослые говорят, за что они любят свой поселок и передают игрушку-сердечко.
- Я люблю свой поселок, потому что он красивый.
- Я люблю свой поселок, потому что он зелёный. - Я люблю свой поселок, потому что он уютный и т. д
.
А что бы вы хотели изменить в нашем поселке? Что бы вы хотели нового увидеть в нашем поселке?
Педагог : Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наш поселок оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года?
Ответы детей:
-Любить свой поселок, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.
Результаты проекта
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Проект имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Данный проект способствовал :
расширению кругозора детей;
развитию творческих способностей;
приобретению коммуникативных навыков;
развитию таких качеств личности как:
любознательность, инициативность, отзывчивость, эмоционально
положительное отношение к познанию.
становлению ценностных ориентаций по отношению к людям труда, к
продуктам, созданным руками людей;
приобретению необходимых социальных навыков, навыков исследовательской деятельности.