Куперина Ирина
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчет
Воспитателя «Ивангордского центра
ранней помощи детям —сиротам
и детям с ОВЗ»
Купериной Ирины Владимировны.
Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ»
Одна из основных задач воспитания ребенка с ОВЗ - воспитание готовности к труду. Трудолюбие, потребность трудиться - являются одной из главных свойств личности человека. Все эти качества необходимо прививать детям с ОВЗ.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На первых годах обучения особое внимание уделяется навыкам самообслуживания и культурно-гигиенически. Эти навыки формируются на занятиях и закрепляются во время всех режимных моментов. Механизм формирования навыков весьма сложен, их усвоение требует определенного уровня внимания, подражания, восприятия. Если обучение навыкам самообслуживания проводиться правильно, с учетом особенностей развития моторики, восприятия, внимания детей с ОВЗ, занятия способствуют также формированию у детей положительного отношения к труду, желанию трудиться, умению преодолевать посильные трудности, т. е. всех тех качеств, которые необходимы для дальнейшего трудового воспитания и обучения.
Занятия мы проводим с куклой. Поэтому первое из них было: «Знакомство с куклой Катей» . Затем были такие занятия как :
«Научим куклу Катю умываться»;
«Наша Катенька проснулась»;
«Научим куклу Катю причесываться»;
«Научим куклу Катю одеваться» и т. д.
Такие занятия мы проводим 1 раз в неделю и постоянно в повседневной жизни ребенка все эти навыки закрепляем.
Важно на 1 году обучения научить детей не только есть, одеваться, умываться, раздеваться, но и вселить в них уверенность в том, что они могут все это делать хорошо, заслуживают одобрения взрослого. Ведь не секрет ни для кого, что каждый из наших детей ждет от нас ласкового слова,нежного взгляда и прикосновения руки. Так, поощряя старательных детей, другие тоже хотят получить одобрение и с каждым днем стараются делать самостоятельно все сами. Особенно это заметно, когда дети приходят после прогулки. Некоторые дети складывают свои вещи всегда аккуратно и правильно, а к другим осуществляем индивидуальный подход, приводим в пример аккуратных ребят, помогаем.
Но для того чтобы труд по самообслуживанию понравился нашим «особенным» детям, учитываем индивидуальные его особенности. Так, например, некоторых детей никогда не надо торопить. Они все сделают правильно и аккуратно, но только чуть помедленнее. Зачастую эти особенности поведения объясняются их диагнозом. Нарекание приводит лишь к тому, что у ребенка появиться негативно отношение к труду и гигиене. Навыки и умения, сноровка и аккуратность придут к «особенным» детям постепенно. На первых порах необходимо прежде всего вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваясь поставленной цели и тогда ребенок в полнее овладеет навыками самообслуживания и гигиены.
Успешное овладение теми или иными навыками зависит от методики обучения и индивидуального подхода. Методика обучения детей с ОВЗ включает в себя по этапность и повторяемость действий Так, например, после проведенного занятия по обучению детей правильным приемам умывания, мы на протяжении всего времени проводим индивидуальные беседы с детьми.
«Что нужно сделать в начале, когда пришли в умывальную комнату?» (засучить рукава)
«Как подставлять руки под струю воды? (ковшечком)
«Как намылить руки? (с обеих сторон)
Прививая детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания мы учим детей совершать все действия в определенной последовательности.
Алгоритм обучения КГН
- Проделываем все сами.
Проговариваем с детьми каждое действие.
Дети совместно с нами проделывают каждое действие.
Выполняют самостоятельно или при помощи воспитателя.
Приучаем следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, индивидуальной расчёской, замечать перед зеркалом неполадки в своем внешнем виде.
Обучая детей КГН и навыкам самообслуживания используем художественное слово: стихи, песенки, потешки, загадки.
Привитые детям навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки сглаживают их интеллектуальную недостаточность, что очень важно для социальной адаптации детей.