Елена Конькова
Проект «Мой край родной — Бирюсинская долина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой край родной - Бирюсинская долина»
Актуальность темы:
Давайте детям больше и больше созерцания общего поколения человеческого, мирового, но преимущественно, старайтесь знакомить их с этим и через родные и национальные явления.
В. Г. Белинский
Публикация «Проект „Мой край родной — Бирюсинская долина“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения. Анализ развития педагогической теории и практики показал, что на всех этапах становления многонационального общества вопросы приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений у подрастающего поколения занимал значительное место в трудах видных отечественных педагогов. Выдающие умы прошлого - К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и другие – неизменно указывали на необходимость развития национальной школы, обучения детей на родном языке, воспитания высоконравственной личности. Исследования Г. Н. Волкова, И. С. Кона, Г. Д. Гачева, А. Э. Измайлова, Д. Н. Латышиной и других показали, что в глубинах народной мудрости заложены идеи мирного сосуществования разных народов, их сотрудничества и взаимодействия.
К особенностям современной социокультурной среды России относится её полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования - формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности. В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к чёрствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребё нка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Всё чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста. Знакомство с родным краем, достопримечательностями, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножать богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребёнка к миру. Необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально – насыщенного образа родного края.
Цель проекта :
Изучение истории освоение Бирюсинской долины. Тайшет – город рождённый транссибом. Знакомство с символикой. Природным и рукотворным миром. Формирование национального самосознания дошкольников, отражающего поликультурные традиции. Знакомство детей с культурой народов, населяющих родной край. Содействие укреплению дружбы между народами, воспитанию патриотизма и сохранению народной культуры.
Задачи проекта :
Приобщать подрастающее поколение к истокам культуры, воспитывать интерес к истории и культуре своего народа. Познакомить детей с образом жизни, бытом коренных жителей Бирюсинской долины : до прихода русских людей были племена сибирских аборигенов. В северной части тайшетско – чунских земель – древние тунгусы. В южной горно – таёжном – тофалары. На востоке – обитание бурят. На западе – сибирских татар. Среди этих народов жили – котты, арины, асаны. Формировать знания о культуре и традициях коренного населения, их образе жизни. Уточнить и углубить представления детей о городе Тайшет и Тайшетском районе. Познакомить с образом жизни людей (прошлое, с особенностями строительства Транссиб, в связи с чем появился первый дом нашего города. Флаг, герб города. Что означает слово Тайшет: тёплая вода. Воспитывать любовь к родному краю вызвать чувство гордости за него и желание узнать новое об его истории, традициях, особенностях, достопримечательностях. Дать представление о реке Бирюса, на берегах которой расположен город Тайшет, о её первоначальном названии. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Способствовать усвоению нравственных норм поведения на основе изучения жизни и быта сибирских народов в настоящее время, знакомить и приобщать дошкольников к традициям народной культуры (бурятов, татар, тофов, русские) : гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям родного края, систематизировать и закрепить знания детей об особенностях природных условий региона, к тому, что окружает ребёнка, сохранять и приумножать богатство родной земли. Учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач в процессе разработки проекта. Умение пользоваться техникой конструирования объёмных форм, усложняя их декоративными деталями. Развивать художественный вкус при оформлении макетов.
Участники: Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, музыкальный руководитель, работники библиотеки, сотрудники краеведческого музея.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Вид проекта : групповой
Формы и методы работы с педагогами:
1. Создание развивающей среды в детском саду – важное условие освоения проекта : «Мой край – бирюсинская долина». Консультация. 2. Встречи воспитателя с работниками библиотеки, краеведческого музея. 3. Круглый стол: выявить интерес к проблеме методов активного обучения, обмен опыта. 4. Разработать цикл мероприятий (занятия, нод) по теме проекта. 5. Подобрать тематику бесед. 6. Подготовить картотеку народных игр, игровых упражнений, устное народное творчество, инструменты, национальная кухня. 7. Подготовка творческих, тематических выставок: игрушки, предметы быта, куклы в национальных костюмах, традиции – праздники, народные ремёсла, народная игрушка. 8. Создание в групповой комнате: мини – музей :краеведения
Формы и методы работы с детьми:
1. Экскурсия детей в краеведческий музей. 2. Посещение библиотеки. 3. Приемственность детского сада и библиотеки: «Виртуальное путешествие в прошлое» 4. Проведение совместных праздников, развлечений. 5. Выставка детских рисунков: «Город будущего», художественного творчества. 6. Игровая деятельность: «Наряди куклу в национальный костюм», «Заплатки», «Собери картинку», «Найди отличие», «Где чей дом», «Мы построим новый дом», «Узнай по описанию», «Народные узоры», «Что кому», «Лото», «Животный и растительный мир», «Четвёртый лишний», подвижные народные игры, сюжетно – ролевые : «Геологи», «Первопроходцы», «Путешествия по суши и воде» и т. д. по мотивам национальных традиций, театрализованные игры по сюжетам литературных произведений, фольклора. 7. Создание макетов: «Родной край», «Жилища бурятов, татар, тофов», «Мой город» 8. Просмотр фотографий, слайдов, презентаций: «Следы древних поселений», «Первые тайшетские купцы», «Архитектура переселенцев», «Строительство – Транссиб», «Трагедия гражданской войны», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Строительство БАМ», «Видео путешествия» - вертуальный путь к соседям: бурятия, татары, тофы. «Ребёнок в многонациональном мегаполисе» - носители другой культуры. 9. Составление коллажей: луг, лес, водоёмы – развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством изобразительной деятельности и ручного труда. 10. НОД, занятия: «Прошлое, настоящее, будущее жилища», «Животный мир - родного края», «Царство растений», «Народы нашего края» - прошлое, настоящее. «Геральдика - Знакомство с флагом, гербом города Тайшет», «Река – Бирюса», «Кто ты, Кто твой товарищ?», «Мой дом. Мой город» - малая родина моя. 11. Художественная литература: Э. Ф. Нестерова «Были отчего края», «Я вижу этот мир», «Земля тайшетская». Л. Г. Макогон «Помним всех поимённо», А. Кривой «БАМ от А до Я», Е. С. Селезнёв «Рождённое транссибом» «На бирюсинских просторах». 12. Музыка: «Народные ритмы», «Карнавал», «Посиделки», фольклорные развлечения, народные праздники, народные игры.
Формы и методы работы с родителями:
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы. 2. Оформление папки – передвижки «Люби и знай свой край родной». 3. Дни открытых дверей. 4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами быта народов бурятии, татар, тофов, русских. 5. Совместные макеты: «Родной край», «Жилища бурятов, татар, тофов», «Мой город». 6. Составление рассказов с детьми о любимых местах родного края. 7. Коллекция «Животный и растительный мир». 8. «Встречаем гостей» - встреча с интересными людьми, с людьми другой национальности.
используя технику бумагопластики.
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний детей и родителей о родном крае его обычиях, истории, культуре, должны знать и называть флаг, герб города, достопримечательности, растения и животных, реки, коренное население нашего края (буряты, тофы, татары, русские) и их жилища, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к деятельности. Владеть техникой конструирования объёмных форм, используя технику бумагопластики. Расширение связей ДОУ с социумом. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. Отмечен рост знаний детей о национальностях, культуре, играх, праздников. Увеличение предметно – развивающей среды. Включение в неё предметов всех культур. Положительно – эмоциональная тенденция в работе педагога с детьми в условиях поликультурного ДОУ, в духе толерантности и терпимости.
Содержание проекта :
1. Организационно - подготовительный:
Подборка программно – методического обеспечения, художественной литературы для реализации проекта. Изучение опыта педагогов по теме проекта. пополнение предметно – развивающей среды. Составление плана работы над проектом. Подбор наглядного, дидактического материала. Подбор предметов народного творчества местных умельцев. Подбор диагностического инструментария для выполнения знаний детей.
2. Технический:
Разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения. Анализ педагогом резерва своих возможностей. Разработка методов предметно - развивающей среды. Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы: оборудование этнического уголка, изготовление наглядных пособий, изготовление макетов, альбомов, картотеки.
3. Основной:
Определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога. Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми. Обобщение и распространение опыта.
4. Оценочный:
Презентация проекта. Представление уголков краеведения. Фото отчёт работы по проекту. Определение задач для новых проектов.