Папки-передвижки

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Проект «Ямал — мой край родной!»

Гульсара Бикшанова
Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Проект «Ямал — мой край родной!»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

В последние десятилетия человечество столкнулось с комплексом разнообразных проблем, среди которых особую значимость приобрел глобальный экологический кризис. РФ является одним из наиболее загрязненных государств в мире и в последнее время ситуация (несмотря на некоторые принимаемые правительством меры) ситуация только ухудшается. Поэтому 5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Публикация «Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Проект „Ямал — мой край родной!“» размещена в разделах

В качестве продуктивного подхода к решению экологических проблем современного российского общества рассматривается формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, направленного на сохранение природной среды. Одним из путей осуществления стратегии устойчивого развития является экологическое образование.

В целях повышения эффективности процесса экологического образования дошкольников на современном этапе становится очевидной необходимость создания этнически ориентированных воспитательных систем, близких людям по мировосприятию, что влечет за собой возрождение и переосмысление этнопедагогического наследия и традиций.

Характеристика проекта

По содержанию: этнокультурный, практико-ориентированный.

По доминирующей деятельности: смешанный (присутствуют элементы информационного, познавательно-исследовательского, творческо-игрового проектов).

По количеству участников: коллективный (участвуют дети старшего дошкольного возраста, родители, представители национальных обществ, сотрудники краеведческого музея).

По продолжительности: долгосрочный (с 1 сентября 2016 по май 2019 года).

Объект исследования: этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Цель: создание системы этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста на основе этнопедагогического подхода к экологическому образованию дошкольников.

Задачи:

• формирование этно-экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе;

• формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;

• воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни;

• создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;

• содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа и коренных народов Севера;

• овладение основами этно-экологической педагогики и психологии, приобщение детей к культуре предков;

• развитие умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского художественного творчества.

Принципы реализации проекта:

культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры народов Севера;

принципы развивающего обучения, направленные на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств;

принцип научности - предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения;

принцип доступности материала для ребенка определенного возраста -

предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску, объяснение научных терминов в доступной и привлекательной форме;

принцип гуманистичности связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни, формирование у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитание уважительного отношения ко всем формам жизни на планете;

принцип прогностичности - означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений -умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов);

принцип деятельностности - экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок-окружающая среда»;

принцип интеграции - экологизация всей деятельности педагогического коллектива и экологизация различных видов деятельности ребенка;

принцип целостности - целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Программа «Наш дом — природа» предполагает вначале введение ребенка в целостный мир природы и только затем-рассмотрение ее отдельных компонентов (воды, воздуха, почвы и т. п.);

принцип конструктивизма - его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения;

принцип регионализма - формирование экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, лесом, озером. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности;

принцип системности - каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего;

принцип преемственности - предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.

Формы реализации проекта:

• Разные формы НОД: НОД-путешествие, НОД-экскурсия, НОД-викторина, НОД- КВН, интегрированная НОД.

• Защита творческих проектов.

• Защита Лэпбуков (лэпбук - тематическая или интерактивная папка по определенной теме).

• Экологические театрализованные представления.

• Экологические праздники, утренники.

• Национальные игры.

• Наблюдения и экологические экскурсии.

• Познавательное чтение.

• «Уроки доброты».

• Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).

• Природоохранные акции.

• Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

• Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями и животными, проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов и т. д.); посадка кустарников, создание цветочных аллей, выращивание цветов, сбор лекарственных трав, уборка территорий.

• Проведение экологических дней.

• Совместные мероприятия с родителями, посвящённые Вороньему дню, дню урожая, дню птиц, экологическому дню и т. д.

Этапы и алгоритм реализации проекта

I этап - Проектировочный /Сентябрь 2016г. - август 2017г. /

Задачи Этапа:

• Проблемный анализ деятельности детского сада, анализ литературы по проблеме, существующих подходов к ее решению.

• Создание в детском саду программно – методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.

• Разработка программы инновационной деятельности.

• Повышение компетентности и уровня знаний педагогов по этноэкологическому образованию дошкольников.

• Формирование творческой группы для подготовки и разработки методических рекомендаций.

• Подбор и систематизация материалов.

• Организация ресурсного обеспечения проекта.

• Проведение мероприятий, направленных на активное привлечение родителей к реализации поставленных задач.

• Разработка тематического планирования проведения проектной деятельности.

Ожидаемые результаты I этапа:

• Готовность педагогического коллектива и родителей к переходу в инновационный режим работы.

• Создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

Формы предоставления результатов инновационной деятельности на I этапе:

• Программа проектной деятельности;

• Комплексно – тематическое планирование с учетом национально – регионального компонента в содержании основной образовательной программы ДОУ.

II этап - Практический /Сентябрь 2017г. - август 2018г. /

Задачи этапа:

• Реализация мероприятий инновационного проекта.

• Взаимодействие с социальными институтами города.

• Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, приемов и методов, лежащих в основе реализации инновационного проекта.

• Разработка содержания методических рекомендаций.

• Формирование позитивного общественного мнения и привлечение педагогической и родительской общественности к деятельности по проекту.

• Диссеминация результатов работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в научно-практических конференциях, МО, семинарах разного уровня, трансляция опыта работы в СМИ.

• Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.

Ожидаемые результаты II этапа:

• Сборник методических рекомендаций.

• Усовершенствование РПП среды.

• Положительные тенденции в формировании основ этноэкологической компетентности у детей дошкольного возраста за счет включения ценностей и традиций культуры народов Севера в процесс экологического образования дошкольников.

• Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения инновационных технологий, приемов и методов.

Формы предоставления результатов инновационной деятельности на II этапе:

• Комплексно - тематическое планирование, конспекты мероприятий с детьми, сценарии праздников и досугов, обновление РПП среды;

• Сценарии методических мероприятий с педагогами.

• Дидактический комплекс (конспекты непосредственно образовательной деятельности, праздников, развлечений, образовательные проекты, рекомендации, консультации, дидактические игры, пособия и др.)

III Этап - Обобщающий /Сентябрь 2018г. - январь 2019г. /

Задачи этапа:

• Определение эффективности проделанной работы, осуществление анализа полученных результатов, их соотнесение с целью инновационной деятельности.

• Проведение мониторинга качества результатов инновационной деятельности, качества педагогического процесса, качества условий деятельности ДОУ, удовлетворенности родителей.

• Формирование банка инноваций - методические рекомендации, обобщение материалов работы.

• Участие дошкольников и педагогов в конкурсном движении.

• Представление опыта работы на семинарах, конференциях, педагогических форумах, муниципальных методических объединениях/

• Публикации в печатных и электронных СМИ? на страницах сайта ДОУ

Ожидаемые результаты III этапа:

• Социально-адаптивная, этнокультурно компетентная, толерантная личность ребенка - дошкольника.

• Окончательный вариант сборника методических рекомендаций.

• Оформление аналитических результатов проекта.

Формы предоставления результатов инновационной деятельности на III этапе:

• Отчет о проведении системы мероприятий.

• Отчет о результатах мониторинга.

• Модель этноэкологического образования дошкольников.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы;

• Расширение представлений детей об истории Пуровского района, об образовании г. Тарко - Сале; о символике региона, района, города; о городах Пуровского района и ЯНАО, их исторических, экономических и культурных особенностях;

• Расширение представлений детей о природных богатствах Пуровского района, их роли в социальном и экономическом развитии города, района, региона, страны;

• Проявление детьми интереса к традициям, быту, национальной культуре коренных народов Севера, уважает их традиции.

• Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

• Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

• Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

• Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

• Педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования основ этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста через включение ценностей и традиций культуры народов Севера в процесс экологического образования дошкольников.

Публикации по теме:

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста «Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста». Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем,.

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами,.

Конспект НОД по познавательному развитию для старшего возраста «Край родной Кубанский — Родина моя!» Задачи: • Формирование первичных представлений о Кубани, как о малой родине, о культурных ценностях нашего народа. • Расширение представлений.

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Формирование у дошкольников духовных ценностей: интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю. Задачи: - воспитывать.

Опросник для детей старшего дошкольного возраста «Мой край Донской» В нашем детском саду я веду кружок по дополнительному образованию детей в направлении ознакомления их с казачеством "Горенка". Разработанный.

«Познаём родной город со своей семьёй». Проект для детей старшего дошкольного возраста Познаём родной город со своей семьёй (проект для детей старшего дошкольного возраста) Содержание проекта Изучение каждой семьёй определённой.

Проект для старшего дошкольного возраста «Родной край осенью» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию проект "Родной край осенью", реализованный нами в старшей группе компенсирующей направленности.

Рабочая программа «Край родной» для детей старшего дошкольного возраста П Р О Г Р А М М А По предмету «Родной край» Для детей 5 лет СОСТАВИТЕЛЬ: Педагог дополнительного образования Л. Г. Чепенко.

Экологическая викторина «Мой край» для детей старшего дошкольного возраста Цель: - обобщить знания детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию детей. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Проект «Ямал — мой край родной!»
Опубликовано: 9 января 2017 в 12:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Проект «Ямал — мой край родной!»» (включая файлы) размещена пользователем Гульсара Бикшанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД