Ольга Прокопьева
Проект «Мой город Шимановск»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Проект «Мой город»
Пусть кто-то любит города большие,
Кого-то тянет в тёплые края,
Мой Шимановск – один во всей России,
Любимый город, родина моя.
https://biblio-shim.amur.muzkult.ru/news_article/1787127/
Вид проекта : информационно - творческий, продолжительный (с сентября по май)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое, физическое, речевое развитие
Публикация «Проект „Мой город Шимановск“» размещена в разделах
Цель проекта : воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, расширить знания детей подготовительной к школе группы об истории и достопримечательностях г. Шимановска, формировать чувства любви к родному городу, гордости и ответственности за его настоящее и будущее.
Задачи:
• Познакомить воспитанников с историей возникновения родного города, его достопримечательностях;
• Формировать интерес к людям разных профессий, людям – героям нашего города;
• Расширить представление о флоре и фауне, об экологии города;
• Познакомить с культурным наследием (с произведениями поэтов, художников, музыкантов, фольклором, обрядами);
• Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
• Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Аннотация проекта
Проблема:
Воспитанники мало знают свой родной город. Проведенное мною анкетирование выявило проблему: родители не уделяют достаточно внимания данной проблеме. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. «Знать – значит любить» говорит русская пословица.
Актуальность: Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, улице, детскому саду, городу, в котором живет он и его семья. Именно яркие картины, увиденные в детстве и запечатлённые в сознании ребенка, создают эмоциональные, теплые переживания чувства Родины. Человек, знающий историю и культуру своего города, никогда не совершит никакого акта вандализма, или иного противоправного действия. Ребенок, воспитанный на примерах героического прошлого, добросовестного и профессионального труда своих земляков будет уважительно и бережно относиться к людям и природе, его окружающих.
Практическое применение
• В процессе реализации проекта на занятиях, экскурсиях воспитанники получают и накапливают знания о местоположение города, его экономическом и социальном значении; истории возникновения; национальности людей, населяющих город; знакомятся с культурным наследием жителей города, произведениями местных поэтов, художников, музыкантов.
• Умеют бережно относиться к природе: не разорять муравейников, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. д.
• Учатся оказывать посильную помощь старшим, уступать место в общественном транспорте людям пожилого возраста.
• Проявляют интерес к генеалогическому древу семьи, истории названий улиц, возникновению памятников, труду своих родственников.
Предполагаемый продукт проекта
• Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
• освоение доступных знаний об истории родного города;
• приобретение воспитанниками навыков социального общения со взрослыми;
• проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи;
• выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки);
• совместные работы родителей и детей.
Формы работы:
• беседы:
«Город на реке Пёра», «Улицы г. Шимановска», «Шимановск – город труженик», «Тот герой, кто за Отечество горой», «Приамурье моё» (по творчеству Р. Комарова) «Шимановцы на фронте» «Кто как летает» (о птицах) - речевое творчество детей;
• Экскурсии:
Экскурсия – путешествие «Здравствуй, музей!» Рассказ «Семья Шимановских»,
Экскурсия к памятнику В. И. Шимановского. Рассказ о ж/д вокзале, его назначении,
Экскурсия по главной улице города Рисование «Наш город»,
Экскурсия на территорию ПЧ -9, ОАОШМЗ «Кранспецбурмаш»,
Экскурсия в библиотеку; к памятнику защитникам Отечества; к памятнику «Скорбящей матери»; в художественную школу - знакомство с творчеством местных художников; Экскурсия по экологической тропе - рассказ о деревьях, лекарственных травах, цветах.
• Акции: «Чистый город»; «Подари улыбку ветерану», «Накорми птиц зимой»
• Викторины:
«Что мы знаем о родном городе»,
«В гостях у дедушки Краеведушки»;
• Игры: «Мы за чаем не скучаем» (фольклор, игра – путешествие «Наш город»,
• Развлечения: «Рождественские колядки», Весенний поход «Масленица на лесной полянке», «Ай да, березка»;
• Фотовыставка «Мы из Шимановска» (фотографии детей на фоне красивых, памятных мест города);
• Стенд «Аллея славы»;
• Фото стенд «Почётные жители г. Шимановска»;
• Оформление папки с иллюстрациями и фотографиями «Героические подвиги наших земляков»;
• НОД: «Мы по городу идем», «Город, в котором я живу», «Мой город в моей стране», «Моя улица, мой дом», «Моя семья»;
• Литературно – музыкальная гостиная «Встреча с музыкантами и поэтами нашего города»;
• Совместное итоговое занятие детей и родителей «Мой любимый город»;
• Рекомендации для родителей и педагогов по ознакомлению с городом;
• Рекомендации для родителей «Куда сходить с ребенком в выходной.
Этапы работы над проектом
Этап 1 Выбор темы. Обозначение проблемы.
• Изучение познавательной литературы по краеведению.
• Беседа «День рождение нашего города» (уточнение представлений у детей о родном городе).
• Анкетирование родителей «Что вы знаете о родном Шимановске?»
Этап 2 Подготовительный:
Подготовительный
Задачи Формы организации работы Работа с воспитанниками Работа с родителями
Определить актуальные знания воспитанников о родном городе, его
достопримечательностях Сбор литературы по теме размещение репродукций картин, плакатов о ВОВ, фотографий города Шимановска, природы Амурской области. В книжном уголке поместить книги и иллюстрации о городе Проведение родительского
собрания по теме проекта
Консультации:
История возникновения нашего города
Прошлое и настоящее нашего города
Аллея славы
Творческий Шимановск
Как знакомить детей с городом
Постановка цели
Поиск форм реализации проекта
Приобретение наглядного материала
Разработка содержания
Изготовление дидактического материала
Вызвать интерес к решению поставленной задачи Подготовка материала для работы с воспитателями
Подготовка материала для работы с родителями
Составление перспективного плана мероприятий
Составление плана работы с воспитанниками
Организация развивающей среды в группе (размещение репродукций картин, плакатов о ВОВ, фотографий города Шимановска, природы Амурской области)
Этап 3: Основной
Формы работы
Интеграция образовательных областей
Формы организации работы
с воспитанниками с родителями
Беседы
Познавательное развитие
Социально – коммуникативное
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие Знакомство с флагом, гербом города.
«Природа родного края»,
«Мой адрес»,
«Улица, на которой находится наш детский сад».
«Чем славен наш город».
«Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).
«О названиях улиц родного города».
«Профессии жителей города».
«Что мне нравится в Шимановске Оформление стенда «Шимановск вчера и сегодня».
Изготовление макета города.
Создание газеты: «Я люблю свой город».
Игра – викторина «Знатоки родного города»
НОД
Речевое развитие
Художественно – эстетическое
Развитие
Познавательное развитие «История возникновения родного города»
«Улицы нашего города»
Составление рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна»
«Семейные реликвии» Сбор наглядного материала (значки, открытки, фотографии, документы из семейных архивов и т. д.)
Экскурсии
Социально – коммуникативное
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие «Путешествие по городу»
«Идём в детский сад»
Выставка совместных работ родителей и детей: «Гордимся тобой, наш город родной!»
Дидактические игры
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие «Собери герб Шимановска».
«Экскурсоводы».
«Собери из разрезанных картинок виды нашего города».
«Угадай, где я нахожусь». Викторина «Их имена в памяти улиц»
Игровая деятельность
Физическое развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие Физкультминутка: «Мы по улице идём».
Подвижное упражнение «Люблю по улицам гулять».
Подвижная игра «Машины на нашей улице». Привлечение родителей к организации выходного дня «Прогулка по родному городу».
Самостоятельная деятельность
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где уже бывали дети).
Рассматривание книг и фотографий. Предложить найти информацию о количестве улиц города и как появились названия улиц.
Этап 4 Заключительный
• Оформление папки передвижки «Мой город»
• Развлечение «Приглашаем в гости к нам»
• Подведение итогов проекта.
3. Выставка рисунков «Мой любимый город».
4. Фотовыставка на тему: «Любимые места в г. Шимановске»
Результативность проекта :
• У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу,
• Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах,
• Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города,
• Обогащен опыт воспитанников в сфере социального воспитания,
• Увеличился и обогатился словарный запас воспитанников.
Необходимое оборудование и ресурсы:
Дидактические игры: «Что напутал художник», «Продолжи рассказ», «Мы знаем наш город»,«Где находится памятник», «Найди отличия», «Что здесь лишнее?»;
ноутбук, мультимедийный экран, краски, кисти, альбомы для рисования, музыкальный центр;
Хрестоматия по географии Амурской области. Составители: Г. Е. Еремеева, Г. В. Коротаев и др.
Изорепортаж «БАМ» (художник Ю. Титова); Буклет «Шимановск 95 лет»
Описание проекта
Содержание:
Паспорт проекта …. 1 – 2 стр
Этапы работы над проектом …. 3 -5 стр
Введение … 6 стр
Основная часть … 7 - стр
Список используемых источников…. 8 - стр
Приложения …. 8 - 9 стр
Введение:
Актуальность.
Воспитание любви к Родине, родному краю – одна из основных задач воспитания дошкольников.
С чего начинается Родина? – с картинки из книжки, с музыки окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Представления ребенка о Родине с каждым годом его жизни расширяются, обогащаются, совершенствуются. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, которые формируют в каждом человеке интерес и привязанность к нему, его патриотические чувства. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Все, что усвоено в период дошкольного детства: знания, навыки, привычки способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особо прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Предлагаемый проект поможет сформировать у воспитанников первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, городу, уважение традиций. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
Проблема:
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций;
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю;
Недостаточно сформирована система работы по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
Цель проекта
Укрепление детско-родительских отношений, взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, повышение уровня познавательной активности воспитанников, развитие необходимых навыков и умений для дальнейшей успешной самореализации и социализации детей.
Задачи проекта
Расширить представление о городе, в котором живут воспитанники,
Определение значимых мест города,
Расширение словарного запаса,
Развитие мелкой моторики,
Привлечение родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ.
Проектный продукт : Семейный маршрут по памятным местам города
Ориентирован на воспитанников и их семьи.
Предварительная работа:
• Анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста «Исторические места района»;
• Групповая экскурсия к памятным местам;
• Создание маршрута «Семейный поход»
Детям вместе с родителями в течение выходного дня предложили освоить разработанный экскурсионный маршрут, который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. После выходных воспитанники охотно делятся своими впечатлениями, обмениваются мнениями.
Тематика экскурсий, предлагаемая для родителей:
городской парк;
площадь Победы;
памятники героям исторических событий;
Дом культуры и спорта;
музей;
школа, где будем учиться;
все работы хороши (знакомство с различными профессиями).
Итог проделанных семейных экскурсий:
создание «Семейного альбома славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест;
презентация «Семейного альбома славы» на празднике, посвященном 9 мая.
Результат: помощь семье в организации полезного отдыха вместе с детьми.
Основная часть:
Оценка результата проекта :
Повысился уровень познавательной активности воспитанников;
У детей и родителей появился ярко выраженный интерес к своему городу;
Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах.
Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города;
Воспитанники имеют необходимые навыки поведения в общественных местах;
Родители больше общаются с детьми, активно взаимодействуют с педагогами;
Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
Итог работы:
Работа по данному проекту показала, что воспитание отношения к родному краю, городу важно для формирования морального облика детей дошкольного возраста, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, так же способствует формированию таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Поэтому необходимо постоянно проводить целенаправленную работу по историческому воспитанию дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников сопровождается музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. А от педагогов зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Список используемых источников:
https://shim-school4.ucoz.ru/index/muzej/0-62 Сайт МОАУ СОШ № 4 Музей
https://shim-school4.ucoz.ru/index/pomnim_i_chtim/0-79 Сайт МОАУ СОШ № 4
https://school-2-shiman.narod.ru/Stranica_slavy.html Сайт МОАУ СОШ № 2 страница славы
https://www.shimanovskadm.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=39&Itemid=154 Сайт администрации г. Шимановска. Почетные жители города
https://геоамур. рф/sources/d_28_20/district20-x%3D04.php Амурские сезоны. Г. Шимановск
https://ped-kopilka.ru/blogs/shatohina-rita/dokumentalnoe-oformlenie-proekta.html Сайт «Педагогическая копилка»
Список литературы:
Н. К. Шульман «География Амурской области»
Охрана природы Амурской области под руководством Н. К. Шульмана. Г. И. Сухомиров «Что может дать наша тайга»
Е. П. Сычевский «Амурская область прежде и теперь»
«Между Зеей и Амуром» (г. Шимановск и Шимановский район) редактор Н. Г. Львова «Амур – река подвигов» Составитель Н. К. Кирюхин, редактор Б. М. Шерешевский «Родной край» Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградов, С. А. Козлова
Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы». Под ред., , М. :АРКТИ, 2003 – C.173
Приложения
Анкета для воспитанников
1. Как называется наша страна? ___
2. Как называется город, в котором ты живешь? ___
3. Кто основал наш город? ___
4. Сколько городу лет? ___
5. Какие главные улицы и площади ты знаешь? ___
6. Как называется улица, которой ты живешь? Почему она так называется? ___
7. Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь? ___
8. Каких людей, прославивших наш город, ты знаешь? ___
9. Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал? ___
10. Как выглядит герб нашего города? ___
11. В каких цветах флаг России? ___
12. Какая река протекает в нашем городе? ___
13. Какой музей есть в нашем городе? ___
14. Что интересного ты знаешь о городе? ___
15. Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе? ___
Анкета для родителей «Наш город»
1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу? ___
2. Как проявляется этот интерес? ___
3. Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т. д.? ___
4. Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем? ___
5. Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу? ___
6. Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу. ___