Марина Веселкова
Проект «Мое дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
«МОЁ ДЕРЕВО»
Познавательно-творческий проект
Реализован педагогами
Веселковой Мариной Викторовной, Данилиной Светланой Владимировной и Милицкой Татьяной Николаевной
Продолжительность проекта: сентябрь-ноябрь
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Мое дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
В детском саду мы постоянно работаем в направлении воспитания любви к природе, стараемся рассмотреть ее со всех возможных сторон. Дети старшего дошкольного возраста уже знакомы с понятиями «деревья, кустарники, травы», но для многих эти понятия сходны, сложно классифицировать данные объекты по отличительным чертам. Не все понимают, на сколько велика роль растений для всего живого на Земле, как разнообразен и прекрасен их мир, которому свойственна своя особая мудрость. Кроме того, растения - это живые организмы, которые сложно устроены, переживают собственные циклы своего развития. Наблюдения за деревьями и осознание их великой роли дарят яркие эстетические впечатления и вдохновение к творчеству.
Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «МОЁ ДЕРЕВО». Дети закрепят названия растений, разберутся в их особенностях; познакомятся с этапами развития дерева, отметят немалое сходство с жизнью человека, задумаются над понятиями «лёгкие планеты», «древо жизни», «родовое дерево»; испытают сложность и радость труда садовода; получат эстетические впечатления и проявят свои творческие возможности.
Работа над проектом направлена:
- на систематизацию и расширение знаний детей о деревьях и их выращивании;
- формирование представлений детей о великой пользе их в природе, о значении для жизни и здоровья человека;
- на развитие творческих способностей каждого ребенка;
- проект объединит воспитателей, родителей и детей в совместной творческой работе, позволит повысить самооценку каждого участника, получить радость от сотрудничества.
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры, формирования целостной картины мира и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи обучающие:
- учить детей различать, называть и классифицировать растения, в частности деревья;
- учить описывать внешний вид разных деревьев, их особенности, делать простые выводы о значении их для животных и людей;
- формировать интерес к произведениям фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песенки);
- освоить элементарные трудовые навыки, сформировать знания о правильном обращении с садово-огородным и кухонным инвентарем.
Задачи развивающие:
- развивать устойчивый интерес к окружающему миру;
- развивать сенсорные навыки детей;
- в целях безопасности детей, выработать некоторые практические навыки по самообслуживанию;
- развивать творческие способности в процессе решения проблемных ситуаций, в процессе поисковой деятельности.
- развивать речь, обогащать словарный запас;
- развивать эмоциональную восприимчивость, коммуникативные способности.
Задачи воспитательные:
- формировать умение проявлять творческую инициативу;
- формировать бережное отношение к природе, уважение к труду человека.
- формировать умение получать удовольствие от общей творческой деятельности педагогов, родителей и детей.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1. Дети научатся называть, классифицировать растения, в частности, деревья, получат представления об их выращивании;
2. Дети узнают об огромной роли деревьев в природе и жизни человека;
3. Дети получат практические навыки в посадке деревьев и уходе за ними, а, также, использовании их плодов;
4. Активизируется речевая активность, обогатится словарь по темам: «Виды растений», «Хвойные, лиственные, фруктовые деревья», «Труд людей на земле», «Содружество растений и животных». «Что нам дерево подарит».
5. Родители получат модель творческого взаимодействия с детьми и их педагогами, грамотно и творчески отнесутся к вопросам воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Подготовительный этап
Воспитатели:
1. Формулировка цели и разработка задач проекта;
2. Составление плана основного этапа проекта;
3. Подбор литературы по выбранным темам, дидактических игр, иллюстративного материала.
4. Подбор аудиозаписей: звуки природы, детские песни о деревьях, лесе, его обитателях. Видео и слайды по теме.
5. Подготовка родителей к предстоящему сотрудничеству.
Дети с педагогами:
Постановка проблемы: после беседы о том, как человек использует деревья и о том, что их становится меньше, находим возможность помочь решить эту задачу: «Сможем мы с вами сами вырастить деревья?»
1. Подбор книг для мини-библиотеки;
2. Рассматривание плакатов с изображением деревьев и кустарников в разном состоянии, их плодов, семян, листьев и цветов.
3. Беседа о пользе лесных прогулок, о важности для здоровья чистого воздуха, о фруктах, орехах, семенах, которые получают человек и животные от деревьев и кустарников.
4. Беседа и практикум о правильном обращении с ножом, кухонным инвентарем в целях безопасности детей во время приготовления фруктовых салатов и компота.
Родители и педагоги:
1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости и способах их участия в совместной работе.
2. Списки художественных произведений для совместного чтения, для просмотра познавательных и мультипликационных фильмов, тем для домашних бесед.
Создание развивающей среды
1. Размещение наглядного материала по темам «Деревья», «Кустарники», «Плоды и семена».
2. Пополнение уголка чтения произведениями: Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И. Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. Дзюба «Считалка», «Дуб».
Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»).
Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).
3. Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983, «Цветы и деревья» (режиссер У. Дисней, 1932, «Лоракс» (2012, «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы», «Мешок яблок» В. Сутеева, «Сказка про фрукты» Е. Бацевой.
4. Дидактические и настольные игры: «Четвертый лишний», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки» «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь, шишку» (ящик ощущений, «Определи на ощупь», «Волшебный телевизор».
5. Раскраски с заданиями на темы «Какие бывают растения», «Лес. Деревья. Кустарники. Травы.»
6. Создание в уголке природы познавательной картины «Осень в лесу».
Основной этап
1. Беседы: по картине «Посадим дерево.» «Лес осенью» «Что где растет?», «Какие бывают деревья», «Для чего нужны семена?», «Что такое древесина», Что такое «Дерево твоего рода?» «Почему лес называют «легкие планеты» (в группе и с экологом).
2. Просмотр презентаций «Наши друзья - деревья», «Чему нас учит дерево»;
3. НОД по формированию целостной картины мира: «Деревья и листья», «Что нам осень принесла?» в группе.
Цикл занятий (НОД): «Что мы сажаем, сажая леса», «Различай растения», «Как устроены деревья», «Жизнь дерева», «Художник и Лесовик», «С кем ты дружишь, дерево», «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Удивительные деревья мира» - работа с экологом.
4. Тематические прогулки и наблюдения: «Какие деревья растут в нашем детском саду», «Осень в лесу», (определение деревьев по цвету, форме, по строению, по коре, по веткам, (работа над речью, сравнительные описания, «Все прозрачней ваши кроны.». Рассматривание крон, силуэтов дерева. Творческая подвижная игра «Осеннее солнце».
5. Опытно – экспериментальная деятельность:
Исследование осенних листьев, их свойств. «Почему листья не тонут в лужах». «Зачем семена вращаются?», «Далеко ли вам лететь?», «Ствол и его загадки», «Силуэт дерева». Рассматривание коры, знакомство с ощущениями (какова она на ощупь, на запах, можно ли ее поцарапать) - на прогулках.
Рассматривание коллекции семян. Рассматривание и сравнение веток деревьев, их крон. Экспериментирование с листьями, корнями, семенами дерева. Наблюдения за ветками, поставленными в воду. Эксперименты с древесиной различных деревьев. Рассматривание коры и спилов, определение возраста и истории жизни дерева. Что такое габитус? Наблюдаем силуэты деревьев – на занятиях с экологом.
6. Игры (в группе и с экологом).
А) Дидактические, игры:
«Узнай по силуэту», «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь, шишку, каштан» (ящик ощущений, «Волшебный телевизор», «Экологические знаки», «От какого дерева эта часть?», «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Найди, что покажу», «Отгадай на вкус и запах».
Б) Настольные игры:
«Как зовут тебя, деревце», «От семечка до дерева», «Дерево или куст?», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки», «Домино», «Паззлы», «Угощения на все вкусы»
Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям», «Дорисуй его плоды».
В) Подвижные игры:
«Дерево – кустик – травка», «Собери урожай», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Апельсин», «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».
Пластические игры «Превращаюсь в дерево», «Семечко, расти!»
Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».
Пальчиковая гимнастика: «Компот», «Елка».
Г) Хороводные игры:
«Урожай», «Весна идет», «Березонька», «Осенний хоровод листьев».
Д) Игры на дыхание:
Упражнения: «Веточки колышутся», «Что созрело - расцвело?»
Е) Речевые игры: «Что за дерево такое», «Сочини загадку» (вы описываете дерево ствол, кору, ветви, а дети отгадывают и наоборот). Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно!», «Скажи со словом много», «Она какая? Он какой?», «Назови ласково».
Ж) Игры-драматизации:
Сказка В. Сутеева «Яблоко». Сказки: «Березкина дружба», «История дуба», «Художник и лесовик», «Приключения семечка» (авторские М. Скребцова, О. Лопатина)
7. Труд. (педагоги, родители, дети)
А) Участие вместе с родителями в экологической акции «Посади свое дерево».
Б) Посадка орехов, каштанов и желудей дома и в детском саду, уход за ними, пересадка (в качестве эксперимента).
В) Приготовление вместе с мамой фруктового салата, компота.
8. Художественная литература (работа в группе и с экологом).
Чтение рассказов, стихов, загадок поговорок и пословиц, их обсуждение на протяжении всего проекта:
К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Этажи леса», «Листопад», «Осинкам холодно», Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Косточка», В. Сухомлинский «Внучка старой вишни». Свинцов В. «Сказка про яблоньку». Л. Федоров «Кленовый лист», Ю. Коринец «Листопад», И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Сосновый бор», С. Никулина «Русский лес», Сказки: «Березкина дружба», «История дуба», «Художник и лесовик», «Приключения семечка» (авторские М. Скребцова, О. Лопатина).
Чтение и заучивание:
И. Токмакова «Дуб», «Береза», «Рябина», «Сосны», Г. Сапгир «Садовник»; пословицы, поговорки, потешки.
Загадывание загадок и анализ поговорок и пословиц по темам: «Деревья, кусты», «Плоды и семена».
9. Изобразительное творчество (в группе и с экологом)
Лепка: «Гроздья рябины в подарок «Рябинушке» в технике пластилинографии.
Рисование: «Мое любимое дерево» (акварель); создание страничек для «экологических книжек» по теме «Деревья и леса»; изготовление картинок к «Волшебному телевизору».
Аппликация: «Осенний парк» с элементами оригами (коллективная работа); «Золотые деревья» аппликация с использованием природного материала (листьев).
Выставка «Подарки осени» (поделки из природного материала (совместно с родителями) и творческих работ детей.
10. Самостоятельная деятельность детей (на прогулках, в группе, дома):
o Работа с трафаретами «Деревья, листья, плоды» в уголке творчества.
Сюжетно-ролевые игры: «Кто на дереве живет», «Деревья угощают. Готовим с мамой обед», «Мастерим мебель».
o Рассматривание картинок, плакатов, с изображением растений в разное время года; о том, как используется древесина.
o Сбор детьми семян, листьев для гербария.
o Раскрашивание: осенние листья, плоды, семена.
o Творческие работы по теме.
11. Фоновое воздействие (в свободное время дома, в группе и в кабинете экологии):
o Прослушивание аудиозаписей по теме «Осень в лесу» (сказки, стихи, звуки природы, музыка, песенки).
o Просмотр развивающих и мультипликационных фильмов по теме.
12. Взаимодействие с семьей:
o Прогулки с родителями в лес, парк (по возможности, беседы, наблюдения, исследования и эксперименты).
o Организация совместной деятельности родителей с детьми по сбору шишек, семян для изготовления поделок.
o Консультация для родителей: «Что надо знать о растениях».
o Совместное творчество с использованием природного материала.
o Создание работы «ДРЕВО НАШЕГО РОДА» (в любой технике).
o Участие в подготовке и проведении итогового мероприятия «О ЧЕМ РАССКАЗАЛО ДЕРЕВО».
Заключительный этап:
1. Подведение итогов. Продукты проекта. Обсуждение результатов.
2. Итоговое мероприятие (педагоги, родители, дети).
Досуг «О ЧЕМ РАССКАЗАЛО ДЕРЕВО».
o Презентации семей-участников;
o концертные номера в исполнении участников проекта;
o загадки, игры, викторины;
o рассматривание выставок;
o угощение.
Итог:
Таким образом, в результате проведенной работы по теме «Лес. Деревья», которая дала возможность ребенку экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, у детей повысился уровень знаний по данной теме. Большинство ребят освоили правила поведения в природе, у них сформированы основы экологической культуры. Ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов. Работа помогла повысить самооценку детей и взрослых, научила выражать свою точку зрения и не избегать публичных выступлений. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей более сплотила наш разновозрастный коллектив. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом помогла им решить некоторые проблемы с воспитанием ребенка и сблизила их. А еще мы заметили, что родители стали охотнее сотрудничать с педагогами детского сада, вникать в процесс воспитания своих детей.
Список использованной литературы
1. Александров Б. В стране зеленой. Москва, 1973.
2. Анищенкова, Пальчиковая гимнастика Издательство «Астрель», 2006 год
3. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4— 8 лет. Методическое пособие. М., 2004.
4. Батеев А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, 2000.
5. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии. Москва, 1995.
6. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Учебник-хрестоматия по основам экологии. Москва, 1995.
7. Веракса Н. (редакция) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва, 2014.
8. Верзилин Н. По следам Робинзона. Москва, 1994.
9. Гогулина Т. Рецепты леса. Москва, 1995.
10. Голубева Е. Занимательное естествознание. Нескучный учебник. Санкт-Петербург, 1997.
11. Дмитриев Ю. Тропинка в лесу. Москва, 1981.
12. Дыбина О. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, 2001.
13. Кайгородов Д. Из зеленого царства. Санкт-Петербург 1912.
14. Коринец Ю. Листопад. Санкт-Петербург 1999.
15. Лопатина А., М. Скребцова Дары земли. Москва, 2008.
16. Лопатина А., М. Скребцова Сказки о цветах и деревьях. Москва, 1998.
17. Лопатина А., М. Скребцова Сказочный справочник здоровья, Москва, 2008.
18. Плешаков А. Великан на поляне. Москва, 1996.
19. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах. Москва 1984.
20. Пришвин М. Глаза земли. Челябинск 1981.
21. Пришвин М. Этажи леса. Листопад. Челябинск 1981.
22. Сборник загадок. Пособие для учителя. Составитель Карпенко М. Москва. 1988.
23. Сергуненков Б. Сказки. Ленинград, 1983.
24. Симонова Л. Ключи от природы. Этические беседы по экологии. Москва, 1998.
25. Сказки народов Востока. Москва, 1993.
26. Скребицкий Г. Лесные переселенцы. Москва, 1990.
27. Сладков Н. Азбука леса. Ленинград, 1986.
28. Сладков Н. Весенние радости. Ленинград, 1991.
29. Соколов-Микитов В лесу. Сосновый бор. Москва. 1988.
30. Титов С. Добро пожаловать, игра! Москва, 2004.
31. Токмакова И. Деревья. Стихи. Москва, 1990.
32. Чистовский О. Под пологом тайги. Ленинград, 1982.
33. Ушинский К. Спор деревьев. Москва, 1993.
34. Федоров Л. Кленовый лист. Москва, 1995.
35. Интернет,официальный сайт Татьяны Пироженко http://www.tavika.ruh, ttp://lapbook.ru