Надежда Глотова
Проект «Семейное дерево» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Семейное дерево» в старшей группе
Вид проекта : групповой, информационно - исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети старшей группы №4 «Незабудка»», педагоги, родители.
Публикация «Проект „Семейное дерево“ в старшей группе» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта : содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в «генеалогическое древо».
Цель проекта : способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.
Предполагаемый результат: Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива родителей, сплочению семей. Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
Роль родителей в реализации проекта :
• Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?».
• Сбор фотографий для создания генеалогического древа каждой семьи.
• Составление рассказа о своей семье совместно с детьми.
Продукт проектной деятельности : Выставка творческих работ «Семейное дерево» с фотографиями членов семей дошкольников.
План реализации проекта.
1. Первый этап – подготовительный
• Определение цели и задач проекта.
• Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Сбор информации о генеалогическом древе.
2. Второй этап – реализация проекта
• Разработка конспекта образовательной деятельности по теме «Что такое генеалогическое древо».
• Разработка консультации для родителей «Что такое генеалогическое древо?»
• Чтение художественной литературы по теме «Моя семья».
• Проведение бесед по данной теме.
3. Третий этап – совместные с родителями творческие работы на тему «Семейное дерево».
Материалы, использованные для реализации проекта.
Физкульминутки:
• «Моя семья».
• «Семейная зарядка».
• «Мое настроение».
Пальчиковые гимнастика:
• «Моя семья».
Беседы:
• Моя семья и мое семейное древо.
• В гостях у бабушки.
• Наши имена и фамилии.
• Легко ли человеку, когда он один?
• Что такое генеалогическое дерево?
Игровая деятельность
• Сложи картинку.
• Определи возраст.
• Закончи предложение.
Чтение художественной литературы.
В. Белов «Мамина дочка».
Л. Толстой «Старый дед и внучек».
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил».
В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки».
Загадки и пословицы о семье.
Обобщение: В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.
Продукт проекта : Творческие работы детей и их родителей «Семейное дерево».
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Конспект беседы «Моя семья моя родословная»
Цель: Закреплять и развивать любовь и привязанность ребенка к своей семь, формировать представление о семье, о родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.
1 часть. Формировать представление
А) о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом, знать адрес, телефон;
Б) о составе семьи, о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи;
В) о родословной, о генеалогическом древе, о принадлежности не только к своей семье, но и к своему роду,
2 часть. Воспитывать нежное заботливое отношение в своей семье, закреплять чувства уверенности и защищенности.
Логическая задача.
Игра- загадка «Сколько нас?»
Отгадай загадку: «В семье у нас 2 мамы, три дочки, два папы и три сына. Сколько нас в семье?»
«Кто я?»
Играют 2 человека- ребенок и взрослый.
Я- мама, а ты мне кто?
Я – дочка, а ты мне кто?
Я – внук, а ты мне кто?
Усложнение:
Кому ты дочь?
Кто тебе мамина мама?
Кто тебе папина сестра?
А ты ей кто?
Воображаемая ситуация.
«Давайте нарядим свою семью в день праздника, когда все соберутся вместе.»
Логическая задача.
Мама говорит своей дочке: «Я испекла пирожки, отнеси их пожалуйста моей маме, да слово ласковое сказать не забудь».
А дочь ей отвечает: «Твоей маме? А кто это? Я ее не знаю». (Моя бабушка! Как интересно)
Воображаемая ситуация.
Что хотела делать?
«Если бы я был волшебником».
в кого бы ты хотел превратиться
почему бы ты хотел превратиться в…
Ребята давайте разучим пословицы разных народов о доме, близких людях.
«Материнское сердце лучше солнца греет»
«При солнышке тепло, при матери добро»
«Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей»
«Для внука дедушка – ум, для дедушки внук – дело»
«Золото и серебро не стирают, отец и мать цены не имеют»
Расскажите о маме (папе, бабушке, дедушке).
Дети по фотографии дают характеристики своим близким, начиная свой рассказ словами: мой папа самый лучший, папа в мире, мая мама лучшая в мире.
Цель: ребёнок должен видеть, оценивать и выделять достоинства родных.
Игровые ситуации:
Кто лучше и быстрее починит стул? (папа или мама). Ребёнок выполняет роль взрослого.
Ребёнок играет роль взрослого человека, а взрослый ребёнка.
Папа с мамой гуляют с ребёнком.
Домашние хлопоты. Цель: выявление представлений детей о распределение семейных ролей.
Материал:
Картинки с изображением предметов быта, орудий труда, бытовой техники.
Задание: разложи предметы, которые использует папа, мама;
Что тебе потребуется, когда ты будешь большой.
Игровая ситуация.
Если бы твой папа был маленький и ты не дал бы поиграть в свою любимую игрушку. Чтобы сделал папа?
Дети.
«Маме бы пожаловался»;
«Он бы мне попросил дай пожалуйста с твоей игрушкой поиграть»;
«Он бы обиделся и не стал бы играть со мной»;
«Он сказал бы дай мне твою игрушку поиграть, а я тебе свою любимую игрушку дам поиграть».
Если бы ты был папой и ты бы не разрешил своей дочке кататься на самокате.
Чтобы сделала дочка?
Дети.
«Она на чём ни будь другом покаталась бы, на пример на велосипеде или на роликах»;
«Вместо того чтобы кататься на самокате, она бы стала бегать»;
«Она бы пошла пешком»;
«Попросила бы папу что бы он разрешил хотя бы один разочек прокатится на самокате».
А теперь вы расскажите о вашей семье.
Вопросы к детям.
1) С кем ты живешь?
2) Помогаешь ли ты дома?
3) Заботишься о близких, проявляешь почтение, внимание к ним?
Игровые упражнения
Попроси маму, бабушку о чем либо, скажи это так, чтобы им захотелось выполнить твою просьбу;
У брата беда- сломался грузовик- утешь его;
Папа задержался в командировке, мама расстроилась, утешь ее.
Нарисуйте как вы помогаете своим близким, проявляете о них внимание и заботу.
Конспект беседы «В гостях у бабушки Пелагеи»
Цель: Формирование правильной речи.
Задачи:-Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей.
-Закрепить знания об овощах
-Активизация словаря.
Материалы и оборудование:
-дом бабушки, курятник и его обитатели, корова с теленком, собака с теленком, огород с овощами, стол, стулья, письмо, музыкальное сопровождение (скотного двора, стулья для автобуса.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята к нам в группу пришло письмо. Давайте узнаем,кто нам написал его.
Письмо
Здравствуйте, мои дорогие ребята! Меня зовут бабушка Пелагея. Я живу в деревне. Здесь очень хорошо и весело. У меня живут разные животные, хотите с ними познакомиться? Приезжайте в гости. Я очень буду вас ждать. До встречи!
Воспитатель:
-Ну что поедем к бабушке Пелагеи в гости? (ответ)
-Садитесь в автобус. Ребята,я с вами не смогу поехать, так как мне нужно остаться в детском саду. Не забудьте выйти на остановке, которая называется «Простоквашино». Там вас и встретит бабушка Пелагея. Счастливого пути!
Ребята рассаживаются на стульях, едут в автобусе; объявляется остановка «Простоквашино», ребята выходят; их встречает бабушка.
Бабушка:
-Здравствуйте, мои дорогие! Меня зовут бабушка Пелагея. Я очень вам рада. Как вы доехали? (ответы)
-Проходите, я покажу вам свое хозяйство. Здесь у меня огород (ребята проходят).
-Посмотрите, что у меня растет на грядках (ответы)
-Можете их назвать (ответы)
-А цвета вы знаете? Можете назвать какого цвета овощи (ответы)
-А на вкус (ответы)
-Молодцы ребята, теперь пойдемте дальше, я покажу вам своего любимца (подходим к будке).
-Как вы думаете, чей это дом? Кто там живет (ответы)
-Правильно. В ней живут собака Лайка и щенок Пушок.
-Ребята а как вы думаете для чего мне нужна собака? (ответы)
-Можете погладить его и щенка и пойдемте дальше.
-Вот здесь у меня курятник. Кто знает кто в нем живет (ответы)
-А кто знает как кричит петушок?курочка?цыпленок?
-А давайте с вами поиграем в игру «Вышла курочка гулять»
Слова: Действия:
Вышла курочка гулять. Высоко поднимаем колени, машем «крыльями»
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки. Желтые цыплятки. Дети идут за курицей и повторяют за ней.
Ко-ко-ко-ко. Не ходите далеко. «Грозит» пальчиком.
Лапками гребите. Зернышки ищите! Присесть и грести «лапками»
Съели толстого жука. Показывают, какого жука съели.
Дождевого червяка. Показать какого червяка –руки в стороны.
Выпили водицы. Полное корытце! Наклоняемся, руки отводим назад.
(Звучит имитация голоса коровы).
Бабушка:
-А теперь отгадайте,кто здесь живет? (ответы)
-Правильно, здесь живет корова Буренка. Посмотрите какая она.
-А кто рядом с Буренкой (ответ)
-А давайте с вами повторим как они мычат. Все вместе (Му-у).
-Моя корова хорошая! Она дает много молока! А вы знаете что получают из молока? (ответы)
-Детки, вы ко мне приехали в гости, и я хочу вас угостить оладьями. Проходите в дом.
-Посмотрите,здесь у меня печка, стол, стулья.
-Ну а теперь давайте вместе испечем оладья.
-Ладушки, ладушки
Где были
У бабушки
Испекла бабушка
Сладкие оладушки.
Маслом поливала
Детям подавала
Маше два, Тёме два, Лизе два
Всем дала.
Бабушка:
-Спасибо что приехали, ну а теперь вам пора в садик. До свидания!
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Наши имена и фамилии»
Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.
Ход:
• Ребята, вы помните, когда вы в первый раз пришли в детский сад.
Помните, как знакомились с ребятами? Как вы запоминали своих друзей?
(По внешнему виду, по одежде, по имени)
• У каждого человека есть имя. Произнесите каждый свое имя. ( Дети по кругу представляются: Я Оля. Я Даша. Я Катя и т. д.) Как красиво звучат ваши имена!
• Ребята, а по имени можно узнать, кто это? Мальчик или девочка?
Мужчина или женщина? (Ответы детей) Есть имена мужские и женские,
девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленькая, тебя зовут Катя, а когда ты вы
растешь, тебя будут называть Екатериной. Сейчас тебя зовут Вова, а взрослым, ты будешь Владимир. Каждое детское имя можно назвать, по-взрослому. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас ласково ваши родители и воспитатели? (Лена, Леночка, Еленочка, Аленушка; Надя, Надюша, Наденька и т. д.) .
У каждого, имени есть своя древняя история. Существует словарь русских имен. (Воспитатель находит имена детей, читает в словаре, что обозначает каждое имя.) Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, хотят видеть ребенка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным.
Людмила (милая людям)
Владимир (борец за мир)
Береги свое имя с молоду!
Имя ребенка выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов.
-Можно прожить без фамилии? Очень трудно, у нас в группе два Пав
лика, три Кати, три Саши. Как же их всех различить?
- Когда-то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различить друг друга. Но людей становилось все больше
и больше. Стали придумывать фамилии.
В селе Глотовка жили Глотовы, в селе Александровка жили Александровы.
Придумывали фамилий и по профессиям, У кузнеца фамилия Кузнецов, у столяра - Столяров, у плотника – Плотников.
Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана - Иванов, сын Степана - Степанов и т. д. Фамилии исстари переходят от отца.
У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Когда человеку
исполнится 14 лет, ему выдают паспорт - документ, удостоверяющий личность каждого человека. Имя каждый ребенок получает такое, какое придумают его родители. Отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.
• Как зовут по имени, отчеству ваших родителей? (Дети называют.)
• У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут
уважительно называть: Елена Ивановна, Владимир Андреевич, Марина Александровна и т. д.
Когда к человеку относишься с уважением, называешь его по имени, отчеству. Дети обращаются к воспитателю, учителю по имени, отчеству: Надежда Васильевна, Мария Ивановна и на «Вы». А к сверстникам дети обращаются по имени. Но и к сверстникам следует обращаться уважительно. Не надо друзей называть грубо. Важно произносить имена ласково, дружелюбно.
— Какое имя тебе больше нравится: ласковое или грубое? (Спросить у
каждого ребенка: Леночка - Ленка, Ванечка - Ванька, Сашенька - Сашка.)
Невежливо грубо называть своих друзей. Еще хуже дразните их, придумывать клички. Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит человека, а человек - имя. Сколько на земле прославленных имен, которые знают все.
Александр – великий поэт А. Пушкин.
Валентина – первая женщина – космонавт В. Терешкова.
Петр – государь русской земли Петр I
Владимир – великий князь, борец за мир и справедливость на Руси, и многие другие.
Вы вырастете, и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию.
Беседа в старшей группе на тему : «Генеалогическое дерево»
Тема: "Генеалогическое древо" .
Форма: беседа – игра.
Цель:
1. Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.
3. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Оборудование:
Ход мероприятия.
I. Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый день, дорогие званые и желанные гости! Сегодня наша встреча посвящена и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш праздник «Генеалогическое древо».
У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
II. Основная часть.
Воспитатель: Итак, сегодня поговорим о семье. Тема нашей встречи «Генеалогическое древо».
- В толковом словаре В. Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
«Кто деток родит мне, богиня моя»?
И Ева тихонько ответила «я»,
«Кто их воспитает, царица моя»?
И Ева коротко ответила «я»
«Кто пищу сготовит, о, радость моя»?
И Ева все так же ответила «я»
«Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
«я», «я» …тихо молвила Ева – «я», «я»…
Сказала она знаменитых семь «я»
Вот так на земле появилась СЕМЬЯ.
Воспитатель: Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы учащихся, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
«Родословная»
Воспитатель: Человек растё т и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Родословное древо или генеалогическое древо.
В толковом словаре В. Даля ГЕНЕАЛОГИЯ – это родословная наука, поколенная роспись лишь одного рода.
Сейчас воспитанники нашей группы представят нам своё генеалогическое древо, расскажут о своей родословной, о родственниках. (Каждый ученик рассказывает о своей семье по генеалогическому древу).
(Дети рассказывают о своих семьях).
Воспитатель: «Герб семьи»
Немного истории.
Существует целая наука – гербоведение. Она изучает гербы, их историю, происхождение, значение различных изображений, цвета.
Форма герба может быть разной: круглой, квадратной, прямоугольной, овальной, в форме старинного воинского щита. На гербе воина изображали священный знак: крест, фигуру животного, какой-либо предмет. Это символическое изображение, священный знак должен был помогать воину в бою, оберегать от стрел и сабельных ударов.
Поле герба можно разделить на две или несколько частей. Необходимо выбрать цвета для герба. Цвет очень важен для человека. Окружающий нас мир многокрасочен. Небо – голубое, трава – зеленая, солнце – золотое, луна – серебряная.
Значения цвета.
Красный цвет служит символом храбрости и мужества, а также символизирует кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
Синий символизирует красоту;
Голубой символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперёд, надежду, мечту;
Зелёный символ надежды, молодости, радости и изобилия, плодородия, свободы, покоя и мира;
Чёрный говорит о печали, благоразумии и смирении. Кроме того, это символ образованности, скромности, осторожности;
Жёлтый и белый сравнивают с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой чаще всего является символом богатства, а серебряный – чистоты;
Фиолетовую краску получали из очень дорогих и редких ракушек. Из-за высокой стоимости её могли использовать лишь при царских или королевских дворах. Впоследствии фиолетовый цвет символизировал царское или королевское происхождение.
Значения животных и предметов.
бык - символ труда и терпения, плодородия и скотоводства;
волк - символ жадности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над жадным, злым противником;
олень - символ воина, перед которым бежит неприятель;
медведь - символ предусмотрительности и силы;
лев - символ власти, силы, храбрости и великодушия;
кошка - символ независимости;
кабан - символ неустрашимости и могущества;
овца - символ кротости, доброты и сельской жизни;
пчела - символ трудолюбия и неутомимости;
сова - символ мудрости, смекалки и расторопности;
змея - символ мудрости, добра и предосторожности;
голубь - символ смирения и чистоты, святого духа;
орёл - зоркость;
книга - любовь к чтению;
мяч - спортивные игры;
карандаши - умение рисовать;
кукла - любовь к играм.
Воспитатель: В заключении предлагаю вам создать собственную родословную или генеалогическое древо. Посмотрите, как я сделала генеалогическое древо своей семьи.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам рассказать о том, что вы бы изобразили.
(Дети рассказывают о своих генеалогических древах).
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно всё выполнили и полно рассказали о своих семьях.
Приложение 4
У меня семья большая:
Мама Нина, баба Рая,
Папу Александром звать,
Он бабуле просто — зять!
Ну а я бабуле — внучка.
И еще собачка Жучка
С нами вместе проживает,
Дом бабулин охраняет!
Кто в большой семье хозяин?
Ну конечно, баба Рая —
Здесь сомненья быть не может:
Всем подскажет и поможет,
У нее большой талант
Завязать красивый бант,
Маму с папой помирить
И красиво стол накрыть,
Приласкать, поцеловать,
На ночь сказку рассказать!
Даже Жучка понимает,
Чьи приказы выполняет,
Благодарно лижет руки —
От любви, а не от скуки!
* * *
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна СЕМЬЯ!
***
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
***
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
***
Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя,
Есть она у Маши, Паши
И конечно у меня (семья)
***
Папа, мама, старший брат,
Таня, дедушка Игнат —
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (семья)
***
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
***
Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители - одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат.
Всё потому, что он мой. (брат)
***
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
***
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
***
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне. (дядя)
***
Бабушке — солнышко, дедушке — стих,
Много здоровья им на двоих!
Счастья желаем еще на два века,
С Днем пожилого вас. (человека!
***
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная. (бабушка)
***
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
***
Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А когда состарились —
Стали. (пожилыми)
***
Он научит вас трудиться,
От души повеселиться,
Всем ребятам он пример!
Кто? — Мой дед. (пенсионер)
***
Осень праздник подарила
И поздравить не забыла
Ясным солнышком к обеду
Наших. (бабушку и деда)