Светлана Козлова
Педагогический проект «В царстве гласных букв и звуков» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.
Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье.
Публикация «Педагогический проект „В царстве гласных букв и звуков“ в старшей группе,» размещена в разделах
В ходе реализации программных задач по речевому развитию мы знакомим детей с буквами и звуками. Дети часто задают вопросы: «Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга». Они часто путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв, в результате совместно с детьми и их родителями мы решили изготовить книжки-самоделки, которые помогут детям лучшим образом запомнить и усвоить трудный материал. Так и возникла идея проведения информационно- творческого проекта «В царстве гласных букв и звуков», целью которого стало формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о гласных буквах и звуках, повышение интереса к их изучению.
Цель проекта - формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о гласных буквах и звуках.
Задачи проекта :
1. Создать условия для расширения представлений детей о гласных буквах и звуках.
2. Способствовать формированию знаний детей о гласных звуках, особенностях их артикуляции.
3. Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в работе по изучению гласных букв и звуков.
Участники проекта и их функции : воспитанники старшей группы; воспитатель; родители (законные представители воспитанников группы).
Срок реализации: 1,5 месяца (октябрь – ноябрь.)
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : информационно-творческий
По числу участников проекта : групповой
По времени проведения: краткосрочный
Предполагаемый результат:
- Выставка художественного творчества, книжки-самоделки.
- У детей сформировано четкое представление о гласных буквах и звуках, артикуляции гласных звуков, дифференциации понятий «звук-буква».
- Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
Этапы реализации проекта.
I. Организационный (подготовительный) этап.
- постановка цели, задач, определение актуальности проекта;
- изучение методической литературы для реализации проекта;
- подбор художественной литературы: В. Крупин «Первый букварь»; В. Драгунский «Заколдованная буква», стихотворения - С. Михалков «Лесная академия»; В. Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б. Заходер «Песенка-азбука».
- подбор наглядно-дидактического материала: дидактиче. ские игры «На какой звук начинается слово?», «Моя первая азбука», «Первый и последний звук в слове», дидактическая электронная игра «Назови гласный звук»
- информация для родителей: «Как помочь ребенку запомнить гласные буквы и звуки»
- оформление альбома «Веселые гласные»
II. Основной (практический) этап.
- Рассматривание и изучение альбома «Веселые гласные»
- Проведение НОД по обучению грамоте.
1. Знакомство с гласной буквой А и звуком [а]. Цель: формирование представлений о звуке [а], букве А.
2. Знакомство с гласной буквой О и звуком [о]. Цель: формирование представлений детей о звуке [о] и букве О
3. Знакомство с гласной буквой У и звуком [у]. Цель: формирование представлений детей о звуке [у] и букве У.
- Речевое развитие: составление звуковых историй (например, [А] - Аня съела арбуз, апельсин, абрикос, ананас. Открыла азбуку и увидела автобус, автомат, акулу, Айболита); творческое рассказывание: сказка «В царстве гласных звуков» :
- Чтение художественной литературы по тематике: В. Крупин «Первый букварь»; В. Драгунский «Заколдованная буква», стихотворения - С. Михалков «Лесная академия»; В. Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б. Заходер «Песенка-азбука».
- Дидактические игры: «На какой звук начинается слово?», «Моя первая азбука», «Первый и последний звук в слове», дидактическая электронная игра «Назови гласный звук»
- Художественное творчество: раскрашивание гласных букв; рисование традиционными и нетрадиционными способами (на манке); аппликация (скатывание бумаги, обрывная аппликация); лепка из пластилина; конструирование (счетные палочки, кубики, мозаика).
III. Заключительный этап.
Оформление книжок-самоделок «Они такие разные, но все они гласные». В ходе совместной деятельности участники проявили творческие способности: раскрашивали, вырезали и наклеивали картинки, в названиях которых присутствует звук, с которым работает ребёнок, придумывали причудливые рисунки на кого или что похожа буква. Затем итогом работы детей стала придуманная сказка, стих о букве и звуке, где воспитанники проявили креативность, фантазию, самостоятельность. Всё это дети оформили в книжки, сделанные своими руками.
- Выставка поделок «Буквы гласные мы знаем, без труда их различаем» (поделки, аппликации по теме, объёмные гласные буквы, выполненные в разных техниках). Задачами данной работы стало сотрудничество с родителями, закрепление образа буквы, проявление творческих способностей детей и родителей.