Наталья Подневольникова
Проект «Мир воды» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
(познавательно – исследовательский, средне - срочный)
Разработала:
воспитатель подготовительной группы
Подневольникова Н. Д.
Наименование проекта : исследовательский проект «Удивительная воды»
Продолжительность: февраль, март, апрель
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель: удовлетворить любознательность детей в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления о многообразии мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Задачи:
• познакомить детей с понятием вода – это жидкость;
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
• освоение схемы «превращения, формирование действия «превращения»
• развивать представление о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете
• формировать представлений об агрегатных превращений воды и сезонных явлениях в природе
• формировать представления о превращении твердое - жидкое, развивать умение наблюдать, сравнивать различные веществ
• формировать представление о превращении жидкое – твердое
• формировать представление о нагревании, охлаждении, испарении
• подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха, способна замерзать;
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
• обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде;
• развивать речь ребенка, активизировать словарь;
• воспитывать аккуратность при работе с водой;
Актуальность: формировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т. е. упорядочить свои представления о мире, развивать творческие способности.
Этапы:
1) подготовительный этап : формирование проблемы, цели и задачи проекта
2) основной этап: практическая реализация проекта
3) заключительный: непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию и приобщению к искусству в старшей-подготовительной группе «Вода-волшебница»
Для выполнения поставленных задач необходимо создать условия в предметно – развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Основное оборудование лаборатории:
• Приборы –«помощники» : лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объема и формы;
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
• Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• Разные виды бумаги;
• Красители: гуашь, акварельные краски;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
Опыт №1 «вода прозрачная!»
Перед детьми ставят два стакана: один с водой, другой –с молоком.
Цветными карандашами или фломастерами, дети нарисовали на листке бумаги какую-нибудь картинку, или положить тетерадь. Поставили на картинку стакан с водой. Рассмотрим сверху свою картинку. А потом поставили на то же место стакан с молоком. Что обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – нет. Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2 «вода – вода жидкая, может течь!»
Цель: показать детям, что не все вещества обладают текучестью.
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой- с песком. И предложить аккуратно перелить воду из стаканчика в тарелку. Вода растекается по тарелке? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, они не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям высыпать песок из стаканчика на тарелку, песок высыпается горкой. Песок не может течь, потому что он обладает сыпучестью.
Вывод: вода – жидкая, может течь, песок – не может течь.
Опыт - игра №3
Цель: закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение.
Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда
Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.
Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз.
Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой (она замерзла). Спросить, почему вода замерзла?
Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а еще и в твердом.
Опыт №4 «вода не имеет формы».
Предложить детям рассмотреть кубики льда (напомнить, что лед – это твердая вода). Какой формы кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?
Нет, в любом месте он останется кубиком.
А жидкая ли вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.
Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт №5 «легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно».
Дети опускаю в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, а какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?
Вывод: легкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, предметы, которые тяжелее воды тонут
Опыт №6 «вода может иметь цвет, запах, вкус»
Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находится две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в стакан с водой лимон, в другой - розовое масло. Что изменилось?
Вода приобрела запах лимона и розу.
Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар.
Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.
Опыт №7 «в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»
Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песо и пробуют размешать его ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?
Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.
Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, остался на дне. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт №8 «вода бывает теплой, холодной и горячей»
Налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в какой – самая теплая.
Как можно получить теплую воду? Смешать в стаканчике горячую и холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось?
Предложить детям опустить лед в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Вывод: воды может быть разной температуры.
Опыт №9 «лед – твердая вода, тает в тепле»
Вспомнить что лед – это замерзшая вода. От чего может растаять лед? Предложить положить лет на батарею, подержать в руках, подышать на лед, добавить горячей воды. Выяснить, где лед растаял быстрее, где медленнее. После того, как лед растаял, что с ним происходит?
Вывод: лед – это замерзшая вода, тает от тепла.
Опыт №10 «лед – легче воды»
Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?
Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?
Поместить в стакан с водой лед. Лед плавает в воде.
Вывод: лед легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт №11 «Пар-это тоже вода»
Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар?
Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар-это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нем появятся капельки воды. Вывод: пар-это вода в газообразном состоянии.