Скворцова Елена Анатольевна
Проект «Взаимодействие человека с природой. Мир комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир комнатных растений»
Постановка проблемы и ее актуальность
Взаимодействие человека с природой – важнейшая проблема современности. Сбалансированное, целенаправленное взаимодействие возможно только при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирования у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя с взрослыми. Частью такой развивающей среды является экологический центр группы с находящимися там комнатными растениями. Комнатные растения – это удивительный и своеобразный дидактический материал, с помощью которого можно решить задачи экологического образования. А именно на это направлен экологический проект «Мир комнатных растений».
Публикация «Проект „Взаимодействие человека с природой, Мир комнатных растений“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : конкретизировать и расширить знания детей о комнатных растениях.
Задачи проекта :
• образовательные:
- уточнить представления детей о многообразии, биологических особенностях, значении комнатных растений;
- познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков;
- формировать интерес и бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними;
- расширить кругозор детей, знакомя их с цветочными растениями, используя стихи, сказки, загадки, поговорки и пословицы;
- упражнять в умении описывать растения и сравнивать их между собой;
- расширить представления о декоративных растениях; - формировать положительные эмоции и творческие способности детей;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к растениям;
- формировать проектно-исследовательские умения и навыки (выявление проблемы, самостоятельный поиск решения, анализ полученного результата);
- активизировать мышление, восприятие, внимание, память, речь;
• развивающие:
- развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности;
- развивать познавательный интерес: желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
- развивать эмоциональную сферу ребенка;
- развивать творческие способности детей;
- развивать у детей эстетическое восприятие в общении с природой;
- развивать коммуникативные навыки;
• воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать условия, благоприятные для роста и развития растений;
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к родной природе.
Сроки реализации: 15-19 апреля 2019г.
Тип проекта : исследовательско-информационный, групповой, средней продолжительности.
Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатели, родители.
Автор проекта : воспитатель – Скворцова Е. А.
Руководители проекта : воспитатели: Скворцова Е. А., Чаус Е. В.
Планируемые результаты:
• формирование экологической культуры воспитанников;
• дети знают названия разнообразных комнатных растений, их биологические особенности;
• понимают необходимость бережного и заботливого отношения к растениям;
• развитие познавательно-исследовательской деятельности детей;
• установление партнерских взаимоотношений между родителями и педагогами.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• Изучение методической литературы.
• Разработка плана проектной деятельности.
• Подбор литературного материала, игр и дидактических пособий.
• Объяснение цели проекта детям.
• Вовлечение родителей в реализацию проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
• беседы с детьми о комнатных растениях, их биологических особенностях, значении;
• рассматривание комнатных растений в центре экологии, уход за ними;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• чтение тематических стихов, рассказов, сказок, загадок, пословиц и поговорок;
• экологическое воспитание и познавательное развитие в разных видах деятельности.
Понедельник (15 апреля) :
Беседа «Комнатные растения и их роль в жизни человека».
Опытно-экспериментальная деятельность «Как могут размножаться растения (черенкование)».
Чтение стихотворений Серовой Е. В. «Наши цветы».
Рассматривание хлорофитума, уход за ним.
Дидактическая игра: «Один и много».
Словесная игра «Угадай цветок по описанию».
Подвижные игры «С цветами», «За цветами».
Вторник (16 апреля) :
Беседа «Уход за комнатными растениями».
Опытно-экспериментальная деятельность «Как могут размножаться растения (деление куста)».
Чтение стихотворений: Н. Нищева «Комнатные цветы», «Герань»; В. Барданов «Агрономы».
Слушание музыки: П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Рассматривание колеуса, уход за ним.
Словесно-дидактическая игра «Скажи хорошие слова комнатным растениям».
Подвижная игра «Клумба».
Среда (17 апреля) :
Беседа «Растения влаголюбивые и засухоустойчивые».
Опытно-экспериментальная деятельность «Листья появляются из почек».
Разгадывание загадок о цветах, чтение пословиц и поговорок, связанных с цветами.
Рассматривание сенполии (узамбарской фиалки, хойи (воскового плюща, уход за ними.
Дидактические игры: «Угадай цветок по загадке, иллюстрации».
Словесно-дидактическая игра «Расскажи о растении».
Игра «Я знаю пять названий» (с мячом).
Четверг (18 апреля) :
Викторина «Мир комнатных растений».
Рассматривание традесканции, бальзамина, уход за ними.
Опытно-экспериментальная деятельность «Растения могут двигаться».
Чтение стихотворений: М. Ферпер «Герань», Е. А. Благинина «Огонек».
Словесно-дидактическая игра «Назови ласково».
Подвижная игра «День-ночь».
Пятница (19 апреля) :
Опытно-экспериментальная деятельность «Влияние температуры на прорастание семян».
ООД «Путешествие в мир комнатных растений».
Чтение сказки Г-К. Андерсена «Дюймовочка».
Слушание музыки: А. Вивальди «Времена года».
Дидактическая игра «Чего не стало».
Игра-имитация «Посадим комнатное растение».
Работа с родителями:
• Оказание помощи педагогам в реализации проекта.
• Рекомендовать родителям:
- провести беседы с детьми о природе;
- почитать художественную литературу природоведческой тематики;
- рассмотреть картинки и иллюстрации с изображением природы родного края;
- побеседовать о домашних комнатных растениях, уходе за ними; показать ребенку приемы ухода за комнатными растениями;
- провести прогулки и походы с детьми на природу с целью наблюдения за сезонными изменениями, жизнью растений и животных, воспитания бережного отношения к ним.
• Консультации для родителей: «О пользе комнатных растений», «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями», «Цветы в детской комнате», «Зеленый мир на окне».
3. Заключительный этап
• Экологический паспорт комнатных растений
• Выставка детско-родительских рисунков «Комнатные растения»
Результаты работы. Выводы
В ходе подготовки и реализации проекта :
• расширились представления детей об окружающем мире, комнатных растениях и уходу за ними;
• у детей развивается познавательный интерес к объектам природы, в частности, к комнатным растениям;
• развивается творческое и интеллектуальное мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения;
• сформированы проектно-исследовательские умения и навыки (выявление проблемы, самостоятельный поиск решения, анализ полученного результата);
• реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности;
• повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей и родителей;
• сформировано эмоционально-ценностное отношение к природе;
• укрепились партнерские взаимоотношения и заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.