Елена Швыркунова
Проект «Использование комнатных растений для формирования экологических понятий»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель МБДОУ д/с № 35 города Балашиха, мкр Керамик
группы «Одуванчики» Швыркунова Е. В.
Тип проекта : познавательный
Вид проекта : групповой, исследовательски-творческий.
Предмет исследования: комнатные растения
Продолжительность проектной деятельности : средней продолжительности.
Публикация «Проект „Использование комнатных растений для формирования экологических понятий“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Возраст детей : 6-7 лет (подготовительная группа)
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители.
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вводное слово
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. У педагога есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ – это один из этапов в общей работе по формированию экологической культуры дошкольников.
Еще до начала работы с комнатными растениями было заметно равнодушие у детей к зеленым обитателям на подоконнике в нашей группе.
И скорее всего, это почти естественно, как известно у дошкольников слово часто расходится с делом. Все дети дают потрясающие ответы на вопрос – что будет, если исчезнет вода, животные, растения? Все они знают, что растение, например, погибнет, если его не поливать, если за ним не ухаживать. Но вместе с тем, поливают его чаще всего именно тогда, когда об этом напомнит или попросит воспитатель.
Начиная работать с дошкольниками по теме «Комнатные растения», как сделать так, чтобы дошкольники активно стремились к общению с природой и самостоятельно проявляли заботу об обитателях живого уголка вообще и растениях в частности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.
ЗАДАЧИ:
• Разработать систему поэтапного формирования у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к комнатным растениям.
• Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
• Воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.
• Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
• Опрос родителей по вопросам: Есть ли у вас дома комнатные растения? Ухаживают ли дети дома за комнатными растениями?
• Консультации для родителей: «Лекарственные растения дома». «Какие растения нужны в детской комнате?» и др.
РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
• Паспортизация комнатных растений в группе.
• Смотр уголков природы в группах.
• Консультации для педагогов: «Подбор комнатных растений и их размещение в группе», «Ознакомление детей с растениями в игровой деятельности».
• Подготовка теоретического материала, пособий и презентаций по теме «Растения» для детей
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Были созданы и показаны детям несколько презентаций под общим названием «Комнатные растения – друзья человека», во время просмотра которых мы с дошкольниками вместе искали ответ на вопрос – Зачем человеку комнатные растения?
Большой интерес у детей вызвало знакомство с географией. Они узнали, что на подоконнике в группе живут растения из разных стран и даже континентов. Для того, чтобы детям было легче ориентироваться во всем этом многообразии, мы создали своеобразную карту мира, обозначив на ней разноцветными кружками родину того или иного растения. Эти же кружки мы наклеили и на цветочные горшки.
Для детей нами подготовлены дидактические игры о комнатных растениях, такие как «Размножение комнатных растений», «Правила ухода за растениями», «Строение растений» и другие.
Ожидаемые результаты.
1. Проявление интереса у дошкольников к комнатным растениям.
2. При получении новых знаний, дети охотно ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства в уголке природы.
3. проявлять любознательность по отношению к комнатным растениям, активно участвовать в образовательном процессе, задавая вопросы : Как? Почему? Как узнать? Что делать? (это позволит нам искать и планировать новые формы работы на предстоящих занятиях по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
По итогам предварительной работы нами были выделены несколько этапов для реализации поставленных целей.
1 ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Очень важно во время работы воспитывать у детей доброту, отзывчивость. Но дети сами нуждаются в доброте и ласке. И в то же время они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Главное развить в них это желание, поддержать, направить и потом не мешать.
На этом этапе работы мы с дошкольниками играли в игры, которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости ребенка:
«Покажи свое настроение», «Улыбнись другу», «Комплимент», «Горячее сердце», «Изобрази грустное растение» и др.
Все эти игры способствуют выходу эмоций у ребенка и одновременно осознанию своих эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Все эти игры использовались не только на занятиях, но и во время труда в уголке природы и во время прогулок. На занятиях так же мы использовали расслабляющие упражнения тренинги «Подарим улыбку растениям», «Мысленная улыбка» и др.
В итоге дети стали внимательнее, добрее друг к другу, а так же к окружающей их обстановке и собственно к зеленым обитателям живого уголка.
Итогом первого этапа работы стала фраза, сказанная ребенком: «Растения, они как люди, только бегать и говорить не умеют». Таким образом, дети самостоятельно пришли к выводу о том, что растения живые организмы.
2 ЭТАП. ЗНАКОМСТВО С ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СКАЗКАМИ
Что дает дошкольнику экологическая сказка?
• Возможность получения достоверных, научных экологических знаний через сказочные сюжеты.
• Формируется эмоционально-положительное отношение к природе, умение видеть ее красоту и неповторимость.
• Воспитывается отзывчивость ребенка, желание помочь сказочным героям, которые по сути являются объектами и субъектами природного окружения ребенка.
В каждой экологической сказке знакомые сюжеты наполняются новым смыслом, а уже известные персонажи и герои помещаются в новые обстоятельства, еще незнакомые детям. Например, «Бабушка Федора и фиалка».
Вся работа проделанная на этом этапе способствовала тому, что у детей появилась возможность выражать свои знания и чувства по отношению к природе через слово, а художественное творчество помогло сделать их знания более точными и объемными.
На этом этапе у нас появился паспорт комнатных растений.
Благодаря таким выводам, мы подошли к заключительному этапу по формированию у дошкольников экологической культуры, навыков экологического поведения по
отношению к комнатным растениям, а так же работы по развитию у дошкольников экологической ответственности и чувства отзывчивости не только к растениям, но и ко всему живому
После всей проделанной работы мы пришли к выводу, что необходимо для дошкольников в работе с комнатными растениями ввести знаковую систему, учитывая, что знаки, символы в экологическом образовании используются повсеместно. Для начала на каждый цветочный горшок были прикреплены смайлы. Веселый с одной стороны и грустный – с другой.
Так же нами были разработаны тематические таблицы под общим названием «Скорая помощь растениям», в которых дана пошаговая инструкция, как сделать так, чтобы растение перестало быть грустным.
Дети чутко реагируют на изменения в привычной среде, поэтому смайлы на цветочных горшках заметили в первые минуты пребывания в группе и сразу же возник вопрос – почему растения грустные? Тогда дошкольники познакомились с тематическими таблицами из серии «Помощь растениям» и узнали, как сделать так, чтобы растение перестало грустить. Например, если герани плохо, надо проверить почву. Если почва сухая, надо полить, порыхлить и т. д.