Елена Лукинцова
Проект мини-музея посуды «У бабушки Федоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект мини-музея посуды «У бабушки Федоры»
Воспитателя Лукинцовой Е. П.
Актуальность проекта.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание модернизированной системы образования в соответствии с требованиями, обеспечивающими всестороннее развитие личности ребенка. Сегодня много говорят о необходимости создания развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, а если в этом мире небольшой предмет был создан руками самого воспитанника, совместно с близкими ему людьми, то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности. В программе воспитания и обучения в детском саду для детей младшего возраста дается поверхностный материал на ту или иную тему, будь то мебель, транспорт или посуда, ввиду возрастных особенностей. Одной из продуктивных форм работы с детьми является проектная деятельность. Данный проект систематизирует и обобщает знания детей о посуде (видах, материалах, из которых она сделана, предназначении). Знакомя детей с разнообразными предметами посуды, со стихами, загадками, поговорками о посуде, практическая, совместная деятельность детей, детей и родителей по изготовлению того или иного предмета способствует более углубленному знакомству с предметом, а также прочному усвоению речевого материала.
Публикация «Проект мини-музея посуды „У бабушки Федоры“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- Темочки
Назначение мини-музея :
• мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды группы
(«мини» напоминает о том, что музей занимает очень небольшое пространство)
• мини-музей создаётся для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
• мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
• дети – активные участники оформления экспозиции музея.
• Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
Цель:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о многообразии предметов окружающего мира.
Задачи:
• Формировать элементарные представления о посуде : виды посуды, части посуды, существенные признаки (форма, цвет, размер, материалы, из которых она сделана, предназначение.
• Обогащать словарь по теме (чашка, блюдце, чайник, кастрюля, ложка, нож, вилка, сковорода, тарелка, донышко, крышка, носик, ручка есть, пить, жарить).
• Развивать связную речь через составление описательного рассказа о посуде.
• Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей через изображения предметов посуды, изготовления поделок из солёного теста, росписи посуды. Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту;
• Формировать эстетическое отношение к предметам обихода.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально – коммуникативное развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Физическое развитие
Участники проекта :
• дети средней группы
• родители воспитанников
• воспитатель группы
Сроки реализации: ноябрь 2015г.
Предполагаемый результат:
• Знать и называть предметы посуды, их части;
• Владеть обобщающими понятиями;
• Узнавать по описанию и назначению;
• Находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;
• Знать: из какого материала сделаны предметы посуды.
• Владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.
Продукт проекта : мини-музей посуды в группе.
1 этап.
Информационный:
• Сообщение родителям о создании мини-музея посуды «У бабушки Федоры»
• Сбор энциклопедического и практического материала для оформления мини-музея посуды
2 этап.
Разработка проекта.
• Довести до участников проекта важность данной проблемы.
• Подобрать материалы для коллекции, художественную литературу.
• Подобрать материалы для самостоятельной творческой (изобразительной и продуктивной) деятельности детей.
• Составить перспективный план мероприятий.
3 этап.
План работы мини-музея «Чудо-пуговка» :
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности детей:
• Художественная литература, иллюстрации по теме.
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с наборами кухонной, столовой и чайной посуды.
• Строительные наборы для моделирования игровых ситуаций.
• Материалы для самостоятельной продуктивной деятельности: цветная бумага, картон, бумага для рисования, пластилин, солёное тесто, раскраски с предметами посуды, еды, карандаши, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски.
Виды и формы совместной и самостоятельной деятельности:
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
• «Расставь посуду в шкаф» (величина) .
• «Один – много».
• «Найди чашку к блюдцу» (цвет).
• «Большие и маленькие тарелки» (размер).
• «Назови одним словом»
• «Куда что положить»
• «Что кукле нужно к обеду».
• «Научим куклу мыть посуду».
• «Расставь посуду по полкам»
• «Узнай на ощупь»
• «Собери целое из частей»
• «Четвёртый - лишний»
• «Ложка и стакан»
• «Чего не стало?»
• «В какой посуде?»
• «Назови части»
• «Кому нужна эта часть?»
• «Бьётся или не бьётся?»
• «Найди общее».
• «Первое, второе, третье, десерт».
• «Накроем стол к обеду».
• «Устроим чаепитие».
• «Отгадай по описанию»
• «Расставь посуду по цветам»
Игры на развитие мелкой моторики:
• «Поможем повару перебрать крупу»
• «Сосчитаем фасоль и горох»
• «Выложи по контуру» (выкладывание по контуру изображения посуды бусинок, семян растений, мелкого геометрического материала)
• «Укрась посуду» (выкладывание узора на карточке с изображением посуды из бусинок, семян растений, мелкого геометрического материала)
Пальчиковая гимнастика
«Моем посуду»
«Помощники»
«Посуда»
«Тарелка»
«Столовые приборы»
Физминутки:
«Пекарь»
«Посуда»
«Поварята»
«Чайник»
Сюжетно – ролевые игры:
• «Семья» (сюжет чаепитие)
• «Семья обедает»
• «Напоим кукол чаем»
• «Пригласили мы гостей»
• «Магазин посуды»
• Театрализованная игра «Поможем Федоре»
• Составление алгоритмов: сервировка стола, заваривание чая.
Речевая деятельность:
• Описательные рассказы о посуде, продуктах питания по схеме.
• Ситуативные беседы:
«Какие виды посуды вы знаете?»
«Как накрыть праздничный стол?»
«Как я помогаю дома маме»
«В чем можно хранить продукты?»
«Вилка и нож - не игрушки за столом»
«Опасности на кухне» (о правилах поведения на кухне)
«Пользование столовыми приборами».
«Если ты разбил посуду».
«Что будет, если мы не будем мыть посуду?»
• Составление описательных рассказов о посуде.
• Рассматривание сюжетных картин
«Дети обедают»
«Мы дежурим»
• Чтение сказок, стихотворений
К. И. Чуковский «Муха - цокотуха»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Русская народная сказка «Лиса и кувшин».
Русская народная сказка «Три медведя»
Стихотворение Е. Николаевой «Я сейчас готовить буду»
Стихотворение И. Бель «Вилка с ложкой поругались»
• Просмотр мультфильмов по сказкам К. И. Чуковского
«Муха-Цокотуха», «Федорино горе».
• Заучивание стихотворения «Для чего нужна посуда?» И. Шорыгиной.
• Загадывание загадок.
Занятия:
«Такая разная посуда»
«В гостях у Бабушки Федоры»
Экскурсия на пищеблок детского сада.
Продуктивная деятельность.
Рисование:
«Красивая тарелочка»,
«Тарелочка с полосками»
«Горошинки на посуде» (чашка, блюдце)
Раскрашивание раскрасок (для дальнейшего использования при изготовлении настольно-печатной игры) : предметы посуды, еда.
Лепка
«Красивая тарелочка»
«Чашечка»
«Бокальчик» (из солёного теста с дальнейшей росписью)
«Миски для трёх медведей» (лепка из солёного теста)
Конструирование
Изготовление мебели для посуды (из строительного набора)
Игра «Собери предмет посуды из частей»
Экспериментально - поисковая деятельность:
Игры – эксперименты:
«Что из чего?»
«Тонет-не тонет»,
«Прочная или нет?»
«Какое на вкус?»
«Что растворяется в воде?»
Просмотр мультимедийных презентаций:
«Виды посуды»
«Игра-загадка «Столовые приборы и посуда»
«Загадки про посуду»
«Кухонная и столовая посуда»
«Сказка о сбежавшей посуде»
Изготовление дидактических пособий:
• Лото «Узнай и назови посуду»
• Игра «Разбитая посуда»
• Игра «Собери по цифрам»
• Игра «Приготовим мы обед»
• Игра «Найди лишнее»
• Игра «Обведи пунктирные линии»
• Схема составления описательного рассказа о посуде»
• Атрибуты для сюжетно-ролевой игры: продукты питания (муляжи)
Создание картотеки игр и речевого материала по теме «Посуда» (стихи, загадки, физминутки, пальчиковые игры, раскраски).
Формы работы с родителями
• Беседы с родителями о важности данной проблемы.
• Консультация для родителей:
Рекомендации родителям по лексическим темам «Посуда», «Еда»
• Информационный материал:
«История посуды», «Виды посуды»
• Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами.
• Выставка поделок, выполненных совместно с родителями.
4 этап.
Презентация проекта.
Представление мини-музея посуды.
Выставка совместных с родителями поделок
Презентация изготовленного дидактического материала по теме «Посуда»