Татьяна Шемонаева
Проект мини-музея времени «Час за часом, день за днем»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
мини-музея времени
«Час за часом, день за днем»
Воспитатель: Шемонаева Т. Г.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год)
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
«Человек, который понапрасну
теряет время замечает, как стареет.»
Е. Шварц.
Актуальность
Публикация «Проект мини-музея времени „Час за часом, день за днем“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Часы, время. Проекты
- Часы, часики. Мини-музеи
- Темочки
С понятием «время», «часы», мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте, детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени.
В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Формирование представлений о времени у дошкольников -процесс сложный, требующий систематичной последовательной работы и творческого подхода.
Осваивая вместе с детьми временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию.
Создание мини-музея является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Тема проекта : «Мир времени», возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду», образовательная область «Познавательное развитие» ( Формирование элементарных математических представлений: ориентировка во времени).
Цели проекта : Расширять представления о «чувствах времени», создавать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей и детей.
Задачи:
1. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, интереса к коллекционированию;
2. Формирование представления о музее, как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
3. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
4. Знакомить детей с часами, формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости в играх;
5. Развитие творческого и логического мышления, воображения;
6. Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме, развивать познавательную активность детей.
7. Воспитание у детей бережного отношения к экспонатам и их пополнение.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
1. Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
2. Принцип опоры на интересы ребёнка;
3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип последовательности;
6. Принцип сотрудничества и взаимоотношения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены экспонаты: настенные часы, будильники, наручные, часы, сделанные родителями совместно с детьми, альбомы.
Совет музея:
Площадь, занятая под экспозицию: экспонаты располагаются на стене, столе в групповой комнате.
Руководитель музея: Шемонаева Татьяна Геннадьевна - воспитатель старшей группы.
Структура управления музеем:
Руководитель музея, координирует, контролирует работу в музее.
Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение разделено визуально на 2 зоны. Первая зона расположена на стене. Она представлена настенными часами. Вторая зона расположилась на стене и столе. Здесь представлены наручные часы, будильники, песочные часы, альбомы.
Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями, специалистами.
Этапы организации проекта :
1. Подготовительный этап
2. Практический этап
3. Заключительный этап
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем взрослым хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
- музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- является действительным модулем развивающей предметной: среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
- мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Формы деятельности:
• фондовая;
• поисковая;
• экспозиционная;
• познавательная.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА).
Сбор информации из разных источников. Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Определение темы и содержания экскурсии:
а) составление плана экскурсии;
б) целенаправленный показ экспозиции, общая экскурсия.
в) общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обобщение и систематизация полученных знаний. Заседание инициативной группы. Рассказ друзьям и родителям группы. Посещение музеев других групп детского сада. Участие в смотре - конкурса мини-музеев детского сада.
Предполагаемый результат
Дети приобретут полезный для них опыт. Произойдёт обобщение детских представлений о времени, окружающем мире, начнут определять и чувствовать определённые отрезки времени, определять время по часам. В процессе проекта будут созданы условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.
Дети познакомятся с новой для них формой работы – мини-музей. В процессе проекта будет воспитываться бережное отношение к экспонатам.
Перспективное планирование работы музея
1. Экскурсии, просветительская работа;
2. Театрализованные досуги;
3. Мастер-классы, семинары;
4. Обмен опытом;
5. Работа с родителями;
6. Пополнение музея экспонатами;
7. Создание мини-музея и капитала экспонатов.
Беседы:
«Что я знаю о часах»,
«Какие бывают часы»,
«Что мы делаем в разное время?»
«Что случится, если часы будут идти по-разному?»
«Часы моей бабушки»,
«Современные часы».
«День и ночь»,
«Времена года»
Цикл рассказов для детей:
«Живые часы»,
«Часы – свечи»,
«Солнечные часы или часы на небе»,
«Что мы делаем в разное время?»
«Часы без стрелок» (песочные часы,
«Механические часы»
«Живые барометры» (цветочные,
«Самые известные часы в мире».
Чтение художественной литературы:
«Тик-так» Анофриев,
«Без четверти шесть»
«В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева,
«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.
«Мы в часы мячом попали» С. Маршак,
Всю ночь часть стучат» Н. Чупрунова
«Шли часы через дорогу» Ю. Мориц,
стихи: «Который час» В. Суслов,
«Часы» И. Змай
«Почему солнце и месяц не дружат»
«Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин
«Солнечные часы» И. Фомичёва,
«Часы» О. Подтуркина
НОД
Рисование. Тема: «Настенные часы с кукушкой».
Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить с часами. Дать понятие о музее, как о хранилище времени, развивать способность понимать ценность времени в жизни человека.
«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»)
НОД «История часов»
«Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. НОД. Тема; «Московские куранты».
«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром). НОД Тема: «Путешествие в прошлое часов». Дать детям знания о часах прошлого и современных часах.
«Художественно-эстетическое развитие», Лепка. Тема: «Весёлые будильнички». Развивать творчество детей. Закрепить приёмы лепки (раскатывание, примазывание).
«Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры. Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах год. Развивать желание выразить в продуктивной деятельности полученные знания.
«Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Волшебные часы»
«Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Необыкновенные часы»
«Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Изготовление бумажных макетов циферблата часов».
«Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением). Тема: «Экскурсия в музей часов».
«Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Настенные часы».
Д/и
«Каждому предмету своё место»,
«Путешествие в страну часов»
«Назови соседей»,
«Успей вовремя»,
«Тик-так»,
«Назови предыдущее и последующее число»
«Назови сутки»,
«Мои первые часы»
«Мой день»,
«Учим время»,
«О чём нам солнце говорит».
Создание проблемной ситуации
«Что будет, если часы остановятся?»
Рассматривание энциклопедии «Как работают вещи» (Про часы).
Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию и воображение. Учить внимательно слушать произведения о часах, развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Воспитывать интерес к истории предметов, дружеские взаимоотношения между детьми. Познакомить с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели. Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, память.
Мастер-класс для родителей по изготовлению часов.
Пальчиковая гимнастика «Долго мы часы заводим».
Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.
Просмотр кинофильма «Сказка о потерянном времени».
Просмотр мультфильмов: «Путешествие в страну великанов», «Паровозик из Ромашкова».
Сюжетно-ролевые игры: «Фабрика часов»,
«Магазин часов»
«Часовая мастерская».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».
Прослушивание аудиозаписи «Часики» В. Гаврилина.
Сюжетно-ролевая игры: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
Раскрашивание раскрасок с изображением часов.
Игра-драматизация «Часы с кукушкой» С. Прокофьевой.
Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.
Сотрудничество с семьёй по проекту музей «Мир времени»
• Участие в сборе экспонатов
Вовлечь родителей в сбор экспонатов для музея «Мир времени», их размещение.
• Семинар-практикум «Мини-музей «Мир времени». Мастер-класс по изготовлению часов. Познакомить родителей с задачами организованного в группе мини-музея «Мир времени». Отметить важность этой темы. Формировать знания. Умения, практические навыки по изготовлению часов. Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с приёмами изготовления.
• Памятка для родителей «Учим определять время по часам». Дать знания родителей о том, в какой последовательности знакомить детей с ориентировкой во времени, с часами.
• Беседа. Рекомендации по данному вопросу.
Значение и использование мини-музея «Мир времени».
Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
1) Реализация проекта началась с опроса детей, чтобы выявить уровень знаний детей о времени. Для этого были созданы специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно сделать за эти отрезки времени;
2) Детям давались знания временных эталонов, они учились пользоваться часами, уточняли знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Для просвещения родителей оформили выставку рисунков «Часы прошлого и настоящего». Родители приняли участие в конкурсе «Весь день по часам». Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини-музея стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Работа будет продолжаться дальше.