Юлия Чумичева
Проект мини-музей «История азбуки и букваря»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: проект мини-музей «История Азбуки и Букваря».
Форма проведения: экскурсия в мини-музей и выполнение творческого задания
Цель: знакомство с разными букварями и азбуками.
Задачи:
- познакомить с историей появления письменности, первой печатной книги,
- активизация словаря по теме: наскальные рисунки, петроглифы, пергамент, папирус, книгопечатание; типография.
Публикация «Проект мини-музей „История азбуки и букваря“» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Темочки
Материалы и оборудование: книги «Азбука» и «Букварь» разных изданий; иллюстрации к занятию; карандаши и фломастеры; картинки – буквы.
Подготовка к занятию: включала в себя создание азбуки собственного изготовления (совместная работа родителей и детей, поиск азбук разных лет, разных издательств.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Ребята, сегодня мы с вами пойдем в Музей. А пойдем мы туда не одни, приглашает нас туда любимый герой Незнайка. Он не знает буквы, не умеет читать. В каждом музее есть свои правила поведения. Давайте посмотрим их, что можно делать в нашем музее, а чего нельзя ( правила поведения в музее: в нашем музее все можно трогать руками. Только помни о правилах обращения с книгой: ее нельзя мять, рвать, кидать. Можно задавать вопросы – ведь ты здесь для того, чтобы узнать что-то новое.)И первую загадку загадывает вам Незнайка. Чему же посвящен наш музей?
Первая книжка
Для всех детишек:
Учит — мучит,
А научит — радует
Молодцы– это самая первая книжка, по которой все дети учатся читать. Это Азбука. Посмотрите, что я держу в руке? Азбуку. Именно по это азбуке я училась читать. Давайте рассмотрим ее, какая она уже старенькая. Как вы думаете, по этой книжке вам можно научиться читать? Конечно, можно. А кто живет в этой книжке?
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
Правильно, это буквы.
А вы знаете буквы? Умеете читать? А кто научил вас читать? По какой книге вы учились читать? Может быть эта книга есть в нашем музее? (Ребята проходят в кабинет и рассматривают буквари и азбуки).
2. Презентация на компьютере.
Давным-давно, когда на свете не было ни ваших родителей, ни ваших бабушек и дедушек, тоже жили люди. И они общались между собой. Иногда им надо было передать какие-то свои истории другим людям, поэтому люди придумали рисовать картинки на камне - древние наскальные рисунки. В них они рассказывали о событиях своей нехитрой древней жизни, У нас в Карелии их находят на скалах, на берегах Белого моря. Называются они «петроглифы».
Кроме камня, древние люди писали острым предметом на дереве, на листьях деревьев, на коре березы - бересте, глиняных дощечках, на выделанной коже животных- всем что было мягким под рукой, на чем можно было нацарапать.
В Африке растет растение, которое называется папирус. Это очень высокое растение с толстым стеблем. Его древние люди придумали использовать для изготовления специальных листов папирусной бумаги. И уже на нем рисовали изображения и писали. Вы, наверняка, видели папирус. Его многие туристы привозят из Египта в качестве сувенира. Середину ствола папируса тростника резали на длинные полосы, укладывали друг на друга, прижимали тяжелым предметом, затем сушили на жарком солнце. Затем их собирали и склеивали в длинный рулон – свиток. Таким образом, в древнем мире появились первые папирусные книги.
Но в других странах люди тоже научились изготавливать из подручных средств материал для письма. Они использовали молодую кожу домашних животных, хорошо выделанную. Называется она пергамент. Из нескольких листов пергамента собирали книгу. Конечно, процесс этот был очень трудоемкий, поэтому такие книги были в единичном экземпляре и очень дорогие, да к тому же и тяжелые. На написание такой книги уходили месяцы, а порой и годы.
Прошло очень много времени с тех пор, пока люди научились делать бумагу. В таком виде, в котором мы с вами сейчас и пользуемся. Вы знаете, из чего делают бумагу? Да, из дерева. А где делают бумагу? На бумагоделательной машине на бумажной фабрике, или другими словами - бумажном комбинате. У нас в Карелии есть свой ЦБК в Кондопоге. Там делают бумагу, которой широко пользуются у нас в стране и за рубежом.
3. Физкультминутка.
Наш Незнайка потянулся, Руки в сторону развел,
Раз нагнулся, Ключик, видно, не нашел.
Два нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три нагнулся. Надо на носочки встать.
4. Как же появилась первая напечатанная книга?
В 16 веке появилась первая печатная книга. Напечатал ее Иван Федоров. Его называют первопечатником. Первая книга была напечатана на специальном книгопечатном станке. И как вы думаете она называлась? Азбука. Ей долго не могли придумать название. И придумали: название этой книге дали по первым буквам азбуки : Аз и буки. А все буквы этой азбуки вот как назывались (смотрим презентацию). Детям очень тяжело было учиться по такой азбуке. Тексты для чтения не были простыми. Это были очень сложные молитвы, которые дети должны были учиться читать.
До этого момента книги были рукописные, и стоили они очень дорого. С изобретением печатного станка, они стали более доступными для людей. Но люди, в основной своей массе, были крестьянами, и никто их грамоте не учил. Поэтому книги могли читать только богатые люди. Постепенно таких мастерских, где печатались книги, становилось все больше, это уже целые фабрики печатные стали. И название у них появилось - типография. Типография-это книгопечатная фабрика. У нас в Карелии, в Петрозаводске есть своя типография им. Анохина, там печатают книги и журналы для детей и взрослых.
В типографиях печатают и азбуки, и буквари, чтобы дети научились читать, стали грамотными и образованными.
Ребята старшей группы из нашего детского сада тоже не остались в стороне - они вместе с родителями тоже изготовили свою рукописную азбуку, и теперь она тоже будет в нашем музее, Давайте е рассмотрим (рассматриваем азбуку).
Рассматривание разных азбук : печатные азбуки разных годов изданий, азбука в картинках, на кубиках, электронный плакат-азбука, магнитная азбука и пр.
Ребята, Незнайке очень понравились наши азбуки, и он решил похвастаться перед вами, что запомнил все буквы алфавита. Он выложил их на магнитной азбуке. Давайте посмотрим, правильно ли он сделал все? (Ребята исправляют ошибки)
5. Творческое задание
Незнайка хочет подарить вам подарок-раскраску «Раскрась буквы». Давайте попробуем их раскрасить, как раньше их раскрашивали в рукописных азбуках. Выбирайте любые буквы.
Раскрашивание букв.
6. А сейчас помогите мне объяснить значение пословиц:
С книгой жить - век не тужить.
Хорошая книга - лучший друг.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
7. Итог занятия. Рефлексия.
Наша экскурсия в мини-музей подошла к концу. Что вам запомнилось? Что особенно понравилось?