Ольга Куракова
Современные тренды взаимодействия с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В условиях внедрения Федеральной образовательной программы работе педагогического коллектива с родителями уделяется более пристальное внимание. В статье отражены такие современные формы работы с семьями, как акции, челленджи и общение в мессенджерах.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Темочки:
Наравне с огромным значением, которое имеют для детей образовательные учреждения, важнейшая роль родителей в воспитании и развитии детей отводится, прежде всего, семье. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность.
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. При этом подавляющее большинство родителей не имеют педагогического образования и остро нуждаются в помощи специалистов. Стоит отметить, что пробелы в знаниях зачастую приводят к трудностям разного характера.
Следуя предписаниям составителей ФОП, отметим, что педагогам разрешено самостоятельно выбирать педагогически обоснованные методы, приемы и способы сотрудничества с семьями воспитанников. Учитывая это, в настоящей статье я хочу отразить современный опыт по использованию таких форм работы, как проведение акций, челлендж и использование мессенджеров.
Говоря о первой форме работе, стоит отметить ее выраженную социальную направленность. Так, организуя ту или иную акцию, мы обращаем внимание родительской общественности на те или иные социально значимые проблемы и взываем к поиску их решения. Сотрудничая в таком формате, мы можем добиться сплочения коллектива родителей, педагогов и детей, установить благоприятный эмоциональный фон. В пример можно провести акции на следующие темы: «Засветись сам – засвети ребенка», «Напиши письмо бойцам СВО», «Помоги четвероногому другу» и т. д.
Вместе с этим эффективной формой работы является проведение челленджей в социальных сетях. Челленджи, в том числе фоточелленджи, являют собой своеобразную игру, которая действует как цепочка – вызов для конкретных людей, чтобы те выполнили какие – либо действия не только для развлечения, но и в познавательных целях.
Можно предложить огромное количество идей и тем для проведения челленджа: «Ем лук -уходи, недуг», «Гимнастика всей семьей», «Георгиевская лента – символ Победы», «Я рисую на ладошке». На выбор темы конечно же будет влиять её актуальность в данный момент для вашей группы, цели и задачи, которые вы ставите.
Еще одна современная форма работы с родителями – использование родительских чатов. В большинстве случаев данная форма сотрудничества используется для обеспечения молниеносной обратной связи с родителями по организационным вопросам. Однако, проявив смекалку, можно использовать их для решения более обширных задач: игр, трансляции видеосюжетов, имеющих образовательную направленность, использовать возможности для проведения опросов (вместо традиционного анкетирования, транслировать опыт и публиковать консультации.
Отдельно хочется акцентировать внимание на том, что перечисленные формы работы являются публичными, поэтому педагогам важно охранять имидж ДОО и выдерживать деловой стиль общения с родителями, не давать волю лишним эмоциям и подробностям. Информацию целесообразно доносить лаконично, четко, понятно для всех.
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. В результате применения современных форм взаимодействия, родители могут стать не только зрителями и наблюдателями, а активными участники в жизни своего ребёнка. Постоянный контакт с семьёй позволит пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Подводя итог, отметим, что перечисленные формы сотрудничества с родителями воспитанников помогут ликвидировать имеющиеся пробелы и установить дружеские отношения между всеми участниками образовательного процесса. В качестве напутствия коллегам хочется обратить внимание на все новые возможности, которые открывает нам цифровая сфера. Нам лишь нужно разглядеть в них потенциал и выйти на главный результат — улучшить качество воспитательно - образовательного процесса и установить доверительные отношения с родителями.
Список информационных ресурсов
1. Консультация ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧАТЫ». – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/07/09/konsultatsiya-dlya-pedagogov-roditelskie-chaty-kak-sdelat-obshchenie-v / (Дата обращения: 29. 05. 2024).
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.
3. Челлендж как форма организации совместной деятельности ДОО и семьи по вопросам воспитания и обучения дошкольников. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/chelendzh-kak-forma-organizaci-sovmestnoi-dejatelnosti-do-i-semi-po-voprosam-vospitanija-i-obuchenija-doshkolnikov.html
4. Сертакова Н. Н. «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом». Волгоград; Учитель. 2015