Сысоева Анна
Проект «Матрёшка» о народной культуре и традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Народная культура и традиции».
Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Сысоева Анна Сергеевна.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (15.03.19г. – 25.03.19г.).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 4-5 лет.
Публикация «Проект „Матрёшка“ о народной культуре и традициях» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
Для детей:
• Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
• Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
• Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Для педагогов:
• Развитие творческого потенциала у ребенка.
• Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
• Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать дружелюбие, память, внимательность, сообразительность.
• Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.
Для родителей:
• Развитие совместного творчества родителей и детей.
• Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
• Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
• Познакомить родителей со структурой проекта, с его задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.
• Создание совместной мини выставки народно – прикладного искусства.
Продукт проекта:
- для детей: мини музей народного творчества; игры, чтение сказок, пословиц, поговорок, рисование «Узоры на рубашке и сарафане», лепка «Филимоновская игрушка», НОД «Традиции и быт русского народа»; беседа «Русская изба».
- для педагогов: изучение литературы, конспекты НОД, подбор материала, создание развивающей среды по теме; картотека игр; альбом «Народные промыслы»; альбом «Русская изба и быт людей».
- для родителей: папка-передвижка «Семейные традиции», выставка семейных рисунков народного творчества, участие в создании мини музея, оформление стендовой информации; консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»; выставка детских поделок.
Итоговое мероприятие: досуг «Что за диво, эти сказки». Чаепитие.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.
• Знание русских народных подвижных игр.
• Знание русских ремесел.
• Знание русских народных сказок, потешек, закличек.
• Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.
Педагог:
• Повышение профессиональной компетентности в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
• Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.
• Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.
• Подбор предметов народного быта.
• Пополнение уголка ряжения русскими кокошниками и сарафанами.
Родители:
• Проявление интереса к совместной деятельности с ребенком.
• Активные участники реализации проекта.
• Повышение мотивации к сотрудничеству.
Этапы осуществления проекта
Этапы
I Организационно-подготовительный
Изучение литературы по теме.
Разработка перспективного планирования
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач.
Организация предметно-развивающей среды.
Подготовка информации для родителей.
II Основной
НОД по рисованию «Узоры на рубашке и сарафане» (приложение 1)
НОД по лепке «Филимоновская игрушка - барашек» (приложение 2)
Беседы: «Русская изба» (приложение 3)
Пальчиковая игра «Сорока – белобока» (приложение 6)
Мини музей народного творчества.
НОД по ФЭМП по мотивам сказки «Теремок» (приложение 9)
Чтение художественной литературы: сказки, пословицы, поговорки, заклички (приложение 5)
Подвижные игры: «Ведьмина метелка», «Пирог», «Горелки», «Пузырь», «Тишина», «Гуси-лебеди» (приложение 6).
НОД «Традиции и быт русского народа» (приложение 4)
Работа с родителями: (см. приложение)
Папка-передвижка «Семейные традиции».
Консультация «Приобщение детей к народным традициям».
Создание мини музея народного творчества.
Выставка детского творчества.
Информированность родителей о результатах проекта.
III Заключительный
Оформление отчетной документации.
Развлечение «Что за диво эти сказки» (приложение 7)
Досуг «Чаепитие»
Список используемой литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.
2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.
4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.
6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.
7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.