Лилия Лисай
Проект «Матрешка» (средняя группа)
1. Актуальность
В современном мире новых технологий наши дети не знают, а взрослые забывают истоки нашей культуры. Поэтому необходимо приобщать детей к русской культуре, формировать интерес к народным промыслам.
2. Цель проекта
Вызвать интерес у детей к русской матрешке, приобщать к национальной культуре.
Задачи проекта
Образовательные:
- формировать знания о русской матрешке
- учить называть свойства и качества предметьв
- учить составлять описательный рассказ
- расширить словарь детей (матрешка, мастер, народная игрушка)
Публикация «Проект „Матрешка“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- учить составлять узоры
Развивающие:
- развивать творческое восприятие и воображение
- развивать эстетический вкус
Воспитательные:
- воспитывать дружеские отношения между детьми
- воспитывать ценностное отношение к труду мастеров, изготавливающих матрешку
- воспитывать положительное отношение к русской культуре
3. Участники проекта
Воспитатель и дети средней группы (4-5 лет)
Тип проекта : краткосрочный
Продолжительность: 1 неделя
4. Этапы проекта
Первый этап организационный:
- разработать конспект декоративного занятия «Украсим сарафаны матрешкам»
- подбор матрешек разного вида
- подбор дидактических и пальчиковых игр с матрешками
- подбор танцев про матрешку
- подбор стихов про матрешку для заучивания
Второй этап продуктивный:
1 и 2 день: знакомство с матрешкой, беседы, рассматривание матрешек, разучивание стихов про матрешек
3 день: игры с матрешками
Музыкально – дидактическая «Матрешка шагает и бегает»
Дидактическая на развитие речи «Выбираем матрешку»
4 день: разучивание танца про матрешку
5 день:занятие по рисованию «Украсим сарафаны матрешкам»
5. Ожидаемый результат
- дети имеют представление о русской матрешке, знают как по – разному украшены сарафаны матрешек
- дети проявляют интерес к стихам, играм, танцу
- дети проявляют творчество при украшении сарафанов матрешек
6. Литература
Л. Мосалова «Я и мир»
Н. Леонова «Знакомство детей с народно
- декоративным искусством»
7. Приложение
- фотоколлаж
- описание дидактических игр
- стихи про матрешку
- описание танца
- конспект занятия «Украсим сарафаны матрешкам»
Конспект НОД. Образовательная область «Украсим сарафаны матрешкам»
Средняя группа
Составила: воспитатель
Лисай Лилия Альбертовна
Цель: создать положительно-эмоциональную основу для знакомства детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой.
Задачи
Образовательные:
1. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, как символом нашей страны и русского искусства.
2. Расширить словарь детей (матрешка, Родина, народная игрушка, мастер, народные умельцы).
Развивающие:
1. Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.
2. Развивать интерес к народному творчеству.
3. Развивать умение составлять узоры.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
2. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
Оборудование:
Демонстрационный дидактический материал: деревянная матрешка, образец узора для росписи фартука матрешки, платок.
Раздаточный материал:
1. Плоскостные матрешки – по количеству детей.
2. Краски, кисточки, стаканчики для воды – по количеству детей.
3. Салфетки – по количеству детей.
Ход занятия
Педагог: Ребята, давайте поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое! (одна рука вверх)
Здравствуй, небо голубое (вторая рука вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (махи руками над головой)
Здравствуй, маленький грибок! (приседаем)
Мы живем в родном краю, (хлопки)
Всех я вас приветствую! (руки развести)
Педагог: Ребята, послушайте загадку.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки
Что за куколки? (матрешки)
(Педагог открывает расписной платок, а там большая матрешка).
- Молодцы, ребята, отгадали.
Дети рассматривают матрешку.
- Давайте посмотрим, что находится внутри матрешки?
(Воспитатель открывает всех матрешек и выставляет перед детьми).
Педагог: Ребята, матрешек делал мастер из дерева, значит она какая? (деревянная)
- Матрешек расписывали разными красками, узорами. Матрешка расписная. Какая матрешка? (расписная).
- Матрешек одевали в сарафаны, платочки, фартуки. Сейчас матрешек изготавливают на фабриках разных городов.
- Я хочу вас пригласить в свою мастерскую, хотите попробовать стать мастерами, народными умельцами и сделать свою матрешку? (ответы детей)
Педагог: Проходите за столы, и мы подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Матрешки»
Дуйте в дудки, (имитация игры на дудке)
Бейте в ложки (хлопки)
В гости к нам пришли матрешки (пальцы обеих рук шагают по столу)
Ложки деревянные (хлопки)
Матрешечки румяные (качание головой, поднеся руки к щекам).
Педагог: Молодцы! Очень любят все матрешки, разноцветные одежки.
- У вас на столах лежат матрешки. Каждому из вас нужно будет украсить фартук для матрешки. Украшать мы будем кружочками и завитками. Вот так!
(воспитатель, показывает образец росписи, дети рисуют под р. н. м. «Светит месяц», «Я на горку шла», воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям).
Педагог: Ребята, какие красивые матрешки у вас получились! Вы все постарались и были замечательными мастерами, умельцами. Молодцы!
- Ребята, предлагаю станцевать танец матрешек.
Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (музыка в записи)
1. Мы веселые матрешки (пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопки)
На ногах у нас сапожки (выставление ноги на пятку, поочередно)
Ладушки, ладушки.
Проигрыш (кружатся)
2. Завязали мы платочки (наклоны головы вправо – влево, взявшись за «кончики платочков»)
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки («растирание» руками щек)
Ладушки, ладушки.
Проигрыш (кружатся)
3. Мы веселые матрешки (пружинка)
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки (каблучок)
Ладушки, ладушки.
Педагог:
- Кем вы были, когда расписывали матрешек?
- Из какого материала изготавливают матрешку?
Педагог: Матрешки получились интересные, веселые. Вы, ребята постарались. Молодцы! Ваши матрешки отправятся на нашу выставку для родителей.
Дети рассматривают работы друг друга и делятся впечатлениями.
Приложение 1
Мы – матрешки
Мы – матрешки, мы – сестрички,
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем Вам за нами не успеть.
М. Фомина
Матрешка
У меня матрешка есть,
Новая игрушка.
В желтом сарафанчике
Славная толстушка.
З. Андреева
Пальчиковая игра «Матрешки»
(движения выполняются по тексту)
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
плясать и петь,
Приложение 2
Дидактическая игра «Выбираем матрешку»
(развитие грамматической правильной речи, умение составлять описательный рассказ)
Педагог показывает детям несколько матрешек и предлагает выбрать в подарок другу матрешку. Ребенок, который выбрал матрешку рассказывает почему выбрал именно эту матрешку (эта матрешка украшена цветами, у нее красивое лицо, у нее желтый сарафан и. т. д.)
Музыкально – дидактическая игра «Матрешка шагает и бегает»
(развитие ритмического слуха, умение различать ритм шага и бега)
Педагог приглашает 5 – 6 детей и дает им матрешек. Под музыку дети показывают с помощью матрешек ритм шага (матрешки шагают по столу) и ритм бега (матрешки бегают по столу на месте).
Танец «Матрешки»
Мы веселые матрешки (пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопки)
На ногах у нас сапожки (каблучок)
Ладушки, ладушки (хлопки)
В сарафанах ходим пестрых (пружинка)
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры (притопы)
Ладушки, ладушки.