Юлия Тришина
Проект «Математика в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Для участия в городском конкурсе детско-родительских проектов "Математика- это здорово", который организован в рамках городского целевого проекта «Успех ребенка- дело семейное» проектной линии «Каждому ребенку - семейное благополучие» мною совместно с семьей был разработан проект "Математика в семье" и предлагаю Вам с ним ознакомиться.
Резюме
Публикация «Проект „Математика в семье“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Проект «Математика в семье» направлен на то, чтобы в простой форме рассказать о формах и методах работы родителей с детьми в условиях семьи с целью повышения у ребенка математических познаний
Визитная карточка проекта «Занимательная математика»
Тип проекта -Информационно-практико-ориентированный
Вид проекта - внутренний - семейный, краткосрочный
Объект исследования- Обучение ребенка математике в семье
Предмет проекта - Совместная деятельность родителей с детьми, направленная на формирование элементарных математических представлений
Методы исследования - сбор информации из книг, ресурсов Интернета; анализ, сравнение, обобщение и наблюдение
Длительность работы над проектом- сентябрь- октябрь
Этапы: теоретический (основной) -подготовительный: 4 неделя сентября
Основной: 2 недели октября
Заключительный: конец октября
Участники проекта : Семья Новикова Дмитрия, воспитанника 2 младшей группы «Б» МБУ детского сада №49, 4 корпус, г. о. Тольятти
Руководитель проекта (куратор) - Воспитатель- Тришина Юлия Юрьевна
Предполагаемые итоговые продукты проекта : Оформление и представление презентации по проекту
Проект «Математика в семье»
1этап – Теоретический (основной, подготовительный
Мы изучили литературу, посмотрели в Интернете, выявили актуальность темы, гипотезу и как ее можно проверить, определили цель, задачи, принципы и средства для решения цели и задач, наметили ход выполнения проекта
Актуальность
В настоящее время, когда уже все привыкли пользоваться компьютером, калькуляторами, когда необходимо уметь считать, строить геометрические фигуры, знать пространственные отношения нашему современному обществу нужно инициативное, способное творчески мыслить и находить нестандартные решения поколение. Так возникла значимость математического образования, поэтому следует уже с раннего возраста формировать в ребенке интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений, умение находить ответы и формулировать правильный ответ. Исходя из этого мы считаем, что вопрос по поводу обучения дошкольников математикой очень актуален. Посмотрите вокруг и вы увидите цифры, геометрические фигуры, разнообразные формы Большую роль в этом играет совместная разнообразная деятельность родителей с детьми в условиях семьи, так как источником элементарных математических представлений является окружающая действительность.
Гипотеза
В плотном графике работы родителей кажется практически невозможным найти свободное время для общих занятий по математике с ребенком в условиях семьи. Однако, сделать это просто необходимо, хотя бы в выходные дни, потому что такие занятия всей семьей прямо отражаются на умственном и всестороннем развитии ребенка
Проверка гипотезы.
узнать, как можно занимательными приемами донести до ребенка знания по математике;
выяснить, каким образом занятия по математике всей семьей влияют на умственное развитие и логическое мышление детей;
систематические занятия по формированию элементарных математических представлений способствуют умственному развитию детей дошкольного возраста
Цель: Рассмотреть и определить значение математики для детей дошкольного возраста, развивать интерес к предмету математики на основе познавательной активности и любознательности, создать условия для формирования математических представлений у детей, обеспечивая успешное развитие способностей и мышления детей посредством использования занимательных приемов в математике
Задачи для исследования и реализации поставленной цели:
1. В процессе изучения различной литературы и ресурсов Интернета узнать какие разделы изучают в ДОУ, а также какие методы и приемы можно использовать для формирования элементарных математических представлений у дошкольников;
2. Формировать умения детей применять математические знания в нестандартных практических задачах, поддерживая тем самым у них интерес к самой математике
3. Посредством использования занимательных приемов в математике развивать у детей мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование
4. Поделиться опытом с родителями воспитанников нашей группы о том, как в условиях семьи можно заниматься с детьми
Задача родителей: создавать условия для формирования элементарных математических потребностей ребенка дошкольного возраста в быту, в условиях семьи и для накопления им практических действий с предметами разной величины и формы, установления количественных отношений, ориентировки в пространстве, первоначальных навыков в счете.
Наш проект строится на принципах: психологической комфортности, учете возрастных особенностей наглядности, доступности.
Мы считаем, что занятия с детьми нужно проводить в игровой форме, для этого следует заинтересовать ребенка, включая загадки шутки, подвижные игры, математические фокусы, сказки, стихи, музыкальные физкультурные минутки, пальчиковые игры и прочее, все это способствует формированию элементарных математических представлений и являются оптимальным средством обучения детей математики.
Выполнение проекта и решение поставленных задач состоит из:
вхождение в проблемную ситуацию, формирующие оценивание по проблеме (ведущая роль родителей);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с родителями);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические исследования совместно с родителями).
Предполагаемый результат
Занятия в условиях семьи расширит математический кругозор дошкольников, поможет математическому развитию и позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни
2 этап - Практическая часть. Исследовательская в семье.
На этом этапе проекта мы определили, что означает понятие «Математика», узнали какие вопросы в математике важны для занятия с детьми дошкольного возраста в условиях семьи, провели наблюдения за своими детьми в процессе освоения элементарных математических представлений и проанализировали результаты наблюдения.
Что же такое математика?
Название "математика" происходит от греческого слова "матейн" (mathein) - учиться, познавать. Древние греки вообще считали, что понятия "математика" (mathematike) и "наука", "познание" (mathema) - синонимы.
Язык математики - это язык абстракции, логики и символа
Математика – это цепь понятий : выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее, это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Математические занятия в семье способствует формированию и совершенствованию развития общих умственных способностей, смекалки и сообразительности, интереса к изучению математики у детей в дальнейшем
Математика для маленьких детей.
Изучив методическую литературу и посмотрев в Интернет ресурсах, мы выяснили, что математика для детей младшего дошкольного возраста это:
Умение различать и называть геометрические фигуры;
Умение сравнивать группы предметов и умение определять результаты сравнения словами (поровну, помногу, столько - сколько, больше — меньше);
Умение сравнивать предметы по величине и называть признаки величины
(длинный — короткий, выше -ниже, больше - меньше и т. д.);
Умение различать и называть части тела и связанные с ними пространственные направления (за- перед, около, справа- слева и пр.);
Формируется интерес к счету от 1до 5.
Что такое семья?
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
Папа и мама,
Есть два брата
И конечно я!
Вот и вся наша семья!
Семья Новиковых –Мама, папа, дедушка, бабушка, и трое сыновей
Наша семья считает, что совместные занятия ребенка вместе с родителями – один из основных аспектов воспитания и развития детей! Мы включаем занятия с детьми везде 6 на кухне, на прогулке, в свободной деятельности детей в условиях семьи
На кухне мы упражняем детей в счете1-2-3, закрепляем понятия «один- много», закрепляем размер и величину «большая-средняя- маленькая», подбираем по размеру, закрепляем знание геометрических фигур «круг», развиваем моторику рук, ловкость, внимание, логическое мышление.
В своей свободной самостоятельной деятельности в условиях семьи дети играют с кубиками, вкладышами, мозаикой, пазлами, а входе игры мы также продолжаем практиковать их в счете1-2-3, закрепляем понятия «один-много», сравниваем группы предметов, закрепляем размер и величину, подбираем по размеру, закрепляем знание геометрических фигур «круг- прямоугольник, квадрат, треугольник», развиваем моторику рук, ловкость, внимание, логическое мышление, учим детей конструировать
Мы вместе с детьми читаем и рассматриваем книги, занимаемся в рабочих тетрадях по математике для малышей и также закрепляем навыки в счете, закрепляем понятия «один- много», сравниваем группы предметов, закрепляем размер и величину, подбираем по размеру, закрепляем знание геометрических фигур, зрительное внимание, логическое мышление, развиваем речь, слух.
На прогулке мы с детьми главным мы считаем развитие физических способностей детей, но также мы продолжаем закреплять все навыке в математике и формируем зрительное внимание, логическое мышление, развиваем речь, слух.
3этап- Заключительный этап. Вывод и советы нашей семьи
В ходе проекта мы выяснили, что в математике заложены большие возможности интеллектуального развития детей: мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, процессов (умозаключение, обобщение, рассуждение) и речи. И только в процессе интересных увлекательных игр дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, выполнять различные действия, у них развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, формируются эстетические и нравственные отношения к окружающему. И мы, родители - самые главные помощники ребенку в развитии этих навыков! Такие занятия с детьми - это не только математическая тренировка, но в первую очередь прекрасно проведенное время вместе с собственными детьми.
Уважаемые родители!
Всегда находите время заниматься с детьми!
Занимайтесь везде: на улице, по дороге домой или в сад, в походах, поездках, в быту (на кухне, в ванной, в спальне, во время прогулки и т. д.
Помните! Не следует навязывать занятия!
Пусть ребенок сам проявляет интерес и желание заниматься математикой!
Занятия должны быть увлекательными, занимательными и не навязчивыми!
Дальнейшее развитие проекта
Мы планируем и дальше уделять внимание увлекательным играм в семье, направленных на формирование математических знаний у детей, для этого мы будем изучать литературу, выделять из «семейной кошелька» деньги на приобретение книг, дидактических и развивающих игр по математике. Наши дети будут участвовать в викторинах, конкурсах по математике. Представим наш проект родителям в нашей группе и разместим его в Интернет- ресурсах.
Используемая литература
1. Ерофеева Т. И. и др., Математика для дошкольников. - М., 1994 1. Метлина Л. С. «Математика в детском саду» - М, 1999
2. Михайлова З. А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» - Дошкольное воспитание 2002 №8
3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Просвещение, Учебная литература, 1996
4. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М. : Аркти, 2008.
5. Стожарова М. Ю. Математика – учимся играя. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008.
6. Тихомирова Л. Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.