Юлия Тришина
Семейный проект «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Занимательная математика»
Резюме
Проект «Занимательная математика» направлен на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В данном проекте представлены формы работы с детьми и родителями в условиях семьи с целью повышения педагогической грамотности математической направленности.
Публикация «Семейный проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Семейные проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Визитная карточка проекта «Занимательная математика»
Тип проекта -Информационно-практико-ориентированный
Вид проекта - внутренний - семейный, краткосрочный
Объект исследования- Обучение ребенка математике в семье
Предмет проекта - Совместная деятельность родителей с детьми, направленная на формирование элементарных математических представлений
Методы исследования - сбор информации из книг, ресурсов Интернета; анализ, сравнение, обобщение и наблюдение
Длительность работы над проектом- сентябрь- октябрь
Этапы: Организационно -подготовительный: 4 неделя сентября
Основной: 2 недели октября
Заключительный: конец октября
Рабочее планирование проекта -этапы: изучение специальной литературы,
использование развивающих математических игр в различных видах деятельности в условиях семьи, работа с родителями, выводы, заключение,
литература.
Участники проекта: Семья Лекаревой Полины, воспитанницы 2 младшей группы «Б» МБУ детского сада №49, 4 корпус, г. о. Тольятти
Руководитель проекта (куратор) - Воспитатель- Тришина Юлия Юрьевна
Предполагаемые итоговые продукты проекта: Оформление и представление презентации по занимательным математическим играм в семье, Характеристика деятельности участников - ознакомление с правилами игр, активное включение в совместную игру, оказание помощи ребенку, участие детей в решении практических, проблемных задач, логических задач
Необходимое оборудование: Различные игры математического содержания: лото, геометрические формы и прочее
Введение
Математическое развитие дошкольников играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями в различных видах общения и деятельности, с учётом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей.
Изучив специальную методическую литературу и посмотрев нужный материал в Интернет-ресурсах, посвященные нашему исследованию по организации математической деятельности детей дошкольного возраста путем применения занимательной математике в условиях семьи, мы выявили, что в современном мире очень много дидактических, настольно-печатных игр, сенсорных игр направленных на формирование игровой деятельности и элементарных математических представлений в игре которые можно и нужно применять в занятиях с детьми в условиях семьи. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. В последнее время мы замечаем, что уровень логического мышления у многих детей снижается, потому что дети стали меньше играть в логические игры, развивающие и дидактические, а все больше уделяют времени игре на компьютерах, планшетах в «Страшилки», «Ходилки» и прочее, а также просмотру мультфильмов и не во всех семьях принято заниматься с детьми играми, направленными на формирование элементарных математических представлений. Родителям хочется чтобы их ребенок был умственно развит, умел логически размышлять. … Что же следует для этого делать?
Актуальность проблемы
Использования математических игр в различных видах деятельности в условиях семьи определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность. формирование математических представлений будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры. Актуальность в том, что ни одна даже самая лучшая технология не сможет дать полных результатов если она не реализуется в содружестве с семьей, так как условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от родителей, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье своего ребенка.
Целью проекта является формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и обоснование эффективности использования развивающих математических игр в различных видах деятельности в условиях семьи.
Мы определили следующие задачи для исследования и реализации поставленной цели:
1. Определить значение слова математика в словарях;
2. В процессе изучения различной литературы и ресурсов Интернета узнать, что такое математика, каковы ее разделы, где и как в условиях семьи может применяться для формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста;
3. Рассказать воспитанникам группы и их родителям о том как в условиях семьи, можно заниматься с детьми
Приоритетные средства обеспечения задач: дидактические игры, настольно-печатные игры, логические игры, ИКТ, художественная литература, прописи по математике и логике для детей дошкольного возраста, +3
Основные направления работы:
•изучить специальную научно-методическую, психолого-педагогическую литературу и ресурсов Интернета по использованию математических игр в дошкольном возрасте;
•подготовить методический материал (различные игры направленные на формирование игровой деятельности и элементарных математических представлений в игре)
•использовать развивающие математические игры на прогулках и в свободной деятельности детей в условиях семьи
•организовать развивающую, познавательную, предметную среду в условиях семьи
•работа воспитателя с родителями (получить от воспитателя консультации и рекомендации по теме).
Реализация проекта построена на следующих принципах: учёт возрастных особенностей; индивидуальный подход: преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи
Обоснование причин необходимости заниматься формированием элементарных
математических представлений у детей.
Совместные занятия по формированию элементарных математических представлений у ребенка всей семьи приносят следующие положительные результаты :
-пробуждают у родителей интерес к уровню умственного развития детей и способствуют развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей, сплачивают семью, служат взаимообогащению;
- создают в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку;
- способствуют всестороннему развитию ребенка (настойчивости в достижении цели, упорству) и благотворны для психического состояния ребенка;
В ходе проекта нами использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературных источников по теме; практические; наглядные; словесные, а приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).
В работе над проектом мы использовали следующие формы и методы представления занимательного материала: совместная игра родителей, старших детей с ребенком; самостоятельная деятельность детей; оформление презентации проекта и представление ее другим родителям в группе, в Интернет ресурсах
Ход работы по выполнению проекта
1 этап - Организационно-подготовительный - 4 неделя
сентября
Мы предположили, что использование развивающих математических игр в различных видах деятельности в условиях семьи будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний ребенком. Формирование переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. на познавательную деятельность в целом.
Для этого мы: определили цели и задачи проекта, направления работы над проектом; изучили литературу и информацию по данному вопросу в Интернет –ресурсах, подобрали игры, направленные на формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности изучили специальную методическую литературу, наметили предполагаемый результат работы.
2 этап - Основной в течении месяца
Обучали ребенка математике в ходе проекта с использования занимательных игр и задач, упражняя в применении знаний в других видах деятельности и новой обстановке. Для этого занимательный математический материал мы подобрали несложный и с учётом возрастных возможностей детей и задач, направленных на всестороннее развитие, воспитание и активизацию умственной деятельности. Мы заинтересовали ребенка математическим материалом, старались его увлечь и развлечь путем использования занимательного математического материала в игровой деятельности на прогулке, во время дороги в ДОУ и домой, в поездках, на кухне и прочее.
Таким образом, мы закрепляли полученные знания и умения в условиях ДОУ. В ходе работы над проектом пополнили игротеку в своей семье (подкупили развивающие игры, дидактические, настольно-печатные игры, книжки, тетради по занимательной математике и прочее)
3 этап – Заключительный 4 неделя октября
Мы оформили презентацию по проекту, представили ее в группе для других родителей, а также в Интернет- ресурсах. Мы тесно работали в содружестве с в воспитателем, которая провела показ математического материала родителям, давала консультации и рекомендации по использования занимательных игр математического содержания с ребенком в условиях организации совместных игр в семье, а также посоветовала нам собирать занимательный материал для того, чтобы создавать домашнюю игротеку и иметь возможность организовывать совместные с детьми игры.
Мы проанализировали результаты проделанной работы посредством наблюдения за развитием математических способностей ребенка и на основе этого составили план продолжения своей работы по данному вопросу, усовершенствовав ее.
Заключение (Вывод)
Опыт показывает, что наш ребенок испытывает небольшие затруднения в овладении количественными знаниями. Поэтому, по нашему мнению, включение в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи занимательных математических игр, задач, развлечений позволяет развить умственную деятельность, основанную на непосредственной заинтересованности нашего ребенка,
Мы, родители, сами заинтересовались данной темой, получили новую и полезную информацию о формировании элементарных математических представлений у ребенка в условиях семьи посредством занимательных математических заданий, поэтому подкупили новые игры, тетради, литературу по математике и логике для детей +3
Проведение таких занятий с ребенком показало, что данный вопрос заслуживает всестороннего изучения, так как после проведенной работы у нашего ребенка возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Применение занимательной математики в непринужденной форме в условиях семьи закрепляет математические представления у ребенка путем использования занимательного математического материала в игровой деятельности на прогулке, во время дороги в ДОУ и домой, в поездках, на кухне позволяет формировать элементарные математические представления у детей
Результат проекта
Проект актуален, так как знакомит детей с занимательной математикой,
формирует элементарные математические представления у ребенка в условиях семьи посредством занимательных математических заданий и даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания в быту В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности:
технологическая - умение планировать этапы своей деятельности, доводить начатое дело до конца, устанавливать причинно-следственные связи
информационная- умение ориентироваться в информационных источниках, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы по данной теме.
социально-коммуникативная- умение получать необходимую информацию в общении, принимать участие в коллективных делах, взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых
Наши рекомендации другим родителям нашей группы
При отборе программного материала родителям следует:
1. Советоваться с воспитателем по вопросу формирования элементарных математических представлений у детей и подборе обучающего материала
2. Учитывать какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
3. Принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
4. Обращайте внимание детей на форму, различных предметов в окружающем мире, их количество.
Так в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Дальнейшее развитие проекта
В качестве перспективы нашей дальнейшей работы мы видим создание соответствующего предметно-познавательного пространства направленного на формирование элементарных математических представлений у ребенка в условиях семьи
В перспективе работы детского сада: участие нашего ребенка в викторинах, конкурсах по ФЭМП, представление презентации другим родителям нашей группы
В Интернет-ресурсах представить Проект сайте нашего воспитателе и на сайте нашей группы
Список литературы
1. Данилова В. В. ; Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. и др. Обучение математике в детском саду - М., 1997.
2. Ерофеева Т. И. и др., Математика для дошкольников. - М., 1994 1. Метлина Л. С «Математика в детском саду» - М, 1999
3. Михайлова З. А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» - Дошкольное воспитание 2002 №8
4 Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1988.
5. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Просвещение, Учебная литература, 1996
6. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М. ,1992.
7. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М. : Аркти, 2008.
8. Стожарова М. Ю. Математика – учимся играя. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008.
9. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М., 1980.
10. Тихомирова Л. Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. с. Столяр А. А. «Давайте поиграем»
11. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. - М., 2000
12. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.