киселёва ирина
Краткосрочный проект «Мастерская народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Срок реализации: 30 января — 10 февраля 2017 года.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность.
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность. Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Публикация «Краткосрочный проект „Мастерская народных умельцев“» размещена в разделах
Цель.
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
-Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов.
-Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством – дымковской
игрушкой, хохломской, городецкой росписью, гжелью.
- Развивать навыки художественного творчества у детей.
-Воспитывать любовь к русскому народному прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Система педагогического взаимодействия:
Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с родителями.
Работа с родителями.
Выполнить совместные задания к проекту; привлечь родителей к сбору предметов народных промыслов для мини-музея
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Подготовка материалов:
• Составление перспективного плана, разработка конспектов.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов).
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей. Действия родителей: ознакомление с планом проекта, его задачами. 2. Основной этап.
Познавательная деятельность:
Беседы : «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка».
Просмотр презентаций: «Волшебство народных промыслов», «Народные промыслы», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Хохлома».
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Чтение художественной литературы: «Садко»(запись П. Рыбникова, отрывок, «Никита Кожемяка», «Нежно – голубое чудо» (М. Боброва).
Разучивание тематических стихотворений и песен.
Непосредственно образовательная деятельность:
Изобразительная деятельность.
Рисование.
«Городец». «Городецкая доска». «Композиция с цветами и птицами. Городец». «Дымковские узоры». «Волшебная птица Хохлома». «Элементы гжельской росписи». «Кувшин. Гжель».
Аппликация.
«Ваза. Гжель».
Лепка.
Дымковская игрушка: «Лошадка», «Индюк». «Хохломская тарелка».
Коммуникация.
«Русская народная игрушка». «Беседа с детьми о видах декоративно – прикладного искусства». «Беседа о гжели».
Познание. Формирование целостной картины мира.
«Культура и традиции русского народа». «Матрёшка – символ России». «Итоговая беседа о народных промыслах».
Игровая деятельность:
Подвижные и хороводные народные игры.
«Гуси-Лебеди», «Горелки», «Каравай», «У медведя во бору», «Ручеек».
Сюжетно - ролевые игры.
«Угостим матрешек чаем»; «Ярмарка», «Мастерская народных умельцев».
Дидактические игры.
«Узнай узор», «Обведи и раскрась», «Русские узоры», «Чей сувенир?», «Собери целое».
Действия родителей.
Помощь в сборе предметов народных промыслов для мини-музея.
Посещения мастер-класса по прикладному творчеству.
2. Заключительный этап.
Оформление выставки рисунков и поделок детей «Чудеса в решете»
Оформление мини-музея народной куклы.
Результативность проекта :
Опыт работы по проекту показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Это доступно их восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Дети познакомились с историей возникновения промыслов. Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает у детей любовь к родному краю и к своей стране в целом.